Сделай Сам Свою Работу на 5

Географические словари XVIII- первой половины XIX века.

 

Географичяеский словарь – справочник объектов.

Василий Никитович Татищев – «Лексикон Российский» (только до буквы К, туда попала Корела).

1773 – первое издание подобного словаря – Герард Фридрих Миллер. Вышел под именем воеводы Федора Пашунина – «Лексикон Федора Пашунина»

1788-1789 – Словарь Максимовича. В 5 раз больше предыдущих.

Масса экспедиций и множество топографических описаний.

1801-1809 – 7 томов. «Словарь географический государства Российского». Московский университет.

Руководитель – профессор Афанасий Щеканов.

Города, села, монастыри, озера, дороги. Много информации взято у других. Нет точной датировки.

Земская статистика.

Земская статистика, статистические работы, предпринимаемые по почину и за счет земства для выяснения вопросов, связанных с обложением земск. повинностями, и уяснения экономического положения населения в целях продовольственных. Первые стат. работы произведены в вятск. земстве 1870 В. Я. Заволжским; первое постоянное стат. бюро открыто 1871 в Твери, затем в Вятке, Херсоне, Москве, Чернигове и др. Московское (В. И. Орлов, 1885) и черниговское (П. П. Червинский, В. Е. Варзар и А. А. Русов) бюро создали два типа З. с. работ: в промышленной Московской губ., в которой земля уступает первенствующую роль промысловому труду, создалось детальное исследование сил населения (сплошные подворные описи); в земледельческой же Черниговской губернии разработана особенно тщательно земельная (территориальная) статистика. Чисто оценочные исследования впервые велись в Весьегонском уезде, Тверской губернии (В. И. Покровский, 1874). Параллельно с этим изучались и условия частновладельческого хозяйства (Н. А. Каблуков и К. А. Вернер в Московской и профессор А. Ф. Фортунатов - в Самарской губернии). Первое сплошное описание территории, населения, частновладельч. хоз. и учет землевладения произведены в Ржевском у. 1883 (В. И. Покровский и Д. И. Рихтер). Более же полные земельно-кадастровые работы были произведены, в Нижегородской губ. (Н. Ф. Анненский), экономическому описанию которой предшествовало естественноисторическое исследование (профессор В. Б. Докучаев). Первую сводную работу дал И. А. Вернер по Курской губернии, сплошное описание частновладельч. хоз. по всей губ. окончено впервые в СПБ. (В. В. Тележинский и Л. К. Чермак). Школьная стат. разработана в Моской губернии (В. И. Орлов и И. П. Ботолепов). Переселенческий вопрос для гг. Вятской (Н. Б. Романов) и Рязанской (В. Н. Григорьев). Бюджеты крестьян в Воронежской губернии (Ф. А. Щербина). Параллельно с основными исследованиями, земства многие губ. ввели у себя текущую стат., сначала для урожаев; впоследствии программа текущей стат. была расширена, Объединению основных вопросов З. с. работ много способств. стат. отделение (председ. Проф А. И. Чупров) москов. юридич. общ. и стат. комиссии при Вол. Экон. Общ. и устраиваемые ими совещания З. статистиков (1887-89 и 1900) и съезды рус. естествоиспытателей и врачей в Москве (1894), Киеве (1899) и СПБ. (1901). Основные исследования З. статистики составляют около 500 тт. и коснулись до 300 Уездов. 30 мая 1902 по требованию министра внутренних дел В. К. Плеве прекращены земские оценочно-статистические работы вследствие подозрения в политич. неблагонадежности З. статистиков. См. "Библиографический указатель земской оценочно-экономической литературы".

