Сделай Сам Свою Работу на 5

НАШИ ОТВЕРГНУТЫЕ «Я» В ОТНОШЕНИИ К ДРУГИМ «Я»





Руководство по Диалогу голосов

МОСКВА "эксмо"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ДОМИНО

2003

УДК 159.9 ББК 88.6 С 81

Перевод с английского А. Бойкова, А. Костровой

Стоун X., Уинкельман С.

С 81 Принимая собственные «я»: Руководство по Диалогу

голосов / Пер. с англ. А. Бойкова, А. Костровой. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Домино, 2003. — 304 с.

ISBN 5-699-04499-Х (Эксмо) ISBN 5-8142-0113-4 (Домино)

Индивидуальная личность каждого человека обладает потенциалом развития, позволяющим ей сформировать сложный внутренний мир. Благодаря этой книге вы сумеете проникнуть в тайны собственного подсознания и познакомиться с множеством ваших субличностей, каждая из которых является особой энергетической моделью. Среди них — «толкач», «критик», «угодник», «защитник-контролер», «уязвимый ребенок» и другие члены вашей «внутренней семьи».

Метод Диалога голосов, разработанный авторами книги, всемирно известными психологами, — это мощный инструмент самопознания, незаменимый в процессе развития и трансформации личности.

УДК 159.9 ББК 88.6

© ООО «Издательство «Эксмо». Оформление, 2003

© «Домино», 2000 ISBN 5-699-04499-Х © Перевод. А. Бойков,



ISBN 5-8142-0113-4 А. Кострова, 2002

П.Р.Е«Д.И»СЛ«0»В«И«Е

Мы рады представить новое издание книги «Принимая собственные "я"». Четыре года прошли со времени выхода первого издания, и за это время мы исколесили Соединенные Штаты, Европу, Израиль и Австралию, где знакомили людей с нашим методом. Мы стали свидетелями распространения Диалога голосов по всему миру — порой в местах, в которых мы никогда не были, преподаваемого учителями, которых мы никогда не встречали. Разумеется, мы чувствовали большое удовлетворение, прежде всего потому, что подлинный дух работы сохранился в процессе столь широкого ее распространения.

Мы продолжали собственные исследования с помощью Диалога голосов, и некоторые новые концепции вошли в это издание. В частности, нас все более и более интересовала роль первичных «я» и их место в общем развитии личности. В нашей терапевтической работе мы теперь значительно больше времени уделяем первичным «я». Мы считаем, что для каждого из нас важно развивать полное понимание и реальную оценку первичных «я» и то, как они действуют в жизни каждого. Именно поэтому в настоящем издании акцент сделан на роли первичных «я». Добавлены также разделы, где описаны дополнительные энергии «личного/внеличного» и «бытия/действия», поскольку энергии эти доказали свою полезность.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Сознавая воздействие данного метода, мы все больше понимали и то, что при его применении нельзя забывать о мерах предосторожности. Поэтому раздел о безопасности был расширен, и мы советуем внимательно прочитать его. Просим вас помнить, что Диалог голосов — это инструмент общения, с помощью которого можно лучше узнать себя. Это не психотерапевтическая система и не подмена соответствующей психотерапии в случае ее назначения врачом.

В наших путешествиях, преподавательской деятельности и в публикациях мы настойчиво отказывались от любого вида сертификации, подтверждающей обучение Диалогу голосов. Нет такой дисциплины, как лечение с помощью Диалога голосов. Невозможно отделить его от понимания, что есть сон, символические образы, от знания энергетики, обучения процессам межличностного общения и множества иных подходов к развитию сознания. Чем богаче опыт ведущего во всех этих подходах, тем лучше будет качество сеансов. Это одна из причин, почему Диалог голосов может быть включен в любой теоретический подход или любую работу, посвященную личностному росту. Он дополняет и обогащает их, а не противопоставляется им. Именно по этой причине данный метод используется множеством психотерапевтов, психологов, а также непрофессионалов.

Не следует забывать, что Диалог голосов — не вещь в себе, а средство достижения цели. Как инструмент общения и исследования сознания он помогает привнести в нашу осведомленность внутреннее знание и углубленную интуицию, спящие в каждом из нас. Это один из множества подходов к процессу роста и трансформации личности. Каким бы эффективным инструментом ни был Диалог голосов, процесс всегда должен стоять на первом месте — тогда и инструмент останется необходимым.



