Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Обучение грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Основной период

План:

1.Методика обучения чтению учащихся с тяжелыми нарушениями речи

в основной период обучения грамоте.

2.Методика обучения письму младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Ступени формирования навыка чтения.

2. Операции письма.

3. Основные положения фонетики.

4. Основные положения графики.

5. Обучение грамоте детей с ТНР: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

6. Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения. Дидактическая цель. Задачи добукварного периода.

7. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода.

8. Урок обучения грамоте учащихся с ТНР. Основной период.

9. Требования к письму учащихся с ТНР. Стадии усвоения навыка письма.

 

 

Психолого-педагогические основы методов обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

 
 

 


Техническая сторона – соотнесение зрительного образа слова с его произношением
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы  
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы
Овладение начальными навыками чтения

 
 


Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями § Добукварный и букварный период; § единица чтения – буква; § способ чтения слога – аналитический; § темп чтения – очень медленный; § понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова; § почти не используется смысловая догадка
Ступень слогового чтения § единица чтения – слог; § способ чтения слога – аналитический, аналитико-синтетический; § темп чтения – возрастает; § понимание читаемого еще отстает во времени от зрительного восприятия слова, следует за ним; § имеет место смысловая догадка
Ступень синтетического чтения § единица чтения – слово, группы слов (синтагма); § способ чтения слога – синтетический; § темп чтения – быстрый; § главная задача чтения – осмысление прочитанного; § смысловая догадка определяется логикой рассказа

 



 


Анализ звукового состава слова:
  • определение последовательности звуков в слове;
  • уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы;
  • контроль со стороны речедвигательного анализатора (артикуляции)
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи: графемы переводятся в кинемы
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов
Операции письма
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы  

 

 

прописная
печатная
рукописная
Звуки кодируются на письме буквами
Фонема в речевом потоке реализуется в звуках речи - аллофонах
Согласные звуки (37 звуков)
Гласные звуки (6 звуков)
Фонема – единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками - аллофонами
Сильные фонемы (в сильной позиции обладает максимальной различительной способностью)
Слабые фонемы (в слабой позиции обладает меньшей различительной способностью)
Русское письмо является звуковым
Основные положения фонетики
Основные положения графики
Лингвистические законы языка

               
   
 
     
 
 
 

 


 

 

 


образовательные
коррекционно-развивающие
воспитательные

 

           
   
   
 

 


1. Формировать следующие умения: - анализировать предложение на слова; - определять слоговую структуру слова; - правильно артикулировать звуки; - правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии; - дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно; - различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие; - характеризовать звуки по их основным признакам; - осуществлять звуковой анализ слов; - сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; - различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; - овладевать слитным послоговым чтением; - синтезировать слоги в слова, слова в предложения; - правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; - каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.  
1. Коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д. 2. Коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции 3. Коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук)
1. Прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п. 2. Воспитывать интерес к изучению родного языка

 

Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.