Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы становления и характерные черты русской философии.

Предмет ф-ии и ее ф-ии в общ-ве.

Философия происходит от 2х слов: филио -любовь, софия- мудрость .Впервые употребил термин философия Пифагор, а ввел в науку- Платон. В разные времена под предметом философии понималось разное. В античные времена Аристотель считал, что предметом ф-ии явл. знание общего, умение постичь причины мира.В Средние века Сенека считал, что предметом ф-ии явл. учение о нравственности, обучение людей правильной жизни и правильному пониманию себя в этой жизни. Кант в Новое время считал, что предметом ф-ии явл. отношение человеческого знания к целям челов-го знания. Соловьев считал, что ф-ия- это любовь к мудрости, не только теоретическое знание, но и как практическое нравств. поведение. С помощью ф-ии люди пытаются ответить на такие вопросы, как познаваем ли мир? каково место чел-ка в мире? что есть любовь? и т.д. Все многообразие вопросов Кант свел к 4м основным

1) что я могу знать?

2) что я должен делать?

3) на что я могу надеяться?

4) что есть человек?

Ф-ия выполняет следующие ф-ии: 1) мировоззренческая- формирует у людей взгляд на мир, на место чел-ка в мире. 2) критическая- основной принцип этой ф-ии закл. в том, что каждая последующая ф-ия критикует предыдущую, отрергает все ошибочное и принимает все лучшее.3) методологическая – формирует новые методы познания.4) аксиологическая- формирует опред. систему ценностей. 5) прогностическая-исследуя природные и социальные процессы, ф-ия способна дать прогноз на будущее.

поведение в обществе. Аристотель в 4 веке до нашей эры преобразует эту совокупность норм в философское учение- этика.

Истоки фило-и, их харак-ка.

Ф-ия- это учение о сущностных проблемах бытия, познания и отношения мира и чел-ка. Ф-ия появилась около 2,5 тыс. лет назад.Ее возникновению способствовали некоторые предпосылки: материальные и духовные. К матер-ымотносятся: переход чел-ка от бронзы к железу и как следствие этого увеличение произв-ти труда и как следствие увеличение производ-ых сил и увеличение власти над природой, следствие понать сущность мира, постичь его ( Гегель). К духовнымотносится прежде всего мифология_ это исторически 1й способ объяснения мира древними людьми. Мифы выполняли след-ие ф-ии: 1) формировали у людей коллективное представление о том или ином явлении, 2) связывали поколения, т.к передавались по наследству,3) формировали опред. систему ценностей, 4) стремились гармонизировать отношения людей с природой. Между ф-ей и мифологией есть некоторые различия: 1) мифы обращались к богам, а ф-ия к природе самих вещей, к их сущности, 2) мифология не представляла особых доказ-тв своим утверждениям, тогда как ф-ия все доказывала. 3) мифы-это художественное, эмоционально-психологическое объяснение мира, а ф-ия- рациональное, с помощью понятий, категорий. Из мифологии философия заимствовала некоторые свои основные вопросы. Преднаука( математика и астрономия). С помощью матем-ки ф-ия перешла к доказ-ам, размышлениям, абстрогированию. Глядя на звездное небо люди начали задумываться о происхождении космоса, о его сущности, о месте чел-ка в космосе. Обыденная нравственность- совокупность норм, правил, обычаев, традиций, запретов с помощью которых регулировалось

Основной ? ф-ии. Диалектика и ее исторические формы.

Основной вопрос ф-ии-это вопрос о том, что первичнее: материя или сознание, природа или дух. Взгляды разделились на 2: материалисты ( считали, что первичнее материя и природа, а сознание вторично) и идеалисты ( считали, что сознание и дух первичны, а материя и природа вторичны). Идеалисты в свою очередь разделились на субъективных ( мир есть комплекс ощущений, "мир такой, каким мы его себе представляем" - Шопенгауэр.) и объективных ( мир сущес-ет независимо от нас- Гегель, Платон). В вопросе познаваем ли мир мнения разделились на 3: оптимисты ( мир познаваем- большинство материалистов и немного объект. идеалистов), скептицизм ( сомневаются), агностицизм ( познать мир и достигнуть истины невозможно- Шопенгауэр, субъективные идеалисты).В вопросе находится ли мир в развитии? Возникает ли в мире новое? мнение принадлежит метафизикам, которые считают, что в мире не может возникнуть ничего нового и такому учению, как диалектика- это учение о всеобщей связи и развитии явлений мира. Исторические формы диалектики: 1) диалектика древних греков, 2) идеалистическая диалектика Гегеля, 3) материалистическая диалектика Маркса.

