По курсу «Муниципальное управление»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Руководство по изучению дисциплины
и контрольные задания
Челябинск
Одобрено учебно-методической комиссией
факультета экономики и управления
Представлены сведения по организации промежуточных контрольных мероприятий, контрольная работа, вопросы для подготовки к экзамену, руководство по выполнению курсового проекта, список рекомендуемой литературы и ссылки на сетевые ресурсы.
Предназначено студентам специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций», обучающимся с применением дистанционных технологий.
Составитель М. В. Козина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики
© ЮУрГУ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Установочная информация
|
| Содержание промежуточных и итоговых контрольных мероприятий
|
| Руководство по выполнению курсового проекта
|
| Система оценки знаний студентов
|
| Вопросы для подготовки к экзамену
|
| Список рекомендуемой литературы
|
| Ссылки на сетевые ресурсы
|
|
Установочная информация
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
По курсу «Муниципальное управление» вам предстоит сдавать экзамен.
Для получения допуска к сдаче экзамена необходимо в установленные сроки (см. таблицу 1) пройти тестирование и выполнить контрольную работу.
Таблица 1 Тематический план контрольных мероприятий
№
| Контрольное мероприятие
| Сроки сдачи(заполняется студентом)
|
| Электронное тестирование
| В течение 60 дней после окончания сессии
|
| Контрольная работа
| В течение 60 дней после окончания сессии
|
| Курсовой проект
| В течение 60 дней после окончания сессии
|
| ЭКЗАМЕН (Электронное тестирование)
|
| В течение межсессионного периода выполняется три контрольных мероприятия: 1) электронное тестирование по материалу всего курса; 2) контрольная работа по материалу всего курса; 3) Курсовой проект.
Контрольные мероприятия носят комплексный характер. Для их выполнения требуется освоение всего материала курса.
Содержание промежуточных и итоговых контрольных мероприятий
Контрольное мероприятие № 1 предполагает тестирование по дисциплине. Каждый студент отвечает на 15 вопросов теста. Конкретный состав вопросов теста для каждого студента определяется автоматически специальной программой.
При выполнении теста необходимо выбрать в каждом вопросе один правильный ответ.
Прежде, чем приступить к выполнению контрольных мероприятий, необходимо внимательно ознакомиться с теоретическим материалом, усвоить базовые положения, определить аналитические взаимосвязи между явлениями.
Контрольное мероприятие № 2
Контрольная работа
Контрольная работа выполняется на материалах любого муниципального образования.
Рекомендуется использовать материалы базы данных «Вся Россия» (www.terrus.ru), а также материалы, опубликованные на сайтах администраций и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований и статистические данные.
Контрольная работа состоит из трех заданий. Первое задание включает две задачи, второе и третье - по три задачи. Работа считается зачтенной, если выполнены все задания.
Контрольная работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 14. Межстрочный интервал 1,5.
Каждый раздел рекомендуется начинать с отдельного листа. Общий объем работы не регламентируется, так как зависит от глубины анализа ситуаций. Переносы слов нежелательны, а в заголовках –– недопустимы. После заголовка точки не ставятся.
Абзац должен начинаться с красной строки (отступ 1,25). Два соседних абзаца могут отстоять друг от друга на 10 мм, а от абзаца до заголовка и от заголовка до абзаца должно быть расстояние от 12 до 24 пт (в зависимости от уровня заголовка).
Нумерация листов –– в правом нижнем углу.
Работа должна иметь введение и заключение. Во введении дается обоснование актуальности рассматриваемых в контрольной работе вопросов, а в заключении –– общие выводы и рекомендации.
Схемы, рисунки, графики, таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Работа может иметь приложения (копии документов –– положения, инструкции; статистический материал), которые также нумеруются.
К работе прилагается список литературы, где сначала перечисляются книги в алфавитном порядке, а затем статьи из периодики также в алфавитном порядке. По тексту следует давать ссылки на источники.
Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом. После титульного листа следуют содержание (с указанием страниц), текст работы, список использованной литературы, приложения.
Контрольная работа представляется электронным письмом. Название письма должно соответствовать названию файла и содержать следующие данные: 1. Группа; 2. ФИО; 3. Дисциплина
Файл с работой должен быть озаглавлен английскими буквами с указанием в предложенной последовательности номер группы и ф.и.о. студента. Например: 242_Ivanov F.A.
Работа отправляется через портал «Электронный ЮУрГУ».
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
Контрольная работа
по курсу «Муниципальное управление»
Выполнил:
Студент группы __________________
Ф.И.О.__________________________
Проверил:_______________________
Челябинск
Задание 1
В рамках задания 1 необходимо:
3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1)геополитическое положение муниципального образования;
2)демографическая ситуация;
3)пространственная организация и градостроительное регулирование;
4)природная среда;
5)жилищная сфера;
6) инженерная инфраструктура;
7)транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций;
8)инфраструктуры для бизнеса;
9)социальная сфера;
10)экономический потенциал территории.