ПРЕДИСЛОВИЕ

В первом издании данной книги была представлена наша ранняя концепция внутреннего взаимодействия многочисленных «я», и мы разработали теорию связывающих моделей. С тех пор наше понимание углубилось, мы значительно лучше стали понимать вопросы личностных отношений вообще и первичных отношений, в частности. По рекомендации нашего издателя мы изъяли из этого издания главу о взаимоотношениях. Сейчас готовится к печати новая книга, полностью посвященная вопросам взаимоотношений. В ближайшем будущем она выйдет в свет.

Мы уверены, что новое издание книги делает нашу работу более приятной и доступной для понимания. Она поведет вас, дорогой читатель, по пути открытий самым радостным и легким способом. Желаем вам счастливого путешествия.

Хэл Стоун и Сидра Уинкелъман Агьбион, 1988

П»р«о»л«о»г

ПРОБУЖДЕНИЕ

Жила-была тигрица. Однажды, когда она готовилась родить тигренка, пришлось ей пойти на охоту. Встретив стадо диких коз, тигрица погналась за ними и смогла добыть одну из них. Однако напряжение погони ускорило схватки: тигренок родился благополучно, но его мать умерла. Убежавшие козы вернулись, когда поняли, что опасность миновала. Приблизившись к мертвой тигрице, они обнаружили новорожденного тигренка и приняли его в свое стадо.

Тигренок подрастал в стаде коз, будучи уверенным, что по своей природе ничем не отличается от них. Он научился немного блеять, приобрел козий запах, привык питаться травой. Но в груди его билось сердце тигра.

Так оно и шло, пока на стадо не напал настоящий тигр, убивший одного из козлов. Стадо спаслось бегством, но молодой тигр остался, не чувствуя опасности для себя.

Старший тигр был опытным охотником, но такого он никогда еще в своей жизни не видел: молодой тигр ел траву, от него исходил козий запах, он не рычал, а блеял. Без лишних сантиментов старый тигр ухватил молодого за шкирку и подтащил его к ручью, ткнув мордой в его собственное отражение. Это не помогло: молодой тигр не заметил своей тигриной природы. Внешнее сходство со старым тигром ничего не значило для него.

ПРОЛОГ

Раздосадованный старый тигр поволок молодого обратно, к убитому козлу. Оторвав кусок мяса, он силой сунул его в пасть молодому. Тот был потрясен и просто оцепенел. Сначала он подавился и хотел выплюнуть сырое мясо, но старый тигр твердо решил показать молодому, кто же тот на самом деле. Старый тигр заставил молодого проглотить кусок, а потом сунул ему в пасть еще один. И на этот раз все было по-другому.

На этот раз молодой тигр позволил себе распробовать сырое мясо и теплую кровь. Он наслаждался едой. Прожевав мясо, тигр растянулся на траве, а потом, впервые за свою короткую жизнь, издал мощный рык — голос настоящего хозяина джунглей. После этого оба исчезли в лесной чаще.

Генрих Циммер начинает этим рассказом свою книгу «Философия Индии». Рык молодого тигра он называет «рыком пробуждения». Что такое «рык пробуждения»? Это открытие того, что мы — больше того, кем представляем себя. Это открытие того, что наше представление о себе неадекватно отражает нашу сущность. Словно мы спали, проснулись — и увидели, что вокруг все совершенно иное.

Рассмотрим еще раз историю тигра, выросшего среди коз. До встречи со старым тигром у него не было сомнений в своей козьей природе, что и определяло его мироощущение. Реальность молодого тигра — это реальность представителя козьего племени. Однако мы видим, что такое восприятие реальности позволяет ему ощутить лишь часть своей сущности. Мы знаем, что он способен испытать многие другие виды восприятия, эмоций и действий. Перефразируя рассказ, можно сказать, что козье «я» молодого тигра проявлялось лишь до того момента, когда старый тигр пробудил его истинную суть — суть настоящего хищника.

ПРОЛОГ

В каком-то смысле все мы воспитаны подобно козам. Наше культурное и семейное окружение приучило нас думать, чувствовать и видеть особым, заранее предопределенным образом. Заученные способы восприятия действительности составляют все, что мы знаем. А значит, допускаем мы, мир вокруг нас живет так, как мы воспринимаем его; и воспринимаемое нами собственное «я» суть единственное «я», которое вообще существует. Такова она, наша действительность.