Милетская филос-ая школа.

Античная ф-ия появилась в Греции в 7-6 веке до нашей эры. В то время Греция претерпевала крупные изменения. Из аграрной страны она переходила к стране ремесленого пр-ва и торговли. Это способствовало появлению новых соц-ых слоев населения, которые начали принимать активное участие в политической жизни страны, и это привело к борьбе демократической и аристократической форм правления. Экономические и политические преобразования способствовали появлению многообразных взглядов и идей, которые постепенно оформляются в философские школы. Характерные черты: 1) космоцентризм- в центре внимания космос, 2) рациональный метод познания, 3) связана с целью философских размышлений- достижение истины, 4) ф-ия приобретает в это время достаточно четкую структуру- гносеология, онтология и т.д. Первые философы появились в г. Милете. Фалесжил в 6 веке до нашей эры. Считал, что основа мира- вода. Все происходит из воды и в воду все обращается. Вода живая сила и обладает душой. Анаксимандрбыл учеником Фалеса. Создал песочные часы, географическую карту. Считал, что первооснова мира - некачественная материальная основа, как апейрон. Утверждает, что все переходит из одного состояния в другое. Впервые заговорил о происхождении жизни и человека. Считал, что жизнь зародилась на границе воды и песка, из ила под воздействием солнца. Считал, что человек зародился внутри огромной рыбы, и только потом вышел на сушу. Анаксимен:воздух- основа мира. Все происходит из воздуха. Замерзая воздух превращается в воду и землю, а нагреваясь- в огонь. ГероклитОснова мира огонь, т.к. это самая подвижная стихия, а все в мире находится в движении. Всякое новое живет смертью того, что горит. У истоков диалектики. Приходит к выводу, что все течет, все меняется. "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, по причине неизбежности и быстроты изменений. Его диалектика носила наивный характер. Он не мог понять источника изменения явлений. Предполагал, что все в мире состоит из противоположностей и понять одну противоположность можно через другую. "Дорога вверх одна и та же".

Фил-ия Демокрита.

Демокрит- жил в 5 веке до н. э. Онтология: Будучи математиком, он применил к миру предел деления и пришел к выводу, что мир состоит из атомов. Исходя из этого, он пришел к выводам: 1) все состоит из атомов и на атомы распадается, 2) атомы движутся в пустоте и сталкиваясь образуют многообразие вещей, 3) атомы движутся по заданной траектории, поэтому все в мире происходит по необходимости, случайности нет, 4) мир вечен и бесконечен, т.к. атомы вечны и бесконечны. ГНОСЕОЛОГИЯ: Ощущение- первоначальный источник познания, рассуждение- на 2 уровне, которое мы осуществляем с помощью разума. АНТРОПОЛОГИЯ: В чел-ке выделяет 2 вида благ: блага телесные и блага душевные( главные, божественные). Ни сила, ни деньги делают чел-ка счастливым, а правота и многосторонняя мудрось. Счастье- хорошее расположение духа. Главные недостатки чел-ка: глупость и невежество. СОЦИАЛЬНАЯ Ф-ИЯ: Сторонник рабовладельческой демократии, лучше бедность при демократии, чем богатство при царе, как лучше свобода, нежели рабство. Возможно создание гос-ва без конфликта- идеальное ( причина конфликта- зависть). Материалист, т.к. атомы материальны.

Ф-ия Платона.

Платон- основоположник объективного материализма. Родился в 427 году до нашей эры. На его мировоззрение оказал влияние афинский мыслитель Сократ. Идея Платона -создание идеального гос-ва. После себя он оставил много трудов. ОНТОЛОГИЯ: Первоначало всего -душа, Бог, а весь мир он разделил на мир идей ( совершенен, неизменен, вечен) и мир вещей ( не вечен, изменчив, мир вещей- это отблеск мира идей). ГНОСЕОЛОГИЯ: 2 уровня познания: чувственный- не точный не дает полного представления о вещи; познание разума- более совершенное, т.к. разум мы познаем идеей. В центре его гносеологии лежит теория воспоминаний, согласно которой познание- припоминание душой тех идей, с которыми она встречалась, пока не соединилась с телом. АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к создан Богом и явл-ся величайшим из жив-ых. Все остальное произошло от чел-ка: трусы и жулики превратились в женщин, легкомысленные- в птиц, тупые- в рыб.В чел-ке выделяет смертное тело и бессмертную душу. Тело- темница души. Разделяет идею переселения души ( душа вечна, неделима, едина). + кач-ва чел-ка: на 1месте-мудрость, мужество, справедливость. Справ-ть отождествляет с компетентностью. Справедливость- это знание своего дела ( справедлив врач в болезни). СОЦИАЛЬНАЯ Ф-ИЯ:. Идея идеального гос-ва. Его труды "Государство", "Законы". Идеи: 1) всякое гос-во, как и любая другая часть мира вещей рождается, растет, деградирует и погибает, 2) закон деградации можно остановить силой воли и разума, 3) идеальное гос-во должно быть основано на общей собств-ти пр-ва, не признает частную( все люди- дети одной матери), 4) каждый чел-к д/б на своем месте ( мудрецы, воины, работники). Форма правления- аристократия, не признавал олигархию и тиранию.