СВОТ-анализ –– это исходный момент стратегического исследования. Он может проводиться как индивидуально, так и в группах. Оцениваются сильные (С), слабые (В) стороны мцниципального образования по выбранному аспекту, возможности для его развития (О) и существующие угрозы (Т). На 1-м этапе рекомендуется оценить возможности и угрозы, а на 2-м –– сильные и слабые стороны. Результаты анализа на 1-м и 2-м этапах должны быть взаимоувязаны. Информация заносится в таблицу.
СВОТ-анализ ________________________________
наименование аспекта
Сильные стороны
| Недостатки
|
|
| Возможности
| Угрозы
|
|
|
По каждому разделу анализа рекомендуется указать не менее 5––7 позиций.
Анализ геополитического фактора предполагает:
1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья;
2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе;
3) оценку близости государственной границы;
4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.
Оценка демографической ситуации предполагает:
1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.;
2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья);
3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования;
4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы;
5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.
Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает:
1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность;
2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета;
3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов;
4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории;
5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.):
6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство;
7) оценку благоустроенности территории;
8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам;
9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог;
10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.
Оценка природной среды включает:
1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата;
2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.);
3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе);
4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов; 5) анализ наличия и уровня квалификации специалистов – экологов, специалистов в области лесного хозяйства, а также в области развития туризма и индустрии отдыха;
6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,
Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере,включает:
1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.);
2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) оценку темпов роста жилищного строительства;
4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов,
5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья;
6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов;
7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц;
8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан;
9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства;
10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.
Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает:
1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций;
2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии;
3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин;
4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами;
5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений;
6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики;
7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.
Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникацийвключает следующие направления:
1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов;
2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта;
3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах;
4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства;
5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»;
6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций;
7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи;
8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее);
9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий.
Оценка развития инфраструктуры для бизнеса:
1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств;
2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм;
3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм;
4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств;
5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала;
6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства;
7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории;
8) оценка степени развития системы социального партнёрства;
9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды;
10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.
Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал):
1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих);
2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;
3) наличие системы грантов и стипендиальных программ;
4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж;
5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов;
6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий;
7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению;
8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования;
9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений;
10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.);
11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения;
12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения;
13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня;
14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом;
15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории;
16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки;
17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.
Оценка экономического потенциала территориипроводится по направлениям:
1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации));
2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса);
3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка;
4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры;
5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера);
6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»;
7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления;
8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности;
9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора;
10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности;
11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации;
12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты;
13) оценка предпринимательских рисков;
14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ;
15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию.
1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.
Приоритетные направления
| Задачи
| Программы, проекты, инициативы
| 1.
| 1.1.
|
| 1.2…
|
| 2.
| 2.1.
|
| 2.2….
|
| …
| …
|
| Внимание! Рекомендуется проанализировать опыт других муниципальных образований в решении аналогичных проблем. См. информацию о стратегиях развития муниципальных образований на период до 2020 года, опубликованную на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Задание 2
В рамках задания 2 необходимо:
2.1. Провести анализ и оценку модели муниципального управления, используемой в данном муниципальном образовании;
2.2. Дать анализ организационной структуры управления представительным и исполнительным органами местного самоуправления (тип структуры, ее преимущества и недостатки, соответствие действующей стратегии развития муниципального образования, адаптируемость к изменениям среды). Следует дать схемы, иллюстрирующие действующие оргструктуры;
2.3. Представить предложения по совершенствованию модели местного самоуправления, а также оргструктур управления представительным и исполнительным органами.
Внимание! Оргструктуры управления органами местного самоуправления публикуются на официальных сайтах представительного и исполнительного органов местного самоуправления.
Задание 3
В рамках задания 3 вам необходимо:
3.1. Провести анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность муниципального образования и написать эссе «Конкурентные преимущества города N в стратегической перспективе по сравнению с другими городами» (для исследуемого муниципального образования). Можно опираться на модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера.
3.2. Определить точки роста муниципального образования.
3.3. Дать предложения по формированию бренда муниципального образования.
Внимание! При выполнении задания 3.1. рекомендуется обратиться к материалам книги: Муниципальное управление: Справочное пособие (+ CD-ROM) /Иванов В.В., Коробова А.Н. — МП М.: ИНФРА-М, 2009. - 718 с. и сайта www.zelao.ru.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|