Сделай Сам Свою Работу на 5

Молодёжь как особая социальная группа

Введение

В настоящее время под термином «молодежная политика» пони­мают, во-первых, разработанную и реализуемую на практике систему социальной защиты различных категорий молодежи, во-вторых, деятельность государственных, региональных и местных органов власти, специализированных учреждений, комитетов и комиссий по делам молодежи, которые решают актуальные проблемы подрастающего поколения, в-третьих, деятельность молодежных организаций и формирований, направленных на развитие социальной активности и участие молодежи в органах государственного и местного управления.

Главной целью молодежной политики является создание благо­приятных условий для реализации потенциала молодежи в различ­ных областях жизнедеятельности. В Республике Беларусь созданы необходимые правовые, экономические и социальные гарантии, ко­торые позволяют молодежи активно участвовать во всех сферах жиз­ни общества. Глава белорусского государства А. Г. Лукашенко уде­ляет большое внимание проблемам молодежи. Он является инициато­ром разработки ряда важнейших государственных программ и нор­мативных актов по социальной поддержке различных категорий мо­лодежи и развитию ее трудовой, познавательной и общественно-по­литической активности. В любой стране молодёжь является будущим общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур.

В то же время положение молодёжи является одной из острейших проблем любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

Молодежная политика стала составной частью внутренней и внешней политики государства. В Республике Беларусь определены основные принципы и направления государственной молодежной по­литики. Органы государственного и местного управления осуществ­ляют систему социальных, экономических, политических, организа­ционных и правовых мер, направленных на поддержку и социальную защиту молодежи, способствуют ее гражданскому и профессиональ­ному становлению, развитию социальной активности. Республика Беларусь благодаря прежде всего целенаправленной государствен­ной молодежной политике создает благоприятные социально-эко­номические условия для различных категорий молодежи: учащейся, студенческой, рабочей, научной, творческой, молодых специалис­тов и предпринимателей.

Данная проблема изучается отечественными и зарубежными учеными: Бабосов Е.М. «Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе», Алмазов Б.Н. «Методика и технология работы социального педагога», Сапелкин Е.П. «Молодежная политика в Республике Беларусь», Ермолин А. « Националная молодёжная политика: партнёрская модель», Ховрин А.Ю. « Государственная молодёжная политика : синтез патернализма и социального партнерства», Шаламова М.Ф. « Студенческая молодёжь и государственная молодежная политика», Аверин Л.С. « Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения», которые раскрывают основные направления социальной политики государства в области социальной защиты, здравоохранения, системы образования и науки. Данный вопрос отражен и в законодательстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», где затрагиваются права и обязанности молодежи, специфика социальной политики студенческой молодежи, перспективы развития молодежи.

Целью дипломной работы является рассмотрение государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

1) рассмотреть молодёжь как особую социальную группу;

2) проанализировать и принципы государственной молодёжной политики в Республике Беларусь;

3) разработать анкету и провести исследование по основным интересам и приоритетам молодежи;

4) разработать программу « Молодежная политика г. Витебска»

Объект исследования: молодежь.

Предмет исследования: проблемы и приоритеты молодежи.

Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анкетирование, обработка полученных результатов.

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использоваться для улучшения работы социальных служб с молодежью.

Структура и объем исследования: работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения (общий объем работы), списка использованных источников (наименований).

 


ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Молодёжь как особая социальная группа

 

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, обладающую совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадию социализации в конкретных условиях жизнедеятельности общества. Возрастные рамки молодежи определяют­ся законодательством. Согласно изменениям, внесенным в 2011 году в Закон Республики Беларусь «Об общих нача­лах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», нижний предел возраста молодежи составляет 16 лет, а верхний предел- 31 год.

В настоящее время почти четверть населения Белару­си (23,7%) - молодежь. Из них в городах проживает 79%, в сельской местности - 21%. В числе занятых в экономике доля молодежи состав­ляет 23% (из них 61,2% - рабочие, 38,8% - служащие). В промышленности занято 28% работающей молодежи, в сельском хозяйстве - 9%, в образовании, на предприятиях торговли и общественного питания - по 12%, в строитель­стве - почти 7%.