Ф-ия Аристотеля.

Аристотель систематизировал и обобщил, поставил на новое место ф-ию древнего мира. Родился в 384 году до нашей эры. Осиротел в 18 лет, после этого он уходит в Афины и становится учеником Платона. После смерти Платона он уходит из Афин, и нач-ет заниматься др. делом. Он воспитатель сына А.Македонского. Когда Македонский стал императором и начал завоевательную политику Арист. не принял его политику и ушел от него.Потом он основал лицей. После смерти Македонского на Аристотеля начались гонения и он покинул Афины и в 322г. до н. э. умер. Оставил после себя свыше 150 трудов. Все их условно можно разделить на 4 гр: 1)метафизика-изложенная ф-ия Ар.,2)исследование проблем естествознания, 3)органон-орудие познания,4)прблема обще-го устройства -гл. труд "Политика". ОНТОЛОГИЯ: Основа всякого бытия первоматерия. Она есть предпосылка сущ-ия всех предметов и явлений. Вода, воздух, солнце, огонь- разнообразные сочетания образ. вещи, явления. Любая вещь- сумма материи+ формы. Чистая форма-Бог, душа. Важным св-ом мира явл. явл. движение. Без движения никакое явление не существует. Источник движения-Бог. Аристотель выделяет формы движения: возникновение, исчезновение, уменьшение, увеличение, превращение, перемещение в пр-ве. Вещи обладают св-ми прост-ва и времени. Пр-во- место вместилища тела, кажд. вещь имеет свое природ. место. Время- деление движения на "сначала" и "потом". ПОЗНАНИЕ: Он считает, что главным этапом в познании явл. чувств. познание. Мы познаем конкр. вещи и явления. Но одних чувств мало, поэтому познание разумом дает нам знание общего. На этом уровне возможны ошибки, преодолеть ошибки можно соединив чувств. образ предмета с понятием о нем, что мы осуществ. в опыте. Познание- это процесс, кот. проходит неск. этапов: ощущение, представление, опыт, иск-во, наука- получаем знание общего. АПТРОПОЛОГИЯ: В основе антроп-ии лежит учение о душе. Выделяет 3 уровня души: вегетативный- душа растений, чувств-й- душа жив-х, разумный- душа чел-ка. 1 и 2 уровни тесно связаны с телом чел-ка и умирают вместе с ним. 3 уровень не связан, след-но вечна. Целью чел-ой деят-ти явл. достижение счастья, кот. возможно только через добродетели-это середина между 2мя видами зла( избытком и недостатком); " золотая середина". Гл. принципом нравс-ой жизни чел-ка- принцип "ничего слишком". Нрав-ые действия людей основаны на разуме. Чел-к сам выбирает зло и добро. Справед-ть-это середина между нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. В основе обществ. жизни должна лежять частная собств-ть. Она делает ч-ка самостоя-ым, свободным, заинтересованным. Жить в гос-ве для ч-ка естеств-но. Ч-ек- гос. животное, т.к. он удовлетворяет свои потребности через посредства др. людей. Люди делятся на 3 слоя: богатые, сред. слой, бедные. Чем шире ср. слой, тем стабильнее гос-во, т.к. ср. слой препятствует конфликтам между богатыми и бедными. Задача гос-ва- сделать как можно больше народу счастливыми, для чего оно должно выполнять след. ф-ии: 1) препятствовать сосредоточению власти в руках немногих, 2) препят-ть сосредот-ю богатства в руках отдельных людей, 3)держать рабов в повиновении.6 форм правления: правильные( монархия, аристократия, полития) и неправильные( тирания, олигархия, демократия- легко вырождается в охлократию).

Средневековая ф-ия .

