Сделай Сам Свою Работу на 5

Малый и средний бизнес в Европе (Франция).





Раздел 1. Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики.

Тема 2. Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике: мировой и российский опыт.

Состояние малого бизнеса за рубежом на современном этапе. Вклад малого предпринимательства в экономику различных стран.

Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.

  1. Состояние малого бизнеса за рубежом. Вклад малого предпринимательства в экономику различных стран.

Малый и средний бизнес в США.

 

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1) Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;

2) Малые предприятия — от 20 до 100 человек;

3) Средние предприятия — от 100 до 499 человек.

Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн малых компаний. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США.



В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.



Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

В отличие от Западной Европы и России, в США малая компания выглядит довольно крупно. Малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек, а годовой оборот не превышает $15 млн. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.

Малый и средний бизнес в Европе (Германия и Болгария).


Германия — страна малого бизнеса. В Германии насчитывается сейчас почти 3,5 млн. малых семейных предприятий, в них работает почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП. Одна из особенностей малого бизнеса Германии — развитие инновационного бизнеса.
Болгария активно поддерживает микробизнес. Достигшие финансового дна и экономического кризиса в конце прошлого века, болгары ухватились за приватизацию как за спасательный круг. Миллионы граждан, нередко сами того не желая, превратились в предпринимателей, собственников фирм. Сегодня 99% предприятий Болгарии представлены малым и микробизнесом.



Малый и средний бизнес в Европе (Испания).

 

Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает.

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях — в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса — это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% — в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Европе (Франция).

Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников.

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.
Если в России подкорректировать данные органов статистики с учетом «мертвых душ» и «ложных малых фирм», получится удручающий показатель. По данным ТПП-Информ реально работающих и действительно малых предприятий в нашей стране всего 2–2,5 млн, в то время как на территории маленькой Японии умещается 8 млн малых фирм, а в США зарегистрировано более 20 млн. Как следствие, Россия значительно отстает от стран ЕС по вкладу малого и среднего бизнеса в экономику: в сфере малого и среднего бизнеса создается только 15% ВВП. Для сравнения, в ЕС этот показатель доходит до 60%. Доля занятых в малом бизнесе в России чуть больше 16%, тогда как в европейски странах – около 70%.
В ЕС разработано специальное положение, содержащее общие принципы государственной политики в области малого и среднего бизнеса. Основополагающим в этом положении является правило — «Think Small First» (сначала думай о малом). Это общее правило воплощается в десяти принципах:
● создать среду, в которой предпринимательство будет процветать;
● убедиться, что честные предприниматели, которые столкнуться с банкротством, быстро получат второй шанс;
● устанавливать правила в соответствии с принципом «Think Small First»;
● заставить государственную администрацию реагировать на потребности малого и среднего бизнеса;
● адаптировать общественные инструменты для потребностей малого и среднего предпринимательства, в частности содействовать их участию в публичных закупках и эффективно использовать возможности госпомощи;
● содействовать доступу малого и среднего бизнеса к источникам финансирования, обеспечить такую правовую и бизнес-среду, чтобы выплаты в коммерческих сделках были своевременными;
● способствовать повышению уровня менеджмента и профессионализма работников малых и средних предприятий;
● давать возможность бизнесу как можно больше выигрывать от возможностей Единого рынка;
● помогать малому и среднему предпринимательству превращать экологические проблемы в возможности;
● поощрять и поддерживать малый и средний бизнес в извлечении выгод из роста рынков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.