Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Теоретические основы источниковедения

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социологии и управления персоналом

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____» _____________ 2012 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

 

Для направления подготовки

Документоведение и архивоведение»

Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения – очная

 

Санкт-Петербург

 


ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» и профилю «Документоведение и документационное обеспечение управления».

 

 

Обсуждено

на заседании кафедры социологии и управления персоналом

«__»________ 2012 г., протокол № __

 

Зав. кафедрой _________________ / С.С. Бразевич

 

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета социального управления

 

«__»________ 2012 г., протокол № __

 

Председатель методического совета _________________ / Я.В. Кондратьева

 

СОГЛАСОВАНО:

 

 

Зам. проректора

по вузовскому образованию

О.Г. Смешко /____________/

 

Начальник методического отдела

Е.В. Новик /____________/

 

 


1. Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины – формирование студентом целостного представления об историческом источнике и его критическом анализе, понимание места дисциплины в системе других дисциплин, основных этапов развития исторических источников, их систематизации и методах формулярного анализа.

Задачи дисциплины:

· формирование основ теоретических знаний об основных понятиях и терминах источниковедения как науки, об основных тенденциях развития различных источников;



· ознакомление с основными источниками по отечественной истории и методами их изучения;

· формирование умений использования методов отбора и классификации различных типов источников и последующей обработки содержащейся в них информации;

· формирование профессиональных навыков источниковедческого анализа и синтеза; навыков практического источниковедения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

«Источниковедение» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.13) ООП бакалавриата по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» (профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления»). Дисциплина адресована студентам третьего курса.

В методическом плане данная учебная дисциплина базируется на результатах освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «История», «Социология», «Философия», «Стилистика и литературное редактирование»; математического и естественно-научного цикла: «Информатика», «Основы информационной культуры»; профессионального цикла: «Документоведение», «Архивоведение».

Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

 

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОКВ-4 Способен к письменной и устной коммуникации, пониманию и анализу научной литературы по специальности на иностранном языке; умеет адекватно ориентироваться в стандартных бытовых ситуациях в иноязычной среде; владеет навыками общения на иностранном языке в сфере деловой коммуникации; владеет знаниями иностранного языка для обеспечения профессиональной деятельности.
ОКВ-6 Способен понимать сущность и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества; работать с компьютером, как средством управления информацией; владеть основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах; использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК-2 Способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике.

 

Студент должен:

 

знать общую характеристику грамматического строя изучаемого иностранного языка, орфоэпические и орфографические нормы, стандартные клише и выражения, употребляемые в типичных ситуациях общения, основы иностранного языка в сфере деловой коммуникации, необходимый лексический объем для осуществления профессиональной деятельности на иностранном языке ОКВ-4
  принципы построения, состав, назначение аппаратного и программного обеспечения компьютера; основные понятия, принципы построения и организации корпоративных информационных систем, компьютерных сетей; назначение и функциональные возможности различных офисных программ; основные приемы алгоритмизации и программирования; основы обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях ОКВ-6
  базовые термины и понятия, принципы , правила в области документоведения и архивоведения а также деятельности государственных учреждений России; специфические методы документоведения, архивоведения и специфику деятельности учреждений с различной формой собственности; характер проблем в документационном обеспечении управления; основные тенденции и проблемы российского и мирового документоведения и архивоведения ПК-2
уметь осуществлять устную и письменную коммуникацию в типичных ситуациях общения, вести переписку личного характера и деловую переписку на иностранном языке, понимать на слух иноязычную речь в пределах изучаемого материала, осуществлять поиск информации в словарях и различной справочной литературе, читать и переводить со словарем и без него художественную литературу, публицистические тексты, Интернет-тексты и научную литературу ОКВ-4
  использовать аппаратные и программные средства компьютера; работать в качестве пользователя персонального компьютера в различных режимах и с различными программными средствами; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные с помощью электронных таблиц;; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях; выбирать адекватные угрозам информационной безопасности средства защиты ОКВ-6
  диагностировать взаимосвязь документоведения и архивоведения с эффективностью работы организаций и предприятий; определять уровень своего профессионального мастерства в сфере документоведения и архивоведения; излагать и критически анализировать базовую информацию по дисциплинам направления и профиля; анализировать свои индивидуальные качества и эффективно использовать их в практической деятельности ДОУ ПК-2
владеть навыками говорения и письма на иностранном языке, понимания на слух иноязычной речи, навыками перевода,навыками адекватного языкового поведения в типичных ситуациях общения и в сфере деловой коммуникации ОКВ-4
  приемами создания сложных структурированных документов; поиска, сортировки и фильтрации данных; навыками работы в современной программно–технической среде; приемами работы с общими файлами в локальных сетях; навыками работы с инструментальными средствами обеспечения информационной безопасности ОКВ-6
  навыками анализа теории и методики документоведения и архивоведения; анализа в области документоведения и архивоведения; эффективной организации и технологии ДОУ, кадрового делопроизводства; обеспечения информационной безопасности и защиты информации; навыками использования информационных технологий в ДОУ и архивном деле ПК-2