Ф-ия средневековья соотв-ет периоду феодализма, когда господствующей идеологией в общ-ве была религиозная, поэтому ф-ия средневековья носит религиозный хар-ер ( на западе она связана с христианством). Харак-ые черты: 1) теоцентризм- в центре внимания Бог, обоснование его существ-я, 2) креационизм- согласно ему мир создан Богом посредством чистой воли, 3) в Ср. века идея ч-ка меняется- че-к выше космоса, в нем выдел-т смертное тело и бессмертную душу, 4) 3 уровня познания-чувства, разум, вера, 5) к античным нравств. кач-м + чисто христианские кач-ва: смирение, покорность, вера, надежда, любовь, 6) дается новое понимание человеч. истории: человеч. история протяженного времени- линейна, этапна и имеет завершение, 7) провиденциализм- конц-ия, согласно которой все вмире предначертано. Выделяют 2 периода: 1) патристика- философы опирались на философию Платона ( Августин), 2) схоластика- опирались на фил-ю Аристотеля (Аквинский). ФОМА АКВИНСКИЙ: Основная работа "Сумма теологии". В 1323 был причислен к лику святых, один из первооснователей идеологии римской католич. церкви. ОНТРОПОЛОГИЯ: Мир создан Богом и представляет систему, кот-я включает 3 ступени: мир неживой природы, мир жив-ых и растений, мир чел-ка. Мир чел-ка выступает посредником между природой И Богом. ПОЗНАНИЕ: Включает 3 ступени: самая высшая ступень- вера, вторая-разум, 3- чувства.Ф-ия по Аквинскому должна служить богословию и доказ-ть сущес-ие Бога. В связи с этим он приводит 5 док-тв бытия Бога: 1) в мире все движимо другим след-но есть перводвигатель -Бог, 2) в мире все имеет причину следов-но есть первопричина-Бог, 3) в мире сущ-ет случайная и необходимая, необходимая важнее случайной, 4) в мире все различается по степени совершенства, след-но есть высшее совер-во- Бог, 5) в мире все стремится к цели, след-но все целесообразно, кто-то двигает к цели- Бог. К добродетелям + христианские добродетели ( смирение, покорность, вера, надежда, любовь). ОБЩЕСТВО: Идеал- монархия, 1 правитель на небе и 1 на земле. Задача гос-ва заботиться о благе граждан. Соц. неравенство и деление на сословия вечны, т.к. это установлено Богом. Выше гос-ва –церковь, т.к. гос-во заботится о благе земном, а церковь проявляет заботу о благом и вечном.

Ф-ия эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения- ренессанса- это процесс идейн. и культ. развития в Зап. Евр. накануне ранних бурж. революций. Возр-ие начинается в Италии, когда пр-ит возр-ие лучших традиций антич. ку-ры. Хар-ые черты: 1) происх-ит переход от теоцентризма к антропоцентризму, 2) изменяется отношение к чел. труду- если раньше труд рассматривался как наказание, то сейчас как сп-б изменения окр. среды и самого себя, 3)ф-ия обр-ся к природе- людей не устраивает религио-е объяснение явл-й, 4) познание обращает особое внимание на разум, 5) понимание чел-го об-ва- в это время появл-ся соц. утопии Мора и Кампанеллы, в кот-х они критикуют соц. общ-во и рисуют картину идеального общ-ва. В ф-ии Возр. выдел-т 2 периода: гуманистический и период ф-ии природы. Гуманистич.:гуманизм- в шир. смысле слова- стремление к человечности, созд. усл-й, достойных для чел-ой жизни. В узком смысле- это идейное движение, изучающее и распространяющее ант. языки, лит-ру, иск-во. Основателем был Франческо Петрарко. В своем трактате "О собств-ом незнании и незнании других" сформулировал гл. гуманист. идеи: 1) подверг критике средневек-й схоластический сп-б мышления, для которого авторитетом была церковь, ее отцы, учителя, 2) гл. внимание ф-ия должна уделять чел-ку, изучению его сущности, способ-ти, 3) высшим выражением духов-ти чел-ка явл. любовь, 4) новый метод филос-ния, гл. черта мудрости- не знание многого, а знание пути мудрости. Предлагает по-новому рассматривать диалектику, Цель спора-достижение истины, 5) как поэт высоко ценил значение слова в познании, счит, что через человеч. речь открывается внутр. мир чел-ка. Ф-ия природы.Нач-ся в Италии. Основоположник Джордано Бруно. Он опирался на идее Коперника, за что поплатился жизнью- его сожгли. Создал направление- пантеизм, т.е. все есть Бог. Осн. идеи излагал в "О причине, принципе и едином", "О бесконечности всел-й и мира". ОНТОЛОГИЯ: Основа мира- единая материя, она есть причина всего, космос- есть Бог. Т. о. он снимает границу м/у творцом и творением- пантеизм, след-но природа вечна и бесконечна, она активна и движение явл. ее внутр. принципом. Будучи диалектиком он доказал, что в природе происходит пост. превращение материи из одного состояния в др.( то, что было семенем стало колосом, затем хлеб и все это приходит к бесконечному множеству мира).ПОЗНАНИЕ: 1- восприятие, осущ-ем с пом. наших органов чувств, 2-представление с пом. рассудка, 3- разум ( интеллект). Познание бесконечно, т.к. мир бесконечен. Истину можно достичь только через науку, а не религию. Т.о. он отвергает "Теорию двойств-й истины". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-ка отличает душа, в кот. проявляется единая вселенч. душа. Она отлич-я особым строением и разумом. Сам разум стал развиваться под влиянием труда. Цель разума- проникнуть в глубь природных явл-й, познать ее божественность. Цель нашей жизни- добро, но это требует опред. жертв от чел-ка.