Предположим, человек воспитывается в семье, которая поклоняется уму. Если этот человек верит в то, что ум является основным источником информации о мире, тогда он оказывается в такой же ситуации, что и тигр, выросший среди коз. Этот человек ничего не будет знать о своей «другой» природе. Он ничего не будет знать о своем воображении, глубинной интуиции, о реальности и ценности других чувств. Он не будет иметь доступа к информации, получаемой из этих источников. Ему будет отказано в богатствах и удовольствиях, которые дарует «другая» природа.

Именно «другую» природу — «потерянные» части самих себя — стремятся восстановить эта книга и Диалог голосов. Смеем надеяться на то, что, используя технику и понимание процессов, описанных в данной книге, вы сами сможете издать грозный «рык пробуждения» и открыть богатство ваших неисследованных «я».

жтод ршта

Т0710Ш

 

Г•П^A^B^/K^^

нота *шад т созжш

ВВЕДЕНИЕ В НАШИ «Я»

Миг пробуждения — совершенно особый момент нашей жизни. Он может наступить, когда мы бодрствуем, стать результатом сна или медитации. Этот момент всегда сопровождается повышенным осознанием реальности: наше восприятие и чувства обостряются, нами владеет ощущение вдруг распахнувшихся просторов. Момент пробуждения хорошо показан в случае с Мэрилин, женщиной за тридцать, обладающей гипертрофированным чувством материнства. Всю жизнь она обращалась со всеми, как мать обращается со своим ребенком, считала своей обязанностью заботиться обо всем мире. Такое отношение было в ее «козьей природе». После начала терапии Мэрилин увидела сон. Это случилось в момент пробуждения, когда Мэрилин начала растождествляться с материнской природой, пробуждаться от «сна», ошибочно принимаемого за реальность.

Звуки стали резкими. Очень шумно, кругом беспорядок, я не могу отдохнуть. Наконец просыпаюсь, оглядываюсь. Словно я в незнакомом доме и все же знаю, что это мой дом, я давно в нем живу. Напротив кровати зеркало. Я смотрю в него и с ужасом вижу, что постарела, пока спала. Шум становится оглушительным, и я

ЧАСТЬ»!

выхожу, чтобы узнать, откуда он. Подойдя к двери на кухню, понимаю: шум идет оттуда. За кухонным столом сидит много людей: одни — молодые, другие — намного старше меня. Все одеты в детскую одежду и ждут, когда их покормят. Увидев меня, начинают стучать тарелками о стол, называя меня «мамой». На другом конце комнаты я вижу моего духовника, стоящего спиной ко мне. Жду, что он объяснит мне происходящее, но когда он оборачивается ко мне, я вижу детский нагрудник на нем и тарелку в его руке. Бегу к двери, чтобы уйти из кухни, но, пробегая мимо стола, вижу за ним своих родителей, тоже в нагрудниках. Подбегаю к двери — в комнату вошел мужчина. Знаю, что это мой муж, но не тот человек, который был моим мужем, когда я ложилась спать. Он пристает ко мне, и я чувствую облегчение: хотя бы он не принимает меня за свою мать! Но, поглядев внимательнее, я вижу на нем детские штанишки, и его лицо — лицо ребенка. Я думаю, что это кошмарный сон, бегу и закрываюсь в своей комнате, чтобы окончательно проснуться, но знаю, что не сплю. Спрашиваю себя снова и снова: «Что я делала, когда спала?» В комнату входит Рей [терапевт, работающий в городе, в котором жила Мэри-лин]. Не поможет ли он понять происходящее? Но он плачет, потому что ушиб колено и хочет, чтобы я забинтовала его.

Этот сон ясно показывает момент пробуждения Мэрилин. До этого единственной реальностью, которую она знала, была самоотождествленность с «матерью» (иными словами, «козья природа»), в которую женщина заперла себя с самого детства. Образ, увиденный во сне, показался ей мучительным и горьким: пока Мэрилин спала, она постарела, а все другие вокруг нее стали детьми, которых надо было накормить. Но теперь Мэрилин проснулась и отделяет

МЕТОЛ ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

себя от своей «материнской» природы. Она смотрит на себя и свое окружение новыми глазами, начинает задавать вопросы и искать чего-то иного. В ней пробудилось любопытство. Она хочет узнать, что еще существует в ней, помимо «матери», и двинуться к полноте собственной сущности. Как молодой тигр открыл в себе «я» тигра, так и Мэрилин откроет в себе те части своей истинной природы, которые раньше были ей неизвестны.