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПКВ-1, ПКВ-2, ПКВ-4, ПКВ-6, ПКВ-7 (согласно ФГОС ВПО):

 

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ПКВ-1 Владеет базовыми знаниями и навыками в области информационных систем‚ использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров.
ПКВ-2 Владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения и способностью их широкого применения.
ПКВ-4 Владеет основами информационно-аналитической деятельности с различными источниками информации и способностью их применить в профессиональной сфере.
ПКВ-6 Владеет принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам и способностью анализа ценности документов с целью их хранения
ПКВ-7 Владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы, способностью ее использования для разных типов и видов публикаций‚ составления библиографических и архивных обзоров

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

  Наименование и (или) описание компетенции Код компе-тенции
Знать назначение и виды информационных систем; структуры, конфигурации информационных систем, общую характеристику процесса проектирования информационных систем ПКВ-1
  основные направления, проблемы теории истории и методы источниковедения; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития ПКВ-2
  знать теоретические и научно-методические основы классификации и экспертизы документов научно-информационной деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов ПКВ-4
  профессиональную терминологию в сфере справочно-информационных средств к документам и ценности документов с целью их хранения; основные правила организации экспертизы ценности документов; основные правила организации справочно-информационного обслуживания ПКВ-6
  основы документоведения, архивоведения и источниковедения; лингвистические и лексикографические аспекты аннотирования и реферирования; составные части обзора ПКВ-7
Уметь анализировать предметную область; разрабатывать информационно-логическую, функциональную и объектно-ориентированную модели информационной системы ПКВ-1
  работать с историческими источниками и их интерпретировать; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамик и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения ПКВ-2
  подбирать источники и профессиональную литературу; использовать базы данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций ПКВ-4
  анализировать ценность документов с целью их хранения; оформлять результаты экспертизы ценности документов; использовать в деятельности современные компьютерные технологии; составлять и вести справочно-поисковые системы (научно-справочного аппарата), учетных документов ПКВ-6
  работать с различными типами (видами) источников; составлять библиографические и архивные обзоры; проводить правку документов ПКВ-7
Владеть навыками формирования информационных систем; методами и средствами представления данных и знаний о предметной области; методологией разработки моделей и средствами разработки архитектуры информационных систем ПКВ-1
  представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников ПКВ-2
  навыками документирования управленческой информации, рационализации документооборота, технологии обработки документов с целью их сохранности и передачи на хранение; навыками работы в государственных, муниципальных, ведомственных архивах и архивах организаций ПКВ-4
  навыками организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации; участия в работе по передаче документов в архив, включая экспертизу ценности документов; самостоятельной работы с информационными технологиями, применяемыми в деятельности современных организаций; применения правил, принципов, методов создания, внедрения, использования справочно-поисковых средств к документам ПКВ-6
  навыками подготовки справочно-поисковых средств; реферирования и аннотирования научной литературы ПКВ-7

 

Освоенные студентом компетенции как результат процесса обучения дисциплине «Источниковедение» могут стать основой для изучения таких дисциплин как: «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле» (Б.3.14), «Информационное обеспечение управления» (В.3.11), «Документная лингвистика» (В.3.3), «Дипломатика» (В.3.15), «Конфиденциальное делопроизводство» (В.3.9).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

  Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры Блоки
5 семестр 9 блок
Аудиторные занятия (всего) 48/1 48/1
В том числе:    
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа (всего) 104/3 104/3
В том числе: написание рефератов, подготовка слайдов, докладов к семинарским занятиям
Курсовая работа
Экзамен
Общая трудоемкость часы зачетные единицы  
 

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание тем дисциплины

Тема 1. Теоретические основы источниковедения

Предмет источниковедения: все типы и виды источников во всем многообразии их форм и содержания. Объект источниковедения – фиксированная речь. Отличия между языком устным и письменным. Понятия источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. Междисциплинарные связи источниковедения. Задачи источниковедения. Методы источниковедения. Классификация источников по типам и видам.

Тема 2. Основные этапы развития источниковедения как научной дисциплины

Становление и развитие источниковедения как науки. Развитие теории источника. Проблема научной критики источников. Внешняя и внутренняя критика. Позитивистская концепция источника и ее научное значение. Современный уровень развития источниковедения как науки.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.