Ценностные ориентиры, жизненные установки харак­теризуют молодежь как особую социальную категорию, что подтверждают социологические исследования. Приори­тетное значение для современной молодежи имеют семья (73,2%), дружеские отношения (55,6%), сохранение и ук­репление своего здоровья (41,5%), карьера, деловой успех (39,6%), личная свобода (38%), самореализация (30,8%) и хорошее образование (29,4%).

Учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов) составляет более половины в общем количестве мо­лодежи республики.

Реформа образования предполагает переход на про­фильное обучение в старших классах. Это значит, что со­циальный образ старшеклассника приобретет новые черты. Выбрав профиль обучения, молодой человек уже со школь­ной скамьи будет более отчетливо представлять свое про­фессиональное будущее.

В профессионально-технических училищах обучают­ся ребята, которые решили связать свою жизнь с рабочей профессией. Современному производству требуются высо­коквалифицированные рабочие, а возможность получить за время обучения две-три смежные специальности позво­ляет выпускнику профессионально-технического училища уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Учащиеся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений составят в будущем кадры реального сектора экономики и сферы услуг. Значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. Менее чем за 10 лет число студентов в рес­публике увеличилось на 70%.

В 2011-2012 учебном году в 55 вузах Республики Беларусь обучается около 446 тысяч студентов. ( данные с министерства образования).

Высшее образование в Беларуси можно получить как в государственных, так и в частных вузах, к которым предъ­является единое требование: высокое качество обучения.

Студенчество представлено всеми социальными кате­гориями граждан республики. Это стало возможным бла­годаря доступности высшего образования, прозрачности вступительной кампании, разумной системе льгот при по­ступлении в вузы.

Государственная политика в области высшего обра­зования формирует и новые черты студенчества. Прове­дение воспитательно-идеологической работы с вузовской молодежью, привлечение ее к научным исследованиям, укрепление материально-технической базы позволяют уже в студенческие годы сформировать у молодого человека не только профессиональное самосознание, но и гражданско-патриотическую позицию, стремление использовать свой талант и интеллект на благо Отечества.

Перспективы социального и государственного раз­вития страны зависят от того, какие идейно-нравственные установки и жизненные ценности будут сформированы у молодежи.

Патриотизм, зрелая гражданская позиция, уважение к национальной культуре и конструктивная направленность на созидание должны формироваться у ребенка со школь­ной скамьи. Преемственность не только в обучении, но и в воспитании от детского сада до университета - основа го­сударственной политики в сфере образования.

К молодой научной элите можно отнести участвую­щих в вузовской научно-исследовательской работе студен­тов, аспирантов и докторантов, молодых преподавателей, совмещающих учебно-воспитательную деятельность с на­учно-техническим творчеством, а также молодых ученых академической и отраслевой науки.

Сегодня ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на его духовное состояние, на политические и экономические процессы.

Рассматривая проблемы молодежной политики, следует отметить, что молодежные проблемы существуют в любом обществе.

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Беларуси, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

Молодежная проблема включает в себя множество граней и аспектов. Это проблемы формирования политических взглядов и ориентаций молодежи, то есть проблемы политической социализации, это проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья молодежи, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, которая бы отвечала потребностям национальной экономики. Это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности.

Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если общество и государственная власть оставят ее без своей особой поддержки. И это говорит не о паразитизме молодежи, такая необходимость обусловлена особенностями социального статуса молодежи в обществе.

Молодежь как социальная группа отличается тем, что она испытывает особые трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь признается в качестве наиболее уязвимой группы общества.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет целый ряд отличительных особенностей.

Молодежь является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но при этом молодежь легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения.

Молодежь – это такая социально-демографическая группа, которая не является однородной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими особенностями, социальными ценностями и интересами.

Возникает закономерный вопрос, как молодежь вовлекается в политику; как овладевает теми или иными политическими ролями, как формируются ее политические ценности и убеждения, ведь человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями?

Формирование политических взглядов и убеждений, идеологических предпочтений формируется в процессе политической социализации. Политическая социализация - это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей гражданами государства.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь.

В процессе политической социализации участвуют многие субъекты. Все политические институты государства влияют на политическое поведение граждан. Но главную роль в процессе политической социализации играют институты государственной власти. Они стремятся к воспроизводству типа поведения, лояльного к данной политической системе, к данным политическим ценностям и нормам.