19.Экзистенциализм.

Э. – от лат. существование, развивается после ВОВ. Представители: в Германии Хайдеггер, Ясперс; в России-Бердяев, Шестов; во Франц -Сартр, Камю

Идеи:

1- наука не может познать человека, т.к. истина- зло, которое делает наше существование ещё более тяжёлым, а мифы и сказки - помогают человеку жить. Чем больше человек знает, тем менее он свободен. Центральная категория - экзистенция, т. е. существование. Суть его такова - рождаясь, ребёнок существует, но свою сущность он приобретает только в процессе жизни. Т. о. экзистенция - переживание своего бытия в мире. А бытие наше временно и направлено в ничто. И человек осознает конечность существования.

2- Об - во враждебно человеку, т. к. оно подавляет нашу индивидуальность, делает нас похожими, превращает человека в винтик, отчуждает человека от самого себя, ведет человека к утрате своей индивидуальности. Спасение человека-это он сам, его неповторимость, стремление человека к свободе.

3- Учение о «пограничной ситуации». Суть-т. к. человек все время испытывает страх, он стремится к небытию и на этом пути он попадает в «пограничн. ситуации». Когда он познает самого себя таким, каким он есть на самом деле, он свободен в своем выборе, и он отвечает за свой выбор. Чел-к несет свою тяжесть в жизни на своих плечах.

11. Ф-ия нового времени.17-18 в.в. На смену феод. общ. устр-ву пришел капитализм. 1609- 1я буржуазная рев-ия в Нидерландах, 1642- бурж. рев-ия в Англии. Интересы нового класса сословия требуют более осн-го изучения окр. природы, поэт. развив. естествозн-е. Это привело к накоплению разл. фактов, кот. треб-ли осмысления, т.е. создать целостную картину мира. Хар-ые черты: 1) наукоцентризм, 2) 2 периода: эмпиризм( познание с пом. чувств) и реализм ( познание с пом. разума), 3) под влиянием ньютоновской механики склад. новая картина мира- механистическая, 4) появл. теория общ-го договора, т.е. люди свободно передают часть своих прав. БЭКОН: закончил Кембриджский универ. Счит., что познание возм-о только через опыты, эксперименты. Гл. работа "Новый органон- орган познания". Гл. задача- созд. новый метод познания- метод индукции, когда на основе множества фактов делается 1 общий вывод. Гл. уровень познания- чувствен-й. Мир познается искл-но с пом. опыта. Чтобы овладеть этим методом ч-к должен преодолеть ряд ошибок ( идолов), которые засоряют наше сознание: 1) идолы рода- оссбен-ти нашего сознания, кот. могут привести к заблуждению, их надо осознать и тогда их можно преодолеть; 2) идолы р-ка, площади- ошибки, возник. при совместной договоренности людей, при неправильном выборе слов; 3) идолы пещеры- индив. особ-ти кажд. ч-ка, т.е. субъективизм в познании; 4) идолы пещеры -в познании мы испол-ем устаревшие методы. ДЕКАРТ: "Мыслю, след-но сущ-ую". Занимался фил-й и матема-й. Гл. метод познания- дедукция ( от общего к частному). Гл. роль познании принадл-т разуму, чтобы овладеть этим методом, ч-к должен следовать 4м правилам: 1) не принимайте любую вещь за истину, пока не познали ее как истину с очевидностью;2) решающий ? разд. на столько частей, ск-ко необходимо, чтобы лучше познать его; 3) познавайте от изв-го к неизвестному, от простого к сложному; 4) всегда делайте столько расчетов и полных обзоров, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустили. Декарт не дооценивал чувств. познание. МЕХАНИСТ. КАРТИНА МИРА: Под влиянием ньютоновской мех-ки в фил-ии сложилась новая картина мира. Согласно этой картине мира материя- это вещ-во, состоящее из атомов. Движение- перемещение тел в прос-ве, все многообразие движения сводится к 1 форме- механич. движение. Первоисточник движения выносится за пределы мира, им познается Бог. Пространство- пустота, вместилище тел, поэт. пр-во абс-но. Время- понимается абс-но, течет равномерно из прошлого в наст., буд., для удобства люди разделили его на отрезки. Время не связано ни с движением, ни с прст-ом, ни с материей. Такая картина мира просуще-ла до сер.19 века.