«Рык пробуждения» не всегда является рыком. Мы можем пережить его как рык, когда он применим к нашей природе «тигра» — нашей сексуальности или иным сильным чувствам. Однако иные стороны личности тоже ждут своего открытия. Ральф, преуспевающий, трудолюбивый, уравновешенный шестидесятидвухлетний мужчина, увидел такой сон-откровение:

Я иду по сельской дороге. Вдруг слышу шум, похожий на плач. Смотрю вниз и на обочине дороги вижу руку, торчащую из земли. Я потрясен, подбегаю к руке и начинаю копать в этом месте. Я копаю все глубже и глубже, пока не докапываюсь до тела ребенка трех-четы-рехлет отроду. Он едва жив. Я стряхиваю с него землю и беру его на руки.

В этом сне пробуждение проявляется как откапывание чего-то давным-давно погребенного — «внутреннего ребенка». Ральф всю жизнь отождествлял себя с чертами характера, продвигавшими его к финансовому и политическому успеху. Но чего-то не хватало в его жизни. Ральф никогда не знал, что такое настоящие, близкие отношения с людьми. Во сне он коснулся этой близости, сделав удивительное открытие, что очень важные части его сущности: уязвимость, страх перед миром, ощущение изолированности, опасение оказаться брошенным — были похоронены. Эти качества

ЧАСТЬ»!

воплощал «зарытый ребенок», одно из «я» Ральфа, подавленное в четырехлетнем возрасте.

Иногда процесс осознания того, что заключено в нас, представляется нам путешествием. Это весьма распространенный мотив в символике снов. Пятидесятилетней женщине в начале путешествия, открывшего ей самое себя, приснилось, что она должна отправиться в путь одна, без мужа или кого-либо еще. Путешествие было долгим, женщина с трудом отыскала путь домой. Ее подсознание рисовало растущее сознание как путь, который необходимо пройти в одиночестве. Это длинная и трудная дорога домой, ибо для того, чтобы познать собственную «природу тигра» и издать «рык пробуждения», мы должны узнать и объединить множество своих «я», которые составляют богатство и целостность нашей личности. Когда мы открываем каждое новое «я» и начинаем уважать его, оно становится источником информации в нашем бесконечном пути.

Осознав тягу к отождествлению с «матерью», Мэрилин (женщина, которой приснилось, что она является матерью каждого) поняла, что помимо этого она отождествляется с рациональным «я». Мэрилин занялась медитацией, что позволило ей испытать нечто совершенно новое. Однажды ей приснился сон с явно религиозным оттенком. Это огорчило женщину, поскольку духовность не являлась частью ее «козьей природы» — рациональности. Во сне Мэрилин увидела следующее:

Я проснулась, чувствуя сильное беспокойство. Больше не могла заснуть, спустилась в гостиную, закурила. В кухне горел свет, немного освещая и гостиную. Поэтому я не стала зажигать свет в гостиной. Ковер в этой комнате песочного цвета, и луч света из кухни осветил его. Я бездумно смотрела на освещенное пятно, и вдруг мне показалось, что на нем что-то написано.

МЕТОЛ ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

На нашем кофейном столике столешница стеклянная, и я подумала, что на ней лежит письмо и свет каким-то образом проецирует слова на ковер. Но столик был пуст. Я даже подвинула его немного, но написанное осталось на ковре. Я попыталась было ногой стереть слова, подумав, что дети пальчиками что-то написали на ворсе. Но надпись не исчезала. Я села на ковер, пытаясь прочитать написанное, но не смогла. Еще подумала: кто бы ты ни был, пожалуйста, дай мне знать, что ты хотел сказать. Тогда на ковре стали по очереди появляться слова, которые я смогла прочитать. Если я не могла прочитать слово и смущалась от этого, слово вновь сразу же появлялось на ковре. Это происходило каждый раз, когда я была в замешательстве. Передо мной уже был не ковер песочного цвета, а словно сам песок со словами, глубоко выдавленными на нем. Я помню эти слова:

«Ты еще не встретилась с собой. Ты должна любить свою жизнь. Обрети состояние надежды, которое обладает светом, способным осветить путь твоей души. Я дал тебе Мэри [фигура во сне, от которой она пробудилась и которая была источником ее замешательства]. Почему ты не надеялась? Теперь ты заново начала жить. К надежде прибавь любовь и следуй за ними к своему "я ". Путешествие началось».

Я закрыла глаза и подумала, что схожу с ума. Я все это себе вообразила. Запись не может появиться на ковре. Что-то сказало мне: «Сможешь ли ты бросить камень в тех, кто не видит?»

