Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. Основные группы источников по истории театра





 

Тема 3.1. Государственные законодательные акты, нормативные документы государственных учреждений и общественных организаций

Значение актов законодательных и исполнительных органов власти, постановлений, решений, инструкций государственных учреждений и общественных организаций как исторических источников.

Характер законодательных актов и нормативных документов, их виды и особенности.

Законы и постановления, регламентирующие государственное устройство, общественно-политическую и экономическую жизнь страны, как источник истории культуры, театра. Театральное законодательство XVIII — начала XX вв. Театральное законодательство XX в.

Основные публикации законодательных актов и нормативных документов. Поиск современных законодательных актов и нормативных документов в интернете, на сайтах www.consultant.ru, www.mincult.isf.ru.

 

Тема 3.2. Драматургия

Значение драматургии как источника истории театра. Литературоведческий и театроведческий подходы к изучению драматургии. Авторские редакции драматических произведений. Работа театра с автором. Переводы зарубежной драматургии,их различия.



Типы изданий драматических произведений: отдельное издание, сборник, избранные сочинения, собрание сочинений, серийные издания.

Указатели драматических произведений.

 

Тема 3.3. Рабочие экземпляры пьес

Значение рабочих экземпляров пьес как источника истории спектакля. Сценический текст пьесы. Режиссерские, суфлерские, цензорские экземпляры пьес. Режиссерские партитуры К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда. Режиссерские планы Е.Б. Вахтангова. Стенограммы и записи репетиций крупнейших российских режиссеров.

 

Тема 3.4. Репертуар театров

Понятие «репертуар», выявление репертуара театров ― важнейшее условие изучения истории сценического искусства. Источники сведений о репертуаре: театральные летописи и хроники, программы спектаклей, периодическая печать, афиши, интернет. Прикнижные и пристатейные указатели репертуара театров.

 

Тема 3.5. Периодическая печать

Понятия «периодическая печать», «сериальные издания». Значение периодики как источника истории театра. Общие и специальные периодические издания. Театральная периодика.



Типы материалов о театре в периодической печати: рецензии, критические и историко-теоретические статьи, актерские и режиссерские. портреты, биографические материалы, мемуары, законодательные документы, хроника, информация и др. Преобладание тех или иных типов материалов о театре на различных этапах развития прессы. Идейная позиция издания, автора и ее проявления при оценке театральной жизни.

Проблема достоверности сведений, публикуемых периодической печатью; необходимость сопоставления материалов из различных изданий.

Основные этапы развития российской театральной периодики. Наиболее значительные театральные журналы и газеты.

Библиографические указатели газет и журналов. Указатели содержания периодических изданий.

 

Тема 3.6. Мемуарная литература

Понятие «мемуаристика», «эпистолярия». Значение мемуаристики как источника истории театра.

Типы мемуарной литературы: воспоминания, дневники, письма, автобиографии, путевые записки и т.п. Круг сведений в мемуарной литературе. Своеобразие позиций мемуаристов-деятелей сцены и мемуаристов-зрителей.

Проблема достоверности воспоминаний: искажение фактов, в связи с идейными позициями авторов или поверхностным знанием этих фактов, умолчания, аберрация памяти, обработка воспоминаний редакторами и другими сторонними лицами. Необходимость сопоставления фактов и оценок, приводимых мемуаристами, с другими источниками истории театра.

Основные этапы развития русской театральной мемуаристики. Наиболее значительные воспоминания и сборники писем деятелей русского театра. Указатели мемуарной литературы.



 

Тема 3.7. Делопроизводственная и личная документация

Значение делопроизводственных документов руководящих государственных органов, общественных организаций, театрально-зрелищных предприятий и личных документов деятелей культуры как источников истории театра.

Типы документов, хранящихся в делопроизводственных и личных архивных фондах: законодательные акты, распоряжения вышестоящих инстанций и отчеты подведомственных учреждений; делопроизводственная переписка; материалы повседневной деятельности театров, в том числе распоряжения руководителей коллективов, документы режиссерских управлений и литературных частей, протоколы и стенограммы заседаний художественных советов и других органов коллегиального руководства, режиссерские книги, бухгалтерские документы и др.; материалы работы над спектаклями, в том числе режиссерские экспозиции, записи и стенограммы репетиций, эскизы оформления, зарисовки, фотографии и др.; личные дела деятелей сцены, биографические материалы, рукописи пьес, воспоминаний, дневников; личная переписка и др.

Основные фонды Российских государственных архивов, содержащие документы по истории театра XVIII — начала XX вв.: фонд дирекции императорских театров, фонды высших органов власти и других центральных государственных учреждений, фонды местных учреждений, фонды общественных организаций деятелей театра; ХХ в.: фонды высших органов власти СССР, фонд Наркомпроса, фонд ЦК союза Рабис, фонды высших органов власти Российской Федерации, фонды отдельных театров. Личные архивные фонды.

Путеводители по архивам. Правила публикации исторических документов.

 

Тема 3.8. Изобразительные материалы

Значение изобразительных материалов как наглядного источника истории театра.

Типы изобразительных материалов по истории театра: изображения, отражающие процесс подготовки спектакля, в том числе эскизы декораций, костюмов, гримов; изображения, фиксирующие осуществленные постановки, в том числе зарисовки и фотографии сцен из спектаклей, актеров в ролях; произведения живописи, графики, скульптуры, характеризующие историю театра, в том числе портреты актеров в жизни и в спектаклях, карикатурные изображения деятелей сцены, актерского быта, отдельных моментов театральнойжизни; гравюры и литографии на театральные тема, их опосредованная связь с процессом развития искусства сцены; фотографии сцен из спектаклей, актеров в ролях и в жизни. Зависимость ценности фотографии от уровня техники фотографирования. Основные иконографические издания.

 

Тема 3.9. Кино и видеофильмы

Киноискусство как источник истории театров. Хроникальные фильмы о театрах и деятелях сцены. Кинокадры и киноэпизоды, являвшиеся составной частью спектакля. Фильмы, фиксирующие спектакль или отрывок из спектакля. Фильмы-спектакли. Экранизация драматических и музыкальных произведений. Игровые фильмы с участием выдающихся мастеров сцены.

Фильмография.

 

Тема 3.10. Звукозаписи

Значение звукозаписей как источника истории театра. Зависимость ценности звукозаписи от уровня развития звукозаписывающей техники. Наиболее значительные записи творчества выдающихся актеров, певцов, музыкантов-исполнителей. Дискография.

 

Тема 3.11. Статистические источники

Значение статистических материалов как источника истории театра. Основные направления критического анализа статистических материалов. Театральная статистика.

Основные публикации статистических материалов. Поиск статистических материалов в интернете на сайте www.mincult.isf.ru.

 

Контрольная работа

 

В процессе ознакомления с курсом студент выполняет контрольную работу, цель которой — привить устойчивые навыки как театроведческих разысканий, так и библиографического описания произведений печати (источников).

Предметом контрольной работы может являться библиографическая роспись материалов о театре, содержащихся в том или ином периодическом издании, либо подготовка студентом краткой заметки энциклопедического характера о том или ином деятеле (явлении) театрального искусства.

Название подлежащего библиографической росписи издания и хронологический период в первом случае, как и конкретная тема — во втором, назначаются преподавателем и оговариваются с каждым студентом индивидуально.

При проверке контрольной работы особое внимание уделяется правильному оформлению библиографического описания и полноте учтенных материалов, либо умению студента пользоваться разными типами источников, сопоставлять и анализировать разнородную, а иногда и противоречивую информацию, знанию правил оформления научного аппарата работы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.