Значительную роль выполняют политические партии. Наряду с государством они формируют у граждан отношение к партиям, к партийной системе, представление об отношениях между государством и политическими партиями. Политическим партиям принадлежит особая роль в воспитании политических лидеров и в политическом просвещении общества.

В числе субъектов политической социализации необходимо отметить общественные организации. Они активно участвуют и в политической жизни, и в формировании основных моделей политического поведения, политического сознания граждан.

Все более заметную роль в процессе политической социализации молодежи играют средства массовой информации. В условиях НТР их влияние стало особенно значительным.

В странах с развитой рыночной экономикой существенное влияние на общество и его политическую культуру оказывают деловая община, мир бизнеса, а также академическая община; научно-техническая интеллигенция; культурная элита общества.

Результатом политической социализации являетсяопределенная структура личности, в которой политические ценности и цели принимают устойчивый характер.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. В таких условиях происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе и общественных отношениях, которые могут приобрести устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис.

В таких условиях молодые люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет "без правил", нарушается его интеграция и стабильность.

В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социализации. Изменились роль и влияние традиционных ценностей. Научно-техническая революция, стремительный рост средств массовой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старых поколений остается невостребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.

На современном этапе развития белорусского общества существуют серьезные проблемы в молодежной среде, обусловленные многими причинами, в том числе становлением новых для нашей республики социально-экономических и политических отношений: рынка и демократии.

Сегодня взаимоотношения в обществе приобретают иной характер, новые процессы происходят в политике, экономике, на рынке труда, в сфере образования, в семье.

В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы решить все существующие в обществе экономические и социальные проблемы в здравоохранении, образовании и культуре - в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения.

В сложном положении находится молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические проблемы. Наблюдается рост социального сиротства. Имеет место такие проблемы, как рост безнадзорности, бродяжничества, суицидов, жестокости и насилия.

Малоподвижный образ жизни, большая информаци­онная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Так, сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде - острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего развития.

Данные социологических исследований свидетель­ствуют о том, что молодые люди, отмечая сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетной жизненной ценности (на это указало 65% респондентов), сами не проявляют должной активности в этом отношении. Только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом (в большей степени это относится к учащейся молодежи и юношам), большинство - от случая к случаю, 14% молодых людей не занимаются спортом вообще.

Значительный урон здоровью наносят вредные при­вычки - курение, алкоголизм, наркомания. Изменить ситу­ацию можно только путем формирования у молодых людей позитивных моделей поведения. Курение не должно быть модным и престижным.

Важным шагом в борьбе с табакокурением стала рати­фикация Беларусью Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Цель конвенции состоит «в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздей­ствия табачного дыма».

В молодежной среде неблагоприятная ситуация сохраняется также по распространению таких социально опасных заболеваний, как алкоголизм, наркомания, СПИД. На преодоление этих негативных явлений направлен ряд государственных мер. Это организация досуга юных граждан по месту жительства, в спортивно-патриотических и оздоровительных лагерях, проведение туристических слетов, республиканских спартакиад среди допризывной молодежи, создание оперативных молодежных отрядов дружинников.

Проблемой, тесно связанной с наркотиками, является распространение ВИЧ-инфекции. Основная причина заражения - инъекционное введение наркотиков. В стране продолжается Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы, направленная на формирование здорового образа жизни у подрастающе­го поколения, информирование молодежи по проблемам ВИЧ/СПИД.

В целях преодоления негативных явлений среди мо­лодежи и укрепления ее здоровья в республике проводится соответствующая работа по развитию физической культу­ры и спорта.

Для занятий физкультурой и спортом создана сов­ременная инфраструктура. Только в системе образования функционирует свыше 12 тыс. спортивных сооружений, от­крыто более 170 детско-юношеских спортивных школ, око­ло 50 детско-юношеских клубов физической подготовки.

Важную роль в пропаганде здорового образа жизни играют многопрофильные центры по работе с детьми и мо­лодежью по месту жительства. В настоящее время созданы и функционируют 20 многопрофильных центров, 85 клу­бов молодой семьи.