Я открыла глаза — и слова исчезли. Я встала и пристально посмотрела на то место, где они были. Я думала, что они должны оставить след, потому что они находились не на поверхности, а были вдавлены, словно и вправду написаны на песке. Никакого следа не было. Я рассердилась на себя, потому что не приняла этого сразу и таким образом упустила некоторые слова.

ЧАСТЬ»!

В истории с тигром «рык пробуждения» знаменует открытие первичной, подсознательной природы. Он говорит нам, что мы должны стать теми, кто мы есть на самом деле. Ральф нашел потерянного маленького мальчика из своего детства, который с помощью этого процесса будет возвращен ему. В случае Мэри-лин мы сталкиваемся с совершенно другим видом энергии — той, что мы называем духовной или трансперсональной энергией. Видение ввело ее в совершенно иную реальность. Мэрилин должна была обрести новое состояние духа — состояние надежды, которая может осветить путь для ее души. Голос ее души предложил способ, который сильно отличался от всех известных ей до сих пор! В сущности, она должна была развить в себе новый образ мышления, более совместимый с природой этих внезапно возникших духовных энергий. Эволюция сознания полна таких сюрпризов.

В противоположность Мэрилин, Джейн была слишком сильна. Ее «рык пробуждения» случился во время сеанса психотерапии. Она научилась быть сильной в этом мире, но за счет своего «внутреннего ребенка» и базовых инстинктивных реакций. Джейн познакомилась со своим «внутренним ребенком» во время сеанса Диалога (метод Диалога голосов описан в главе 3), когда «внутреннему ребенку» разрешили выйти в реальность — впервые в ее взрослой жизни. В результате Джейн ощутила присутствие «ребенка» и таким образом успешно растождествилась с ним. Несколько ночей спустя она столкнулась с утерянными подсознательными энергиями в следующем сне:

Я нахожусь в комнате с маленьким львенком. Я в ужасе бросаюсь к двери, открываю ее и выталкиваю львенка. Возвращаюсь в комнату, облегченно вздохнув, но вижу другого, большого льва. В ужасе бегу к двери,

МЕТОД ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

чтобы открыть ее, но лев опережает меня, не давая мне открыть дверь, чтобы вытолкнуть его или выбежать самой.

Этот сон похож на рассказ о тигре, только на этот раз перед нами лев, с которым женщина должна смело встретиться. Ей не удается избежать своего льва, а он растет и становится сильнее. Фактически лев — это тот ее аспект, который нельзя больше игнорировать. Смело встретив «льва» и научившись использовать его энергию, Джейн получит в распоряжение силу своих инстинктов. С помощью этой силы она сможет с успехом позаботиться о себе и, в частности, о «внутреннем ребенке». Это истинное обретение силы: наша уязвимость сознательно проявляется во взаимоотношениях с людьми, а энергии подсознательного действуют как защита. Таким образом, разные проявления психики уравновешивают друг друга, и нам не требуется специально самоутверждаться, ибо мы естественным образом располагаемся в «позиции силы».

КАК МЫ РАЗВИВАЕМСЯ

Мы ссылались на факт того, что мы «сделаны» из многих «я». Многие люди по-разному демонстрируют эти «я». Их называют частичными «я», комплексами, множественными личностями и, в последнее время, моделями энергии. В данной книге используются в качестве равнозначных термины «я», «субличность» и «модель энергии» («энергетическая модель»).

Концепция, согласно которой мы состоим из разных «я», порой трудна для понимания. Некоторые возражают против этой идеи на том основании, что такая теория фрагментирует личность. Мы же чувствуем, что личность уже «фрагментирована», и задача состо-

ЧАСТЬ»!

ит в том, чтобы осознать эту фрагментарность, или множественность наших «я», и уже на этой основе сделать осознанный выбор.

У всех нас в тот или иной момент появляются противоречивые чувства. Чем выше эмоциональная нагрузка, тем большее количество разнообразных ощущений вызовет та или иная ситуация. Возьмем, к примеру, женщину, чей единственный ребенок уходит из дома. С одной стороны, присутствует облегчение: «Скорее бы она ушла. Я очень хочу, чтобы дом остался в моем распоряжении». С другой стороны, одолевает чувство утраты: «Хочу, чтобы она не уходила. Хочу, чтобы она осталась и всегда была со мной. Она такая веселая». Или мужчина, которому предложили высокий пост: одна часть его психики «прыгает от радости» и с нетерпением ждет повышения, власти и удовлетворенности, которые даст новое положение, тогда как другая часть сожалеет о потере чувства товарищества, которую неизбежно влечет за собой карьерный рост.