Ф-ия Канта.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. Женат не был. Ни разу не выезжал за пределы города. В творчестве Канта выдел-т 2 периода: докритичес-й и критич-й. В 1 периоде гл. внимание- прблеиа естествозн-ия. Он сформул-л гипотезу ест-го происхождения вселенной в рез-те вращения огромного диффузного облака или первона-ой туманности- гипотеза Канта- Лапласа. Т.о он выступает матер-ом. Идеи: 1)он счит, что мир возник ест. путем, никем не создан, 2) мир нах-ся в пост. движении развитии, 3) мир есть сист., кот. подчинается опред. законам и элементы этой с/мы чел-к будет пост. открывать. Во 2 периоде гл. внимание Кант уделил проблеме гносеологии. Мир возде-ет на органы чувств чел-ка, но вместе с тем знание, истиной к-го явл.: 1) опыт, содержание знания, 2) познават. спос-ть и носит априорный хар-ер. Априорн. яв-ся формы знания ( простр-во и время). Процесс познания вкл. вкл. след ступени: 1- ощущение, 2- простр-во и время в опред. послед-ти и получим восприятие, 3- рассудок+ понятие, рассудок сам конструирует предмет. Вывод: "посред-ом чувств предметы нам даются, мыслятся же они разумом. Но познать мир до конца чел-к не может. Наше знание о вещи всегда будет отличаться от того, что есть вещи на самом деле. Сущность вещи не познаваема, след-но "вещь в себе". Мы способны познать только явление. На этом основании его послед-ли выделили огностицизм. Кант дает новое представление на соотн-ие эмпирич. и рацион. познания. Кант говорит " мысли без созерцания пусты, а созерцание без понятия слепы". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к- это самый гл. предмет в мире. Гл. его отличие закл-ся в самосознании. Природным св-м явл. эгоизм, но т.к. ч-к сущ-во социальное, Кант дает предпочтение плюрализму. Ч-к должен рассмат-ть себя не как центр мира, а как часть мира. Основой поведения ч-ка в об-ве Кант наз-ет " категорический императив". "Поступай так, чтобы максима твоей воли мгла стать принципом всеобщего законодат-ва". Но для этого ч-к д/б свободен, д. иметь возм-ть выбирать м/у добром и злом, хотя эта свобода не явл. абс-ой, она ограничена свобо-й др. людей. Долг любить- бесмыслица, но делать людям добро- долг-это пробудет в тебе человеколюбие. ОБЩЕСТВО: Идеал- гражд-правовое, где свобода одних людей совместима со свободой др. В развитии общ-во проходит 3 этапа: др. Греция, Рим, германские народы.

Прагматизм.

П. –от греч. «дело», «действие». Возникает в США в 70-е гг. 19в. У истоков стоит Чарлз Пирс, кот. Делает след-е выводы:

1- новая фил-ия должна исходить из того, что всякое действие есть основная форма чел. Жизни. При этом действие носит не рефлекторный хар-ер, а сознательный и поэтому фил-ия должна изучать механизмы сознания, кые обеспечивают действие.

2- задача познания - не получение объективных знаний, а преодоление сомнений, кые затрудняют наши действия.

3- истина - общезначимое принудительное верование, к кму пришли бы исследователи, если бы процесс познания продолжался бесконечно.

Идею Пирса развил Джемс, кый создал концепцию радикального эмпиризма, суть кго заключалась в отождествлении опыта и реальности.

