Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Габидуллин З.Г.

«___»___________ 2013 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

На тему « Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа. Антигены»

 

Методические указания для студентов

 

 

Дисциплина иммунология

Специальность: 060101 «лечебное дело» (очно-заочная)

курс 3

Семестр 6

 

Уфа – 2013г.

Тема «Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа. Антигены»

 

 

На основании рабочей программы учебной дисциплины: иммунология, утвержденной «» 2013г

 

Рецензенты:

1. Проф. Мавзютов А.Р.

2. Проф. Мурзабаева Р. Т.

Автор: проф. Ахтариева А.А.

 

 

Утверждение на заседании № кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии от 2013 г.

 

Тема:«Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа.Антигены»

 

1.Актуальность. Приобретенный иммунитет формируется при специфическом взаимодействии клеток иммунной системы с антигеном, в результате чего появляются антитела и лимфоциты, адекватно распознающие данный антиген и нейтрализующие его потенциально вредное воздействие на организм. К формам иммунного реагирования относятся: антителообразования, иммунных фагоцитов, киллерная функция лимфоцитов, аллергия (ГНТ, ГЗТ), иммунологическая память, иммунологическая толерантность. Неадекватный иммунный ответ на различные экологические и внутренние факторы,в том числе на микроорганизмы ведут к ряду серьезных нарушений в деятельности всего организма, что лежит в основе патогенеза многих патологических состояний. Поэтому будущие врачи должны быть знакомы с механизмами формирования иммунитета.

Учебные цели: Изучение специфических механизмов иммунного реагирования на антигены.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- специфические формы иммунного ответа;

-антигены, свойства;

-антигенную структуру микробов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

.-отличить факторов приобретенного иммунитета;

-классифицировать антигенов по специфичности;

-идентифицировать антигенов по специфичности

3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

1) Приобретенный иммунитет, виды(активный, пассивный, искусственный, естественный, стерильный, нестерильный, антибактериальный, антитоксический, антивирусный, местный и др.)

2) Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета.

3) Формы иммунного ответа.

4) Антигены, свойства(чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность и др.)

5) Антигенные детерминанты, их строение. Проявление антигенной специфичности: видовая, групповая, органная, гетероспецифическая.

6) Гантены, свойства, аутоантигены.

7) Антигены человека: ксеноантигены, аутоантигены, изоантигены, аллоантигены, антигенные маркеры клеток человека(СD3-,CD-4, CD8-антигены и др. )

8) Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместимости I ,II и III классов.

9) Антигены бактерий; группо-, видо-, типоспецифические; протективные; перекрестнореагирующие антигены, суперантигены. Антигенная мимикрия. Корпускулярные, растворимые, нерастворимые, тимусзависимые и тимуснезависимые антигены.

10) Антигенная структура вирусов.

 

1. Вид занятия: практическое занятие.

2. Продолжительность: 4 часа.

3. Оснащение: таблицы, телевизор, диагностические сыворотки.

4. Содержание занятия:

7.1Контроль исходного уровня знаний

7.2 Разбор, необходимых для освоения темы занятия.

1. Генетически чужеродное вещество (белок, полисахарид, липопротеид, гликопротеин, липопротеин, нуклеопротеин) с характерными химическими группами, которое может вызывать в организме антителообразование и другие формы иммунного ответа, а также взаимодействовать с антителами и антигенраспознающими рецепторами Т- и В-лимфоцитами.

2. По основным иммунореагентам различают гуморальный иммунный ответ(антителообразования) и клеточный иммунный ответ, иммунореагентами, которого являются фагоциты, Т-хелперы1 и цитотоксические Т-лимфоциты.

3. Антиген главной гистосовместимости (МНС) у человека называются HLA (HUMAN LEUCOCYTE ANTIGENS). Антигены МНС I класса (HLC, HLA-B, HLA-C) имеются у всех клеток организма (кроме эритроцитов,Ю нейронов и ворсинчатого трофобласта).

Антигены МНС II класса (HLA-DR, HLA-PP, HLA-PQ) имеются у иммунокомпетентных клеток (А-, Т- и В-клеток).

Антигены МНС I и II класса участвуют в презентации клетками антиенного пептида Т-лимфоцитам: молекулы МНС I класса представляют пептид CD+8 лимфоцитам (киллерам), а МНС II класса- CH4+ Тн-клеткам (хелперам).