Как развиваются наши «я»? Новорожденный младенец — уникальное существо, которое входит в мир со своей генетической структурой, определяющей его психологию (а отчасти и поведение), и с особым качеством «бытия», характерным для младенца. Мы называем это качество бытия «психическим оттиском» младенца, в своей уникальности подобным отпечаткам пальцев. Любая женщина, имеющая больше одного ребенка, знает, каким разным рос каждый, даже находясь в утробе. После рождения разница становится еще заметнее.

Новорожденный младенец совсем беззащитен, уязвим и в своем выживании полностью зависим от мира взрослых. Тем не менее наряду с уникальным психическим оттиском ребенок обладает потенциалом для развития бесконечного множества энергетических моделей, или «я». Сумма этих моделей и составляет

МЕТОД ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

индивидуальную личность. В младенческий период жизни начинается развитие нашей личности и «бронирование» нашей уязвимости.

Младенец узнает, что во избежание неприятностей он должен установить некоторую степень контроля над окружением. Развитие контроля и является реальной эволюцией личности. Чем сильнее личность, тем дальше уходит ребенок от уязвимости, от своего изначального психического оттиска. Он теряет контакт со своей сутью по мере того, как учится быть сильным.

Как происходит этот процесс? Как ребенок становится сильнее? Например, ребенок узнает, что мать счастлива, когда малыш улыбается. Теперь малышу может понравиться улыбаться, но вскоре над радостью будет преобладать знание, что улыбка приводит к определенным последствиям. Аналогичным образом посещение туалета начинает отождествляться с системой наград и наказаний, связанных с актами мочеиспускания и дефекации. Это же касается и агрессии — она поощряется в качестве действия, пригодного для управления окружающим миром, либо квалифицируется как асоциальное поведение.

Порой ребенок пытается установить контроль над окружением, уходя в мир собственных фантазий. Тогда «сны наяву» могут стать ключевым фактором в формировании личности. Мальчик, чьи родители развелись, представлял себя в подводной лодке, находящейся на большой глубине. В поисках душевного комфорта он все больше времени проводил в этой воображаемой субмарине. Объективно говоря, мальчик явно уходил от боли. С другой стороны, он нашел способ справиться со своей уязвимостью. Еще пример: ребенок понял, что успешная учеба в школе была ключом к контролю над окружением и защите своих ранимых «я». Исходя из этого, он стал развивать свои жизненные

ЧАСТЬ»]

амбиции и те черты характера, которые производили благоприятное впечатление на окружающих.

В процессе нашего развития нас вознаграждают за один тип поведения и наказывают за другой. При этом одни «я» усиливаются, другие ослабевают. Мы хорошо учим уроки и, таким образом, развиваемся как личности. Странно думать, что в действительности личность — это система субличностей («я»), которая стирает наш изначальный психический оттиск по мере того, как она же дает нам контроль — а с ним и силу — для действий в этом мире.

Самый ранний аспект нашей личности, который начинает развиваться,— это то «я», которое контролирует прочие «я». Оно действует подобно охраннику: постоянно следит за подстерегающими опасностями и определяет, как защититься от них. Оно включает в себя родительские и социальные запреты и контролирует наше поведение, устанавливая свод правил, который, по его мнению, обеспечит нашу безопасность и принятие нас другими людьми. Это «я» решает, насколько эмоциональными нам позволено быть; следит за тем, чтобы мы не делали глупостей. Мы называем это «я» «защитником/контролером».

«Защитник/контролер» — это первичная энергетическая модель, действующая среди многих других. Например, он использует энергии рационального «я» и «ответственного родителя» для контроля над окружением. Когда большинство людей произносят слово «я», фактически это относится именно к «защитнику/контролеру». Для большинства из нас энергия «защитника/контролера» является направляющим фактором личности. Это то, что многие люди называют «эго».

Мы видим, как при развитии личности те или иные энергетические модели служат тому, чтобы наше пребывание на земле было более успешным. Проблема,

МЕТОД ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

однако, заключается в том, что мы постепенно теряем изначальный психический оттиск. Это печально, поскольку такая потеря влияет на всю систему наших взаимоотношений с миром. Если мы не контактируем с первичными качествами нашей души, наше глубочайшее (и наиболее уязвимое) «я» не вовлекается во взаимоотношения. Вместо этого группа субличностей, находящаяся под наблюдением «защитника/контролера», контролирует наши чувства и поведение. Таким образом, мы всегда испытываем смутный страх, что, если бы другой человек действительно знал, какие мы «на самом деле», он немедленно отказался бы от общения с нами (хотя мы и сами не знаем, какие же мы «на самом деле»).