Б-13. Ф-ия Гегеля.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Г. род. в 1770 г. в семье чиновника. Умер в 1831 г. во время холеры. "Феноменология духа", "Наука логики". Он объект. идеалист. ОНТОЛОГИЯ: первопричина мира- абс. дух, он развив. и проходит 3 этапа: 1) многообразие понятий, 2) многообразие природы, 3) на 3 этапе дух развив-я в форме человеч. сознания и возникает религия, иск-во, наука, фил-ия- познание абсол-ым духом самого себя. Т.о 1) мир нах-ся в пост. развитии, идущем от прост. к сложному, 2) развитие носит закономерный хар-ер, 3) Г. формулирует 3 закона диалектики: 1) з-н единства и борьбы противопол-ей, кот. указ-т на ист-к развития, 2) з-н перехода кол-ва в кач-во, кот. отвечает на ? как возн-т новое, 3) з-н отрицания, кот. отвечает на ? как соотносится старое и новое. Рац-ым зерном Гегел. фил-ии станов-ся его диалект. метод, котор. предполагает рассмотрение всего в развитии, дв-ии, измен-ии. Т.к. Г. идеалист, след-но диалектика Г. носит огранич. хар-ер. Гл. противоречие его ф-ии- противоречие м/у методом диал. и метафиз-ой с/ой. ГНОСЕОЛОГИЯ: В познании он выд-т 3 этапа: 1) чувствен-й- самое бедное содер-е знаний, 2) восприятие- воспринимаем вещь как целое обобщение ощущения, 3) рассудок, кот. формирует понятие и кот. позволяет идти от явл-ия к сущности. Истина достижима и явл. целью познания. АНТРОПОЛОГИЯ: Гл. признак чел-ка- сознание и способ-ть удовл-ть свои потр-ти в об-ве посред-м труда. Благодаря труду ч-к развивает свое сознание. Г. один из 1ых дает анализ форм общ. сознания, кот. выступает в разл. формах (религия, наука, иск-во, фил-ия). Но личностью ч-к становится т-о в общ-ве при посредствии др. людей. Основа формиро-я личнсти- собств-ть. Требование равенства есть черта пустого рассудка, потому что люди от рождения не равны, а общ-во т-о усиливает это неравенство. ОБЩЕСТВО: История- есть закономерный проц. развития абс. духа во времени. Критерий прогресса- свобода, след-но выдел-ют 3 этапа разв-ия об-ва: 1) восточный мир- свободен 1 ч-к- монарх, 2)античн. мир- свободна группа людей, но и это об-во несоверш. Там, где есть рабство, там нет свободы, 3) германский мир- свободно больше людей, благод. христиан-ву.

Б-14. Ф-ия Фейербаха.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Родился в 1804г., был учеником и послед-ем Гегеля. В 1831 г. опубл-л работу "Мысли о смерти и бессмртии", его работы- " сущность христи-ва", " Сущность религии". ОНТОЛОГИЯ: В понимании мира –материалист. Счит, что природа ни кем не создана, она есть причина самог себя. Материа-м Ф. непоследователен, т.к. он не понял диалектики Гегеля, поэт. материалист метефизич-й. В познании- сенсуалист- решающую роль в позн. отводит чувствам. Метафизика не позволила ему понять, что переход от чувств к разуму происходит ввиде скачка. Истина- соглашение большинства по тому или иному ?. АНТРОПОЛОГИЯ: Центр. место в ф-ии Ф. принадлежит ч-ку_ антропологич. ф-ия. Отлич. черта ч-ка-воля, разум, сердце, т.к. ч-к сущ-ет для того, чтобы желать, познавать и любить. Ч-к по его мнению, сущ-во природное, но вместе с тем абстрактное, т. к. Ф. не понял историч-ой сущ-ти ч-ка, соц. усл-й его жизни. ОБЩЕСТВО: Ф.- идеалист, т.к. из всего многообразия обществ. отн-й главные отн-ия любви. Об-во нсчастно, потому что люди перестали любить друг друга и стали любить Бога. Предлагает на смену христианства поставить нов. религию- рел. любви к ближнему.

 

Философия жизни

- направление в западноевропейской мысли, возникшее в Германии в последней трети 19 века. Возникло в противовес классической философии, стремившейся к систематичности, ценности и завершенности. Ф./Ж дает альтернативу разуму – волю. Первичным является не восприятие или мышление, а воля как первооснова всего сущего (волюнтаризм). Центром антропологии становиться подсознание и интуиция человека.

Предметом Ф/Ж является – жизнь, как творческий порыв, вечное становление, поток –культурно-исторических переживаний.

Ф/Ж (иррациональная философия)-против всемогущества разума и науки, Истоки начинаются с Шопенгауэра, работа «Мир как воля и представления». Мир – в нашем сознании и без нас он не мыслим. Мир такой каким мы его представляем. Познать мир разумом невозможно, постигнем интуицией.

Фридрих Ницше работа:»Так говорил Залатустра», «воля к власти». Мир – это вечное становление, в основе которого лежит борьба , поэтому нет порядка, единства, смысла. Прогрессивное развитие - это иллюзия, время бесконечно,. то что происходило раньше возвращается, Мир не познаваем.

