Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание в России системы физического образования.

На состояние работы по ФВ и приобщению к спорту подрастающего поколения существенное влияние оказало положение с кадрами преподавателей. Централизованной подготовки учителей гимнастики в Росси не существовало. Учителями гимнастики в учебных заведениях были лица, получившие подготовку следующим образом:

- на различных курсах в армии и флоте, а также просто отставные военные, занимавшиеся гимнастикой во время службы;

- окончившие курсы при различных гимнастических обществах, а иногда и только занимающиеся гимнастикой;

- учителя, прошедшие кратковременные курсы гимнастики, организуемые в каникулярное время в учебных округах;

- иностранные преподаватели (в основном, чехи-«соколы»).

Отсутствие единой системы подготовки преподавателей ФВ в стране приводило к большому разнообразию, но низкому качеству этой работы в учебных заведениях.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – крупнейший ученый в области анатомии и педагогики, внесший огромный вклад в развитие теории и практики ФВ. Его по праву считают основоположником отечественной системы физического образования.

Лесгафт защитил две диссертации: на степень доктора медицины и доктора хирургии. В 1874 г. выходит его первая работа «Основы естественной гимнастики». Эта статья определяла цель, назначение ФВ в гармоническом развитии личности и была одобрена как программа педагогической гимнастики для различных возрастов. С этого времени Лесгафт ведет занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Будучи чиновником для особых поручений Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ), во время отпусков он изучал опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 13 странах.

В 1877 г. Лесгафт организовал двухгодичные Общеобразовательные педагогические курсы при 2 Санкт-Петербургской военной гимназии и первые в России высшие гимнастические курсы. Но они были закрыты уже в 1882 г.

В период 1893-1896 гг. Лесгафт работал ученым секретарем Общества содействия физическому развитию (ОСФР). Члены Общества занимались вопросами пропаганды ФВ среди родителей, воспитателей, а также практическими делами: в частности, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело – организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Со временем стало не хватать преподавателей в этом Обществе и Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для их подготовки. В 1896 г. были открыты Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Заведующим этих курсов был назначен П.Ф. Лесгафт. Его курсы по сравнению с другими военными (государственными) и частными высшими учебными заведениями, были значительно прогрессивней по содержанию образования, формам и методам обучения двигательным действиям. У поступающих не требовали документов, подтверждающих сословность, политическую благонадежность, и учениц учили оберегать детей от произвола, физических наказаний.

Лесгафт боролся против насаждения во всех учебных заведениях немецкой и шведской гимнастики и добивался включения спортивных и подвижных игр в учебные программы.

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901). Система базировалась на анатомо-физиологических и психологических возрастных особенностях занимающихся. Цель ФВ он считал подготовку человека к творческому труду, с тем, чтобы «использовать свои физические силы с наименьшей тратой энергии для достижения наилучших результатов». Лесгафт впервые в России создал учение о словесных и наглядных методах. Он считал, что в выборе движений человек должен исходить из сознания целесообразности каждого отдельного действия по принципу – «сначала мысль, потом – действие». Чтобы заставить ребенка мысленно работать, он даже отказался от первоначального показа упражнений, а сначала объяснял их. Лесгафт выступал за ежедневные ФУ в школе, а также за то, чтобы урок ФК стоял по значимости наравне с другими предметами. Цель всех учебных заведений – неразрывная связь между умственным и физическим образованием.

В 1888 г. в работе «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главная задача образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей.

Из-за участия учениц в событиях 9 января 1905 г. Высшие курсы Лесгафта были закрыты. В 1906 г. на их базе бала открыта Высшая вольная школа (ВВШ), но и она через два года была закрыта.

Процесс физического образования детей школьного возраста

(по Лесгафту):

1 ступень для учащихся младшего возраста (7-12 лет). Задача физического образования – научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела. Эти упражнения назывались простыми (элементарными).

2 ступень для учащихся среднего возраста (12-15 лет). Цель – научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предмета, при умении правильно бегать - бежать как можно быстрее, при умении правильно прыгать – прыжка на дальность и высоту и т.п. Эти упражнения назывались сложными или с увеличивающимися напряжениями.

3 ступень для учащихся старшего возраста (15-18 лет). Это период обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, пробегать определенное расстояние за определенное время, метать в цель и т.п.

Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, Лесгафт разработал соответственно ступеням, классификацию ФУ и игр:

1). Простые упражнения (двигательные действия головой, туловищем, конечностями), выполняемые на свежем воздухе, и сложные (ходьба, бег, метания) с различными по весу отягощениями;

2). Упражнения с увеличивающимся напряжением с палками и гирями, в т.ч. борьба, лазанье, прыжки;

3). Упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений, например, бег на время в заданном темпе, прыжки на определенные расстояния различными способами, метания в цель мячей, деревянных и железных шаров;

4). Упражнения в игровых ситуациях (подвижные и народные игры), простые и сложные преодоления расстояний на коньках и лыжах, плавание, походы и экскурсии, фехтование и т.д.

Упражнения первых трех групп соответствовали ступеням обучения, а четвертой – использовались как контрольные.

Основные положения теории физического образования П.Ф. Лесгафта:

1. Как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к труду на благо общества.

2. Необходимо умение сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их.

3. К высокопроизводительному труду способен только гармонически развитый человек, обладающий «идеально нормальным организмом».

4. Под гармоничным развитием Лесгафт понимал правильное сочетание умственных и физических сил человека

5. Гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом половых, возрастных, индивидуальных особенностей физического развития каждого человека.

6. Правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования.

7. Система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподавателю ФВ. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии.

Несмотря на ряд недостатков (непонимание классового характера воспитания, отрицание методов поощрения и наказания, спортивных соревнований, снарядовой гимнастики и пр.), созданная П.Ф. Лесгафтом система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего времени. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Система П.Ф. Лесгафта не стала в России национальной системой ФВ из-за отсутствия государственной программы, квалифицированных кадров и материально-технической базы.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры).

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.