Гены, кодирующие МНС I и II классов, находятся в хромосоме 6. Между ними находятся область МНС III класса с генами, кодирующими белки теплового шока, комплемент и ферменты.

Белки теплового шока, обозначаемые HSP(heat shock proteins), имеют все клетки человека, животных и микробов. Они выступают в качестве регуляторов апостоза, активаторов неспецифического и специфического иммунитета. Это необычные внутриклеточные белки, в норме отсутствуют на поверхности клеток, так и в крови. Появление в крови белков теплового шока- сигнал опасности. Они способны образовывать комплекс с пептидами, служа носителями разнообразных антигенных детерминант. Способность белков теплового шока выступать в роли носителя иммуногенности антигенов используются для создания вакцин против разнообразных микробов и опухолей.

7.3.Демонстрации преподавателя. Методики практических приемов по данной теме.

7.4.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

1) Составление таблицы «Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета»

2) Составление таблицы «Характеристика антигенов человека»

 

Антигены Характеристика
1. Ксеноантигены  
2. Аутоантигены  
3. Аллоантигены  
4. Изоантигены  
5. CD3-антигены  
6. CD4- антигены  
7. CD8-антигены  
8. Антигены МНС I класса  
9. Антигены МНС II класса  

Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний.

Тесты.

1. Ксеноантигены- это антигены:

1) Собственных клеток

2) От неродственного донора

3) От генетически идентичного донора

4) Одного биологического вида.

Ответ:2.

2. CD-антигены- это:

1) Маркеры клеток человека

2) Молекулы поверхности клеток

3) Белки

4) Распознаются антигенами МНС

5) Полисахариды.

Ответ: 1-4.

3. Суперантигены вызывают:

1) Поликлониальную активацию лимфоцитов

2) Антигеноспецифическую активацию лимфоцитов

3) Гиперпродукцию цитокинов

4) Деструкцию тканей

5) Гибель Т- клеток

Ответ: 1-5.

4. Толерогены вызывают

1) Аллергию

2) Аутоиммунные болезни

3) Иммунологическую толерантность

4) Иммунологическую память

Ответ: 3.

 

5.Главный комплекс гистосовместимости- это:

1) Комплекс генов

2) Гены, находящиеся в хромосоме 6

3) Комплекс белков

4) Кодируют синтез антигенов МНС I класса

5) Кодируют синтез антигенов МНС II класса

Ответ: 2, 4, 5.

 

6.. Иммунологическая специфичность.

1. Означает способность клеток иммунной системы дифференцировать «свое» и «чужое».

2. Отражает способность избирательно реагировать на антигены.

3. Имеет отношение к понятию « клонирование лимфоцитов»

4. Проявляется на этапе иммуногенеза.

5. Проявляется на этапе реализации иммунного ответа Ответ: 1-5

 

7.. Возможные источники иантигенов для человека:

1. Микроорганизмы

2. Животные.

3. Растения.

4. Синтетические продукты.

5. Другие люди.

6. Собственные ткани. Ответ: 1-5

 

8. Факторы, определяющие иммуногенность антигена:

1 Структурная чужеродность

2. Молекулярная масса.

3. Химическая природа.

4. Способ введения.

5. Дозировка.

6. Адъювантное сопровождение. Ответ: 1-6

 

9. Свойства и функции антигена, связанные с эпитопами (антигенными детерминантами)

1. Иммуногенность.

2. Специфичность.

3. Комплементарность. Клоноспецифическим рецепторам лимфоцитов.

4. Адъювантная активность.

5. Активация антигенпредставляющих клеток. Ответ: 2,3

 

10 Свойства и функции антигена, связанные с носителем:

1. Специфичность (гуморальный иммунитет)

2. Иммуногенность ( геморальный иммунитет).

3. Иммуногенность ( клеточный иммунитет).

4. Специфичность ( Т-клеточный иммунитет).

5. Адьювантная активность. Ответ: 2-5

11. Причина, по которой гаптены лишены иммуногенности:

1. Отсутствие чужеродности.

2. Отсутствие эпитопа.

3. Отсутствие носителя.

4. Низкая молекулярная масса.

5. Иммунологическая толерантность. Ответ: 3,4

12. Свойства гаптенов:

1. Иммуногенность.

2. Чужеродность.

3. Специфичность.

4. способность связываться с преформированными антителами.

5. Способность выполнять функцию эпитопов. Ответ: 2-5

13. Ситуации, в которых гаптены обретают иммуногенность:

1. Конъюгация с белковым носителем.

