Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие черты родо-племенных отношений переносятся на олимпийский пантеон?





История мировой литературы

(Античная литература)

 

 

Направление подготовки

032700 – Филология

 

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 


 

ОДОБРЕНОкафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии

Протокол № от «__» _______ 2015 г.

 

Зав. кафедрой, профессор ___________ З.И. Резанова

 

 

РЕКОМЕНДОВАНОметодической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент Ю.А. Тихомирова

«__»_____________ 2015 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «История античной литературы» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 20 ч, самостоятельная работа студентов - 70 ч. Экзамен в первом семестре.

 

составитель:

Суханова Софья Юрьевна– кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.



 

рецензент:

Садыкова Ирина Викторовна –кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Целью курса «История античной литературы» является знакомство с теорией и историей возникновения и развития жанров античной литературы.

Задачи курса «История античной литературы»:

1) ознакомление с основным корпусом античных мифологических сказаний и классическими произведениями античной литературы;

2) формирование представлений о художественном своеобразии античной литературы, условиях ее формирования и развития;

3) выработка навыков литературоведческого анализа;

4) истолкование категориального аппарата и формирование навыков его использования в анализе конкретных текстов античной литературы;

5) формирование навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками.

 

Место курса: входит в блок дисциплин «История русской и зарубежной литературы».



 

 

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

• основные тенденции античной литературы в ее историческом развитии;

• эстетические и художественные особенности творчества античных авторов;

• принципы построения художественного мира в основных жанрах античной литературы (эпосе, лирических жанрах, трагедии и комедии, романе);

• особенности античного миропонимания и менталитета;

• систему основных понятий и категорий (литературоведческих, философско-эстетических), необходимых для анализа художественных текстов античной литературы.

Студент должен уметь:

  • анализировать художественные тексты античной литературы, пользуясь основными литературоведческими и философско-эстетическими понятиями и категориями;
  • ориентироваться в основных этапах истории формирования и развития античной литературы;
  • пользоваться исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками;
  • ориентироваться в современных исследованиях по античной литературе.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Введение. Общая характеристика античной литературы.

Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Мифология древней Греции. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков. Основные периоды развития мифология.

3. Древнегреческий эпос

3.1 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.



3.2 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».

4. Древнегреческая лирика. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

5. Древнегреческая драматургия. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

5.1 Древнегреческая трагедия.

5.1.1. Творчество Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

5.1.2. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

5.1.3. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

5.2 Древнегреческая комедия.

5.2.1. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

5.2.2. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Творчество Менандра. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

6. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

7. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

8. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

9. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

10. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

11. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

12. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

13. Творчество Катулла. Жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского». «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

14. Творчество Вергилия. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

15. Творчество Горация. Жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»). Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

16. Творчество Овидия. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

17. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

18. Общая характеристика римской сатиры.

18.1. Мениппея Сенеки «Отыквление».

18.2. Творчество Ювенала.

18.3. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика. Специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

19. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

20. Роман Апулея «Метафорфозы, или Золотой осел». Жанровая природа и композиция романа Апулея. Особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

 

III. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

По разделу 1.

  1. Образец письменного зачета по мифологии.

Задание 1.

 

1. Мифы о происхождении солнца – это…

Какие черты родо-племенных отношений переносятся на олимпийский пантеон?

А. Наличие патриарха.

Б. Наличие родственных и брачных отношений между богами.

В. Распределение функций и сфер деятельности.

Г. Отсутствие иерархии между богами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.