Формированию здорового образа жизни способствует комплекс информационно-образовательных мероприятий. Традицией стало проведение в учебных заведениях страны акций: «Молодежь против наркотиков», «За здоровый образ жизни», «Деятели искусства, культуры и творческая молодежь против СПИДа», дискуссий, университетов «Здоровье», лекториев и кинолекториев, выставок литера­туры по здоровому образу жизни. Например, в УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» в рамках воспитательной работы с молодёжью при поддержке Белорусского патриотического союза молодёжи ежегодно проходят следующие мероприятия:

- организация и проведение акции «Молодежь против СПИДа»;

- подготовка и размещение тематических информационных листков: «Меры профилактики ВИЧ, СПИДа»;

- проведение спартакиад для пропаганды здорового образа жизни среди студенческой молодёжи.

Растут спортивные новостройки. Новый облик обрели главные олимпийские базы страны - «Стайки», «Раубичи» и «Силичи». В столице построен не имеющий аналогов в Европе многопрофильный спортивный комплекс «Минск-Арена». Быстрыми темпами идет восстановление гребного канала в Бресте, который после введения в строй станет не только главной базой отечественных гребцов, но и сможет принимать турниры международного уровня. Молодежь, в силу специфики пере­ходного периода развития общества и его экономических сложностей, оказывается экономически незащищенной, ощущающей на себе самые различные виды неблагополу­чия, негативных перемен современного общества. К сожа­лению, в современных условиях среди социальных проб­лем молодежи особо тревожными являются: падение прес­тижа общего и профессионально-технического образова­ния; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретать профес­сию. Практически все слои молодежи ощущают на себе падение материальной обеспеченности, снижение коли­чества и качества потребляемых продуктов питания, часто ограничение в целом питания до пределов, угрожающих здоровью и работоспособности людей. Так, 32,1% студен­тов считают себя бедными, 4,6% - нищими, 49,5% — со средним достатком. Острой остается жилищная проблема: каждый пятый молодой человек живет в общежитии и лишь 1/5 часть молодежи имеет собственное жилье.

Оказание помощи в трудоустройстве молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения. Удельный вес молодежи в общем числе без­работных продолжает расти: в 2007 году он был равен 25,8%, в 1998 - 48,8%, а на конец 2011 года он составил уже 53,9%, хотя общая численность безработных на учете в государственной службе занятости Республики Беларусь сократилась с 182,5 тысяч человек в начале 2007 года до 95,8 тысяч человек в конце 2011 года, а уровень безрабо­тицы уменьшился с 3,3% до 1,7% к численности трудоспособного населения . Безработными ока­зываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Мо­лодежь на рынке труда менее конкурентоспособна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей до­полнительных затрат. К тому же среди молодежи развивается интерес и попытки зарабатывать «легкие» деньги путем незаконных махинаций, что увеличивает молодежную преступность.

Для решения данной проблемы действуют биржи труда, которые стараются создать благоприятные условия для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом. Например, в Витебском городском центре занятости населения в рамках программы «Молодёжная практика» проводится организация временной занятости безработной молодежи, а также безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются: бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсация в соответствии с законодательством Республики Беларусь материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Существенно снизились социально-политические, куль­турные, досуговые интересы молодежи, уровень ее общей культуры. Часть молодежи самоизолируется, уходит «в себя», в социальный вакуум, а это ограничивает ее спо­собность активно включаться в новые общественные от­ношения, искать различные формы самозащиты и т.д. А глав­ное — социальная бездеятельность рождает социальную без­ответственность. В качестве негативного примера можно со­слаться на такое явление, как внебрачная рождаемость сре­ди несовершеннолетних, доля которых в общем объеме внебрачных рождений в стране весьма велика. Такие «мамы» и «папы» не только не имеют матери­альных средств для воспитания детей, но и сами нуждаются в помощи и поддержке. В результате внебрачной рождае­мости от новорожденных отказываются около 500 матерей в год.

Все это ведет к сокращению участвующих в экономической и социально-политической жизни, росту социальной и политической пассивности части молодежи.

Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с серьезными трудностями. Особенно сильно это явление проявилась на рубеже XX-XXI веков. Конфликты и противоречия современного мира затрудняют процессы политической и общественной социализации молодежи. Возрастает необходимость в усилении государственного влияния на процессы формирования молодого поколения.

Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.

Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством.

Молодежь Республики Беларусь по своим психологическим и возрастным характеристикам больше предрасположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать определенным индикатором его социальной напряженности или социального комфорта.

Таким образом, в обществе обостряются традиционные и порождаются новые формы и факторы социального риска для подрост­ков и молодежи, растут правонарушения и преступность. Помочь молодежи разрешить эти проблемы может государственная система социальной, правовой, психологиче­ской защиты и адаптации подростков и молодежи, создание условий, гарантирующих развитие и реализацию их жизнен­ного потенциала. Наряду с разнообразными мерами по со­циальной защите молодежи (стипендии, выплаты, льготы и т.д.) необходимо осуществить переход к инновационному подходу, к развернутой социальной политике государства. Разноплановость и острота молодежных проблем в ус­ловиях модернизации общества требует существенной корректировки государственной молодежной политики.

 

 

1.2 Сущность и принципы государственной молодёжной политики в Республики Беларусь

 

Молодежная политика представляет собой политику по решению актуальных проблем молодежи, реализуемой в деятельности государственных, региональных и местных органов власти, молодежных организаций и других общественных объединений.

Государственная молодежная политика – это система направленных на поддержку молодых граждан политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации её потенциала в различных областях жизнедеятельности общества.

За время существования суверенного белорусского государства были сформулированы и определены концеп­туальные основы государственной молодежной политики, закрепленные Конституцией Республики Беларусь.

Главная идея концепции молодежной политики - обес­печение полноценного правового и социального статуса мо­лодых граждан республики, защита их прав и свобод, созда­ние правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В задачи молодежной политики входят:

 

· выявление потребностей и интересов молодежи;

· создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;

· регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;

· регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;

· создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;

· содействие молодежной занятости;

· поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

· формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;

· формирование новой концепции воспитания молодежи.

Государственная молодежная политика реализуется целым рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой в пр1цессе формирования и реализации основных направлений молодежной политики. Каждый из этих институтов осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.

Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров республики, Парламент.

Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах.

Очень большую роль в формировании и реализации молодежной политики играет Совет Министров, а также местные распорядительные и исполнительные органы республики.

Значительную роль играют такие органы, как: Министерство образования республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры.

Основную роль в формировании и реализации молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.

Для поддержки молодёжи были приняты такие документы, как: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992) (с изменениями и дополнениями от 10 января 2011г. № 242-3), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными Министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда и т.д.

Конституция Республики Беларусь закрепляет поло­жение о том, что молодежи гарантируется право на духов­ное, нравственное и физическое развитие. Государство бе­рет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в поли­тическом, социальном, экономическом и культурном раз­витии страны.

Конституционные основы молодежной политики на­шли свое воплощение в других нормативно-правовых актах.

Рассматривая те организации и институты, которые участвуют в формировании молодежной политики, следует отметить, что на современном этапе практически все органы государственного управления в той или иной степени участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики.

Большую роль играют также негосударственные организации и институты, Белорусский Республиканский Союз Молодежи и иные общественные организации молодежи. В настоящее время в республике действует более 130 молодежных и детских общественных организаций.

На современном этапе молодежная политика уже имеет возможность опереться на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана более чем за 10 лет существования в условиях суверенного государства.

За это время были сформулированы и определены основные концептуальные основы государственной молодежной политики. В ее основе лежат принципы и положения, сформулированные в Конституции Республики Беларусь.

Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.

Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, к формированию новой модели развития белорусского общества.

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны.

Во многих статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению гражданам республики права на охрану здоровья, на жилище, на образование (статьи 45, 47, 49, 51). Все эти права распространяются также на молодых граждан Республики Беларусь.

Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в других нормативно-правовых актах, которые приняты в нашей стране.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года( с изменениями и дополнениями от 10 января 2011 г. № 242-3)

В законе сформулировано понятие государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, она реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.

Здесь же в законеустановленыосновные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

1. Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.

2. Последовательность и комплексность.

3. Научная обоснованность.

4. Учет интересов и потребностей молодых граждан.

5. Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.

6. Гласность и открытость.

7. Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Республики определяют общие организационные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Закон определяет основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, регулирует и устанавливает основы деятельности



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.