2.Конъюгация с эпитопами.

3. Комплексирование с адъювантами.

4. Процессинг в антигенпредставляющих клетках.

5. Презентация молекулами МНС.

 

14. МНС-фенотип.

1. Определяется полиморфизмом МНС-1.

2. Определяется полиморфизмом МНС-2.

3. Результат коэкспрессии двух гаплотипов. Ответ: 1,2.3.

 

15. HLA-фенотип.

1. Представлен различными классами молекул.

2. Идентичность близких родственников.

3. представлен аллоантигенами ядросодержащих клеток.

4. Отвечает за тканевую несовместимость.

5. Имеет отношение к регуляции иммунного ответа. Ответ: 1,3-5

 

16. Физиологические функции МНС:

1. Представление антигенов Т-лимфоцитам.

2. Функциональная кооперация клеток иммунной системы.

3. Представление антигенов В- лимфоцитам.

4. Тканевая несовместимость.

5. Регуляция иммунного ответа. Ответ:1,2,5

 

17. Положения., справедливые для молекул МНС-1.

1. Присутствуют на всех ядросодержащих клетках.

2 Экспрессированы преимущественно на профессиональных антигенпредставляющих клетках.

3. Представляют антигены CD 8 Т-лимфоцитам.

4. Представляют антигены CD4 Т-лимфоцитам.

5. Участвуют в Т-зависимости регуляции образования антител. Ответ:2,4,5

 

18. Механизмы и понятия, связанные с МНС-рестрикцией иммунного ответа:

1. Двойное распознование антигенов В-лимфоцитами.

2. Экспрессированы приемущественно на профессиональных антигенпредставляющих клетках.

3. Представляют антигены CD 8 Т-лимфоцитам.

4. Представляют антигены CD4 Т-лимфоцитам

5. Участвуют в Т-зависимости регуляции образования антител. Ответ:2,4,5

 

19. Механизмы и понятия, связанные с МНС-рестрикцией иммунного ответа:

1. Двойное распознование антигенов В-лимфоцитами.

2. МНС зависимое представление Т-эпитопов.

3. Процессинг антигенов в В-лимфоциты. Ответ:2,5

 

20. Участие МНС (HLA) в регуляции иммунного ответа определяют следующие факторы и механизмы:

1. Избирательное связывание антигенных пептидов.

2. Регуляция экспрессии МНС (HLA) на антигенпредставляющих клетках

3. Полиморфизм МНС (HLA)

4. МНС – I зависимое представление антигенов CD8 Т-лимфоцитам.

5. МНС – II зависимое представление антигенов CD4 Т-лимфоцитам.

Ответ 1-5

Основная и дополнительная литература.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов ; под ред. А. М. Земскова. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 319 с.

Земсков, А. М. Клиническая иммунология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов ; под ред. А. М. Земскова. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 432 с.- Режим доступа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970407752.html

2. Хаитов, Р. М. Иммунология: учебник для вузов с компакт-диском / Р. М. Хаитов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 311 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс] : учебник / Р. М. Хаитов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 320 с. - Режим доступа : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412220.html.

3. Ярилин, А. А. Иммунология [Электронный ресурс] : учебник/ А. А. Ярилин. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 749 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413197.html

4. Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 640 с. - Режим доступа:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419748.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы клинической иммунологии [Электронный ресурс] / Э. Чепель, М. Хейни, С. Мисбах, Н. Сновден; под ред. Р. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970406458.html

2. Иммунология. Практикум. Клеточные, молекулярные и генетические методы исследования [Электронный ресурс] :учебное пособие / Л. В. Ковальчук, Г. А. Игнатьева, Л. В. Ганковская [и др.]. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 176 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413173.html

3. Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс] : атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418581.html

4. Медуницына, Е. Н. Методы диагностики в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Е. Н. Медуницына, Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0001.html

5. Клинические синдромы в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / О. Г. Елисютина, Е. С. Феденко, С. В. Царёв, С. А. Польнер. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0007.html

6.Вылегжанина, Т. Г. Памятки и рекомендации по аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс]/ Т. Г. Вылегжанина. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0025.html

7. Вакцинопрофилактика в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс]/ Н. Ф. Снегова, Р. Я. Мешкова, М. П. Костинов, О. О. Магаршак. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0005.html

Подпись автора методической разработки « » 20 г.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.