Сделай Сам Свою Работу на 5

Литературные, публицистические и социально-экономические памятники 16в.

Публицистика.Памятники политической литературы, появившиеся в конце 15 – начале 16в.в. и связанные с образованием и укреплением Российского государства, объединены общей идеей исконности и незыблемости этого государства. Наибольшее распространение получили «Повесть о белом клобуке» и «Сказание о князьях Владимирских». В «Повести о белом клобуке» говорится о том, как знаки высокого священного сана – белый клобук и кресчатые ризы, пожалованные императором римским Константину папе Сильвестру, были после разделения христианских церквей чудом перенесены в Царьград, а оттуда переданы патриархом Филофеем на Русь новгородскому архиепископу Василию. «Повесть о белом клобуке» имеет более 250 списков. Из пяти редакций наиболее резко отличаются по своей идейной направленности две: одна из двух пространных и одна из двух кратких. Обе они возникли в Новгороде. Первая датируется концом 15 – началом 16в., а вторая, составленная на ее основе, - серединой 16в. В Пространной редакции воплощена общерусская идея «Москва – третий Рим». В Краткой редакции отразилась сложность межобластных отношений. В ней сказалось усиление сепаратизма новгородского боярства, что проявилось в затушевании общерусских политических идей и акцентировании значения Новгорода.

Еще большее богатство политических идей раскрывается в «Сказании о князьях Владимирских», созданном по заказу Василия 3 в начале 16в. для обоснования родословия великих русских князей. Несмотря на то, что «Сказание» носило легендарный характер, его использовали в политической практике правительства Василия 3 и Ивана 4.

В ряд произведений, связанных с образованием и укреплением единого Российского государства, следует поставить и такой памятник 16в., как «Домострой». Основное место в этой книге отведено советам по устройству хозяйства и быта семьи, но в ней рассматриваются и более общие, социальные вопросы. Главы «Домостроя» носят наставительный характер.

Особую группу литературно-публицистических памятников составляют социально-экономические проекты и трактаты 16в. К ним принадлежат произведения Ермолая-Еразма, Ивана Пересветова. Перу Ермолая (в монашестве – Еразма) источниковеды приписывают ряд произведений 40-60-х годов 16в. («Благохотящим царем правительница и землемерие», «Моление к царю»). В «Правительнице» Ермолай, рассуждая об ответственности царя, ссылается на один из текстов Священного писания. В «Правительнице» Ермолай выступал за некоторое облегчение положения крепостных крестьян, труд которых он считал основой благосостояния всего общества, за упрочение положения служилых людей.



Основными сочинениям Ивана Пересветова были «Большая» и «Малая» челобитные, «Повесть о падении Царьграда», сказания о книгах, о царе Константине, первое и второе «Предсказания философов». Они появились в конце 40-х – начале 50-х годов 16в. и отражали взгляды и настроения русского дворянства. Излагая в своих произведениях проекты преобразования, которые охватывали почти все стороны социально-политической и экономической жизни России. Иван Пересветов направлял их к одной цели: укрепить самодержавие, опираясь на служилое дворянство, оттеснив при этом на второй план бояр и подавляя всякие попытки народных выступлений.

Литературные и публицистические произведения 17в.

Литературно-публицистические произведения в 17в. получают дальнейшее распространение. Многочисленную их группу образуют литературные памятники, связанные с польско-шведской интервенцией и классовой борьбой в России начала 17в. Их авторами были, как правило, представители социальных верхов.

По богатству фактического материала и яркой публицистичности выделяется «Сказание Авраамия Палицына», келаря Троице-Сергиева монастыря. Являясь очевидцем «смуты», он описывал ход событий постепенно, отдельными частями. Впоследствии Палицын собрал эти части в единую книгу, окончательно завершив работу в 1620г. «Сказание Авраамия Палицына» известно по двум редакциям. Краткая редакция охватывает время с царствования Федора Иоанновича до Василия Шуйского включительно. В полной редакции изложение событий начато с царствования Ивана 4 и доведено до 1618г. В своем сочинении Авраамий Палицын пытается найти причины потрясений в России в начале 17в. Выступая с позиций церковно-феодальных верхов, он видит корень зла в грехах своих соотечественников.

Исключительное место в истории русской публицистики 17в. занимают произведения, сложенные сторонниками простого народа. Это ряд псковских повестей и сказаний, возникших в среде посадских людей, которые также, как стрельцы и крестьяне, принадлежали к угнетаемой части городского населения. Из этих сочинений в первую очередь следует отметить «Повесть о разорении Пскова», вошедшую в состав псковских летописей и отличавшуюся своей демократической направленностью. Автор подробно повествует, как в Пскове разгорелась борьба городских низов с боярами, купцами и духовенством, как «меньшие люди» захватили в городе власть, называет имя одного из вождей народного выступления – крестьянина Кудекуши Трепеца. В конце «Повести» автор скорбит о горькой судьбе «меньших людей», подвергшихся жестоким пыткам после разгрома восстания.

В ряду исторических источников литературно-публицистического характера 17в. необходимо отметить «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича» Григория Котошихина. Свое произведение Котошохин написал по заказу шведского правительства. Желание угодить заказчику сделало труд Котошихина тенденциозным в оценке многих явлений русской жизни. Котошихин подробно описал обиход русских царей и цариц, чины и разряды московских служилых людей, польские приемы и образцы дипломатических титулов. Значительное место в сочинении отведено описанию русских городов с воеводским управлением. Весь этот обширный материал изложен в форме живого описания с элементами оригинального юмора, точным и образным языком.

Основные направления эволюции и общая характеристика основных групп источников нового времени.

Период 18 – п.п. 19в.в. характерен большими изменениями в истории страны. В это время оформляется капиталистический уклад в экономике страны, с которым неразрывно связан процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства, завершившийся кризисом в 30-50-х годах 19в. В месте с тем этот период характеризуется заметным укреплением могущества абсолютистского государства. Именно в эту эпоху пробуждается и развивается антикрепостническая общественная мысль и революционно-демократическое движение.

Указанные аспекты развития исторического процесса повлияли и на характер эволюции исторических источников. Развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства, постепенное усложнение и упорядочение системы органов государственного и местного управления приводят к появлению новых форм делопроизводства. Вместо столбцового делопроизводства к сер. 18в. четко выкристаллизовывается система журналов и протоколов, фиксация входящей и исходящей документации, утверждение формы доношений.

Государственное управление посредством коллегии, потом министерств создало огромные фонды делопроизводственной переписки и отчетного материала. Зарождаются и превращаются в целую систему периодические издания, появляются массовые переводы иностранной литературы. Быстро развивается мемуаристика в ее различных жанрах, переписка. Важными исторически источниками становятся научные сочинения и литературные произведения.

Этот период породил так называемое вотчинное делопроизводство, изобилующее помещичьими циркулярами и инструкциями, перепиской феодалов с приказчиками, подробнейшими описями крестьянских дворов, многочисленной документацией по нормам оброчного обложения и размерам барщинных работ, документацией, фиксирующей недоимки и т.п.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.