Учение о сверх человеке – человек который преодолел самого себя, а значит переоценил прежние ценности ,прежние морали (в связи с этим критика христианства)- полагая что это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные ценности: смирение, покорность и подавляет волю к победе, власти. – христ – во противоречит инстинкту самосохранения . Критика современного общества – мораль, которая носит лицемерный двойственный характер – стремится отвергнуть даже общие человеческие ценности ; всех людей делит на 2 группы: 1) элита 2) низший – толпа, большинство тиранит меньшинство, большинство должно стать средством для меньшинства.

 

 

Марксистская философия.

Предпосылки марксистской ф-фии:

1.В 1825г. – 1й кризис перепроизводства, это привело к закрытию фабрик, безработице, нищете, …В рез-те начинаются массовые выступления.

2.О крытия в естествознании (открытие клетки, закон о сохранении и превращении энергии, …) доказали идею о том, что развитие природы носит закономерный характер, что основой ее яв-ся материя, что все находится в постоянном дв-ии и изменении.

3.Теоретические предпосылки:1) ф-фия Гегеля, из к-ой Маркс берет рациональное зерно – диалектику и отбрасывает идеализм; 2) ф-фия Фейербаха – был взят материализм и отброшена метафизика. Т.о., Маркс и Энгельс впервые в философии соединили воедино диалектику и материализм.

Характерные черты:

1)Создали новую фил-ую систему – диалектический материализм, согласно к-му природа первична по отношению к чел-му сознанию, она постоянно развивается, изменяется.

2)Маркс и Энгельс распространили материализм на понимание об-ва и сформировали новое материалистическое его понимание:

а) определяющей сферой общ-ой жизни яв-ся эконом-ие отношения людей, в первую очередь – производственные.

б) движущей силой общ-го развития яв-ся трудящиеся.

в) общ-ое бытие определяет общ-ое сознание.

3) дает новое понимание сущ-ти ч-ка. Ч-к – есть совокупность общ-ых отношений.

4) Маркс и Энгельс по-новому сформулировали главную задачу ф-фии: задача в том, чтобы объяснить и изменить мир.

В Европе после смерти Маркса и Энгельса сложились 2 направления марксизма:

1.Ортодоксальное – считали, что учение Маркса неизменно и верно (Каутский)

2.Реформаторское – учение Маркса имеет ошибки и заблуждения (Бернштейн)

В России возникло 2 направления последователей марксизма:

1- Плеханов, считал, что Россия не готова к социализму.

2- Ленин.

Марксистская ф-фия положила начало формированию новой картины мира, которая приходит на замену механистической.

Новая картина мира выражается в следующем:

I.На основе новых данных естествознания Энгельс делает вывод о том, что материя – не только в-во, атом должен быть делим, поэтому материя – более общее понятие, которое отражает сущностное единство мира; Выводы: а) материя – активное начало мира;

б) она бесконечна как количественно, так и качественно;

в) главный ее признак – первичность по отношению к сознанию;

Эти фил-ие идеи нашли подтверждение в открытиях естествознания. После смерти Энгельса были сделаны следующие открытия:

1) открытие радиоактивности

2) открытие рентгеновских лучей

3) открытие электрона

4) эволюционное учение Дарвина

В начале 20в. было сформулировано философское определение материи - философская категория для обозначения объективной реальности (Ленин)

В настоящее время наука изучает 2 вида материи: вещ-во, поле.

Вещ-во характеризуется тем, что состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, частицы вещ-ва находятся в механическом дв-ии.

Поле – состояние материи, занимающее промежутки между макро- и микротелами. Частицы поля не имеют постоянной массы покоя, дв-ие происходит по законам квантовой механики; современная наука изучает несколько видов полей: электромагнитные, гравитационные, поля ядерных сил.

II. ДвижениеЭнгельс определяет как всякое изменение вообще. Дв-ие – способ существования материи. Источник дв-ия находится внутри самих материальных тел – борьба противоположных сил, качеств, свойств предмета. Опираясь на современное ему естествознание, Энгельс выделил 5 форм дв-ия материи, причем каждая более сложная форма возникает на основе предшествующей, переход от одной к другой происходит в виде скачка.

5 форм дв-ия материи:

1. механистическое

2. физическое

3. химическое

4. биологическое

5. социальное

Современная наука выделяет 3 формы дв-ия:

А) дв-ие в неживой природе

Б) дв-ие в живой природе

В) дв-ие в об-ве.

III.По-новому сформулировано представление опространстве и времени.Пространство и время тесно связаны с материей, т.е.нет материи, которая не обладала бы пространством и не существовала бы во времени. Согласно теории относительности Эйнштейна, пространственно-временные отношения находятся в прямой зависимости от



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.