Сделай Сам Свою Работу на 5

Научный стиль — функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и образования, техники и производства.





Отвлеченность и обобщенность речи проявляется, прежде всего, в лексике: почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление.

11.Лексика научного стиля.Терминологическая система русского языка.

Научный стиль – функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и оброзавания, техники и производства.Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов:обшеупотребительных слов (знание, работа,один,сто,изучать,по-прежнему и т.д)общенаучных (исследование,экспериментальный ,анализировать,Формулировать,дистанционный,беспрецедентный и т.д )и терминов (синтаксис,молекула,летальный исход и Т.д.

Отличительной чертой терминов является их точное определение.Терминологическая лексика составляет Ядро научного стиля,это наиболее существенный признак языка науки.Терминологический словарь- словарь,содержащий термины определенной области науки,техники: искуства.Терминологический словарь дают обьяснение терминов какой- либо отрасли знания или спациальности.

12 Морфологические особенности научного стиля.

Грамматический строй научного стиля весьма своеобразен.Охаректеризуем его морфологические особенности.Речь научных сочинений носит, как правило,именной характер,что приводит к количественному преобладанию имен существительных ,прилагательных перед глаголом и к употреблению разного рода отглагольных оборотов и слов.



Синтаксические особенности научного стиля

Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений , в которых союзы отражают причинно-следственные отношения (если…то, так что, в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.)



 

Подстили научного стиля

С учетои коммуникативных функций в научном стиле речи выделяются подстили ,наиболее распространенным из которых являются собственно научный,научно-учебный и научно- популярный.Тексты,созданные в научно- учебном подстиле ,предназначены для восприятия человеком ,обучающимся данной науки и владеющим определенным научным багажом,достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации.

Текст как ведущая единица словесной коммуникации.Основные признаки текста

Текст (от лат.- связь,соединение) связное и относительно завершенное высказывание на определенную тему,характеризующееся коммуникативной предназначенностью и обычно представляющее собой группу предложений,объединенных по смыслу и грамматически. Текст является резултатом мыслительной и речевой деятельности человека

.Тема текста это предмет речи, обобщенное содержание текста,т.е. то, о чем говорится в высказывании.

Основная мысль текста –это то главное, что хочет сказать автор о предмете речи: это авторский взгляд на события,характеры,образы и т.п авторская их оценка.Тема или оснавная мысль,как правило,находят отражение в названии текста.

16. Сложное синтаксическое целое как компонент текста.

Связность текста реализуется в первую очередь на уровне сложных синтаксических целых. Сложное синтаксическое целое- это группа предложений, связанных цепной,параллельной или смешанной связью и представляющих собой более полное по сравнению с отдельным предложением и относительно законченное развитие мысли.



17.Способы связи предложений в тексте и развитие информации.

Лексический минимум слов для усвоения: компоненты текста,цепная и параллельная связь. По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

Тексты с цепными связями

Тексты с параллельными связями

Тексты с присоединительными связями

Цепная(последовательная, линейная) связь, пожалуй,самый распростран(нный спасоб соединения предложений.Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем , что они в найбольшей степени соответствуют специфики мышления, особенностям соединения суждений.Там где мысль развивается линейно, аоследовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, нейзбежны цепные связи.

В текстах с параллельной связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект.называя действия,события, явления, располагающиеся рядом, параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями присоединение.Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению , например :Ефремова жена слыла бабой неглупой и недаром.Незачем мне оправдываться ,да и не в моих это правилах.

Тема и микротема текста.

Содержание текста – это то о чем текст написан: какова его тема,основная мысль,какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текстэто предмет либо явление,находящиеся в центре внимания автора.Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме,раскрыть тему текста.

Основная мысль текста это общая характеристика, данная в тексте теме. Оснавная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему.

Суждения эти тему имееть,в свою очередь,разнообразную тематику.Частные темы,возникающие по мере раскрытия главной, называются микротеми.Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Тема

Подтема

Микротема

Микротема

Подтема

Заголовки научно-учебных текстов

Для научного стиля показательно употреление слов в их точных значениях (перенос названий здесь исключается), отказ от эмоцианално-экспрессивной лексики (слов ласкательных, уменшительных и т п), от сниженных, нелитературных слов. Весьма типичны для языка науки смысловая точесьма типичны для языка науки смысловая точность (однозначность) словоупотребления , отказ образных выражений, некая сухость и строгость изложения

Данная и новая информация как элементы развития мысли и связности текста.

Одной из основных задач любого текста является передача информации.Автор не может передать всю информацию сразу,поэтому он выстрайвает текст – соответствующее его намерениям развернутое сообщение.Предложение в констекте речи на две части-одно из них содержит уже известную для адресата сообщения информацию,а другая- новая.Речь человека

Линейна. Мысль автора развивается от известного к новому.Выделение в высувзывании данного и нового называется актуальным члением.Тема и рема- актуалных для говорящего единицы информативного деления предложения на «данное,известное»(тема)и»неизвестное»(рема). Иногда высказывание содержит только новую информацию,его нельзя разделить на тему и рему.Такие предложения называются нерасчленяемыми.

Прогрессия текста как увелечение его обьёма и количества информации.

• Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.
• Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.