Отсюда видно, насколько важно знать о субличностях, которые действуют внутри нас. Без этого понимания мы в бессилии наблюдаем, как разные субличности ведут наш «психологический автомобиль», в то время как мы пассивно сидим на заднем сиденье или, хуже того, прячемся в багажнике. Очень важно узнать, что это за другие «я» и как они действуют. Это своего рода путешествие с открытиями и является настоящей эволюцией сознания.

Может показаться странным, что наш «автомобиль» ведут разные «я», причем каждое «я» требует своей очереди сесть за руль. Но так оно и есть. Мы настолько развиваем психическую «систему управления», что ко времени взрослости (а зачастую и задолго до этого) всякая связь с исходным психическим оттиском — нашей истинной сутью — оказывается утерянной. Мы больше не знаем и не чувствуем, кто мы такие. Тигры и львы давно похоронены, и мы лишь смутно ощущаем, что они жили когда-то. Периодически мы впадаем в неистовство, сами не зная почему. Легко забыть о таких взрывах, легко подумать, что «это не я был готов убить, а просто случилось какое-то помрачение».

ЧАСТЬ»!

Бывает, что тигры и львы появляются, когда функция «защитника/контролера» слабеет под воздействием алкоголя. Один тихий и спокойный человек приходил в ярость и грязно ругал свою жену, когда напивался,— и это продолжалось годами. Психотерапевт предложил жене, чтобы та записала на магнитофон голос пьяного мужа. Она так и сделала, потом прокрутила запись, когда тот протрезвел. Услышав самого себя, мужчина был потрясен — он не мог поверить, что говорил такое.

С чего начинаются похороны тигров и львов? Возьмем гипотетический случай с неким четырехлетним мальчиком по имени Кевин. Он играл на улице и вдруг вбежал в дом, потому что другой ребенок ударил его. Его мать повела себя как «защитница» и сказала: «Джонни плохой мальчик. Почему бы тебе не остаться со мной, не составить мне компанию?» Поступая так, она не помогла своему сыну справиться с подсознательной частью его психики. Скорее всего она никогда не занималась собой в этом отношении и потому не могла поддержать естественные проявления агрессивности Кевина.

В ту ночь Кевину приснился кошмар. Он проснулся, крича, что в его комнате лев. Вошла мать и успокоила его, уверив, что никакого льва нет, что это лишь сон. Мальчик вновь уснул и вновь увидел тот же кошмар, а в результате — снова пробуждение с криком. На этот раз мать включила свет и они вместе посмотрели под кроватью и в шкафу. Таким образом, она наглядно продемонстрировала сыну, что льва не было. Этот сценарий повторился несколько раз, и в конце концов Кевин перестал видеть льва.

Что же произошло в действительности? Во-первых, Кевину не дали распорядиться своей природной агрессией. Тогда она явилась ему во сне в виде льва. Поскольку в состоянии бодрствования Кевин отрицал

МЕТОД ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

присутствие льва, а его мать поддержала это отрицание,— лев во сне превратился в его врага. Далее, реальность символической жизни была отвергнута. Мать Кевина никогда не умела уважительно относиться к снам, уважать эту символическую жизнь. Разве в этом случае она могла поступить иначе? Вот и получилось, что в ранней жизни Кевина «защитник/контролер» становился все сильнее и в конце концов стал направляющим агентом, делающим все, чтобы Кевин избегал агрессивных детей. Поскольку Кевин не знал, как справляться с агрессией, он или становился жертвой таких детей, или играл только с теми детьми, которые не представляли для него угрозы.

Кевин вырос и стал адвокатом, но в зале суда он всегда нервничал. Что являлось причиной такого ужаса всякий раз, когда он сталкивался с неразборчивым в средствах адвокатом другой стороны? Это был лев, шевелящийся в глубине. Но Кевин не осознавал этого, он лишь чувствовал дискомфорт, когда эта часть психики (которую его мать отрицала в себе и научила его тоже отрицать) проявлялась где-то глубоко в подсознании.

