Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема познания в ф-ии.





Проблема познания явл-ся центр-й и в ее решении сложилось несколько подходов. Агностицизм - достижение ист-ны невозможно(Шопенгауэр, Ницше).Скептицизм-познание возможно, но в опр-ых пределах. Эмпиризм(Бекон),рационализм(Декарт).Гносеологический оптимизм-мир познаваем, но процесс познания сложен и бесконечен.

Познание-это процесс получения и развития наших знаний о мире и самом себе.Истор-ие формы познания:1)обыденно-практич-е познание-оно опирается на жизн-й опыт чел-ка и дает нам элемент-ое знание об окр-ей природе. Носит стихийный хар-ер,испо-ет только собств-й опыт чел-ка.2)игровое познание.3)миф-ое познание-его специфика в том,что оно отражает мир с пом-ю фантаст-х образов. Гл форма отражения- эмоцион- художеств. На нач-ых стадиях-определяющее.5)иск-во.6)научное познание-высш форма, отраж-т мир через науку.В стр-ре познания выд-ют объект(то, на что напр-но дей-е) и

субъект(познающий чел-к).Выделяют 2 уровня познания: чувтв-й и рацион-й. Чувст-й уровень осущ-ся непосре-но нашими органами чувств. Выд-ют 3 осн формы чувств-го познания.Ощущение- это отражение в нашем сознании отд-ых сторон, св-в и кач-в предметов и явл-й, кот-ые непосред-о воздейс-ют на наши органы чувств. Восприятие-это целостный образ предмета, кот-й формир-ся на основе совок-ых ощущений.Представление-это сохр0ие образов предмета в памяти. Т.о., чел-к на чувств-ом ур-не одновр-но ощущает, воспр-ет и предст-ет, но чувств. отражение мира чел-ом отлич-ся от чувств. отражения жив-ых 1)тем, что чувств. отражение ч-ка обусло-но его жизн-ым опытом, 2)это всегда понимающее отражение.



Рац-ое познание(мышление)-это обобщенное, опосредованное отражение мира. Рац-ое позн. выст-т в 3х формах.Понятие-это логически обобщенный образ предмета. Понятие отражает общие закономерные связи, стороны, признаки явл-й. Выр-ся в языковой форме с пом. слов, терминов, словосоч-й. Суждение-это логич. связь понятий, выраженные в форме предложения, это утверждение или отрицание чего-либо.Умозаключение-вывд нового знания на основе сопоста-ия 2х или более суждений.

 

Философ. понимание материи.

Маркс ф-ия положила начало формированию новой картины мира, кот сменяет механистич картину мира: 1) на основе новых данных естествознания Энгельс делает вывод о том, что материя-это не только в-во, и что атом д.б. делим.→материя-это наиболее общее понятие, кот отражает сущностное единство мира.



ВЫВОДЫ:1)материя -активное начало мира. 2)она бесконечна и количественно, и качественно. 3)ее гл признак-первичность по отношению к сознанию.

Идеи Энг нашли подтверждение в открытиях естествознания:

1) 1898-открыли радиоактивность

2) 1895-открыты рентген лучи

3) 1897-открытие электрона Томпсоном

4) эволюц учение Дарвина.

В нач 20 в. на основе этих открытий сфор-но фил опр-ие материи (Ленин). МАТЕРИЯ-это фил категория для обозначения объективной реальности.

В наст время наука знает 2 вида материи: 1)в-во 2) поле

В-во характер-ся: 1)оно состоит из атомов. 2)имеет пост массу покоя 3)частицы в-ва нах-ся в механистич дв-ии

ПОЛЕ-состояние материи, занимающее промежутки м/у макро и микротелами.

1)частицы поля не имеют пост массы покоя

2)их движения происходят по законам, описанным квант механикой

3)совр наука изуч неск-ко видов: электромагнитные, гравитационные, поля ядерных сил.

 

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.

Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения материи.



Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. Философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу: огонь, воздух, воду и землю.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении.Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи. Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пространство и время. Вопрос об отношении времени и пространства к материи (т.е. является ли время и пространство реальными, или это абстракции, существующие только в сознании), прежде всего, интересует философию. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств.

Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

 

Философское понимание движения

Движение-Энгельс определяет как всякое изменение вообще, это способ сущ-ия материи. Источник дв-ия по Энгельсу нах-ся внутри самих матер тел-это борьба противоп сил, св-в, качеств предмета. Опираясь на совр естествознание, Энг выделил 5 форм дв-ия материи, причем каждая более сложная возникает на основе предшествующей и переходит от 1-ой формы к др.-происходит в виде скачка: 1)механистич дв-ие 2)физич дв-ие 3)химическое 4)биологическое 5)социальное. Совр наука выделяет 3 формы дв-ия материи: дв-ие в неживой природе, дв-ие в живой природе, дв-ие в об-ве.

 

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

 

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и - времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: - объективность и независимость от сознания человека; - их абсолютность как атрибутов материи; - неразрывная связь друг с другом и движением; - единство прерывного и непрерывного в их структуре; - зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические(направление, непрерывность, необратимость) и метрические(связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся: - протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; - связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел; - относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.) , длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.