Поскольку его лев не был ему другом, Кевин чувствовал себя уязвимым и его «внутренний ребенок» чувствовал себя в опасности. Он и не знал о существовании в себе «ребенка»; он уже давно потерял с ним контакт, поскольку, в отличие от Питера Пэна, Кевин стал взрослым. Его «психологическим автомобилем» в разное время управляло напористое «я» («толкач»), всем угождающее «я», «испуганный ребенок» и «внутренний критик», который всегда был готов показать, насколько неадекватным действительности является Кевин. По ночам Кевину снилось, что он очень сильный, но то были лишь сны.

С нашей точки зрения, эволюция Кевина вполне нормальна и естественна. В нем нет осведомленное -

ЧАСТЬ»!

ти, так что его компетентное эго не может вести «автомобиль» в соответствии с правилами, которые удовлетворяли бы его истинную суть. Напротив, «машину» ведут его субличности, составившие довольно причудливую команду. Именно так и происходит с большинством из нас, прежде чем каждый почувствует свой «рык пробуждения».

Как было сказано, одним из главных результатов эволюции сознания является открытие в себе субличностей и знание того, как они действуют. Прежде чем говорить о том, как открыть эти «я» и как узнать о них, нужно изложить базовую концептуальную структуру, на которой построена эта книга. Представленный подход к исследованию наших «я» основан на такой структуре, включающей понятие сознания и круг понятий, сопутствующих ему.

ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

Приступая к определению того, что есть сознание, начнем с базовой идеи. По нашему мнению, сознание — это не вещь, а процесс. Поэтому мы будем определять не само сознание, а его эволюцию. Мы называем это сознанием, но при этом не говорим о статическом условии существования. Нас беспокоит то, что люди не становятся сознательными. Ясность сознания — вовсе не то состояние, к которому они стремятся. Сознание — процесс, который должен быть прожит полностью, это эволюционный процесс, который меняется от момента к моменту. Поскольку на последующих страницах мы будем говорить о сознании, необходимо постоянно помнить о его динамическом аспекте.

Сознание развивается на трех уровнях, в значительной степени отделенных друг от друга. Первый

МЕТОД ДИАЛОГА ГОЛОСОВ

уровень — осведомленность. Второй уровень — опыт разных «я», субличностей или энергетических моделей. Третий уровень — развитие компетентного эго.

Осведомленность

Осведомленность — это способность воспринимать жизнь во всем ее многообразии, не вынося оценок и не пытаясь контролировать результаты. В духовной и эзотерической литературе это называется «состоянием свидетеля». В наших работах оно соответствует положению объективного наблюдателя. Это ни рациональное, ни эмоциональное — просто точка соотнесения, которая является незаинтересованным свидетелем всего, что происходит.

Состояние осведомленности сознания следует отделить от энергетической модели, которую мы называем «защитником/контролером». «Защитник/контролер» субъективен в своих наблюдениях, его волнует то, какое влияние мы оказываем на других. У него всегда конкретная цель. Как правило, «защитник/ контролер» довольно рационален, и он во многом определяет наше восприятие действительности, мысли о ней и поведение в ней. В противоположность этому, уровень осведомленности — это лишь молчаливый свидетель, объективный наблюдатель. Большинство медитативных систем стремятся развить уровень осведомленности в сознании. Это пассивная точка, она не действует, а лишь свидетельствует. В традиционных психологических системах осведомленность относят к концепции чистой интуиции.

Опыт разных «я»

Второй аспект эволюции сознания — опыт энергетических моделей. В жизни мы все воспринимаем через ту или иную энергетическую модель. Эти моде-

ЧАСТЬ»!

ли относятся к нашим внутренним состояниям — будь то физическое, эмоциональное, ментальное или духовное. Энергетическая модель может меняться от смутного чувства или едва различимого ощущения до полностью развитой субличности. Приведенные ниже примеры проиллюстрируют эту стадию процесса.

Человек рассердился. Он или «кипит» внутри, или выражает свой гнев на виду у всех. Его сознание в этом не участвует, поскольку у него отсутствует осведомленность. Если он осознает свой гнев, значит, сработают два из наших основных условий сознания: он прочувствует свой гнев, и на другом уровне его осведомленность бесстрастно сообщит ему об этом факте.

В другом примере женщина во время медитации ощущает мощные энергии и идентифицирует их как духовные силы. Опять же, если у нее существует уровень осведомленности, которая является свидетелем этого духовного переживания, два условия сознания удовлетворены, и мы можем сказать, что в данном случае сознание развивается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.