Земская статистика,

статистические работы земств по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития. З. с. возникла из потребности земств в сборе материалов о ценности и доходности земель и др. недвижимостей, служивших главными объектами земского обложения в условиях пореформенной России. Первые исследования производились в 1870-71 в Вятской губернии статистиком В. Я. Заволжским и в Тверской губернии. Экономистом и статистиком В. И. Покровским. В 1874-1875 возникли земско-статистическое бюро: московское, черниговское и херсонское. В 1882 для координации работ и теоретические разработки вопросов З. с. при Московском юридическом обществе было образовано статистическое отделение, в работе которого участвовали известные экономисты и учёные-статистики. В 1887 состоялся 1-й съезд земских статистиков, выработавший программу исследований. К 1893 земельные статистические работы проводились в 17 губерниях. В 90-е гг. 19 в., когда в земстве большое влияние приобрёл "третий элемент" (служащая интеллигенция, среди которой были либералы, народники и социал-демократы), на первый план было выдвинуто всестороннее экономическое и социальное обследование крестьянского хозяйства. Отсюда вытекали главные задачи З. с.: узкопрактическая финансовая и общественно-научная. Царское правительство и помещики противодействовали обнародованию данных о бедственном положении крестьянских хозяйств, стремились подчинить З. с. правительственному контролю. Однако деятельность земств по З. с. не прекращалась [к 1913 из общего числа 359 земских уездов (в 34 губерниях) собирание материалов было закончено по 305 уездам].

З. с. разделялась на основную и текущую. Основные З. с. занимались изучением экономических условий и хозяйственного положения крестьян. Текущая З. с. регистрировала положение сельского хозяйства за каждый отчётный год. В начале развития З. с. единицей статистического наблюдения было всё сельское общество. С 1880 основной единицей З. с. стала подворная перепись. В программе описаний были вопросы о землепользовании, способах обработки земли, аренде, найме рабочей силы, количестве скота и многое др.

З. с. собрала громадный материал о состоянии и развитии крестьянского хозяйства в России. Исследования З. с. охватили почти всю Европейскую Россию, представив на основании подворных переписей описание 4,5 млн. крестьянских дворов. На данных З. с. основано много исследований историков, экономистов, статистиков. По материалам З. с. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали экономику русского сельского хозяйства. На основании критически обработанных данных З. с. В. И. Ленин исследовал процессы развития капитализма в сельском хозяйстве России. В числе достоинств З. с. Ленин отмечал применение сплошных подворных переписей. Он указывал на полноту и глубину обследования, тщательность обработки собранных данных. В то же время Ленин критиковал З. с. за отсутствие подлинно научной группировки крестьянских хозяйств, которая смазывала процесс классового расслоения в деревне, а также за увлечение "средними" цифрами.

 

Учебник:

В 1864 году прошла земская реформа, начали создаваться земства – органы местного самоуправления. Первоначальные функции земской статистики, организованной земствами в целях земского обложения, расширились, поскольку земские статистик (многие из них находились под влиянием народнической идеологии) часто ставили задачи глубокого научного исследования экономического положения крестьянства. В этом смысле земская статистика объединяет в себе черты (и недостатки) текущего учета и статистики, собираемой в научных целях.

Эпизодически статистические работы проводились земствами с конца 1860-х годов, еще до образования специальных статистических учреждений при земских управах. Например, подворные переписи крестьянских хозяйств были проведены в 1869 г в Подольском и Херсонском земствах, в 1870 – в Вятском и в Рязанском, в 1871 – в Тверском.

С 1871 в земствах стали создаваться статистические учреждения: столы, отделения, - которые затем повсеместно преобразовывались в статистические бюро. К 1886 г статист органы были созданы почти во всех земствах. Их исследования оказали существ влияние на земскую статистику.

Одна из задач земской статистики – оценка недвижимых имуществ, и в первую очередь земли. Место оценочных работ во всей системе земской статистики служит критерием для периодизации ее развития.

До 1893 г. - период становления земской статистики, когда
она существовала без особого вмешательства со стороны прави­
тельства. В это время земская статистика занималась главным обра­
зом изучением крестьянских хозяйств, не преследуя цели оценки,

С 1893 г. оценка хозяйства занимает основное место в зем­
ских статистических работах.С 1900 г. земская статистика подчиняется задаче налоговой
оценки недвижимого имущества на основании закона 1899 г.106

От этапа к этапу постепенно меняется методика организации статистических обследований.

Земская статистика делится на основную и текущую. К основ­ной статистике относятся единовременные статистические об­следования, к текущей - постоянное статистическое наблюде­ние. Основная статистика собиралась, как правило, экспедици­онным методом, а текущая - путем рассылки анкет.

Основная земская статистика

Главным объектом интереса земской статистики было крестьянское хозяйство, для исследования которого про­водились подворные переписи и выборочные бюджетные обследования. На первом этапе развития земской статистики практиковались поселенные списки, включавшие сведения о населении, хозяйстве, посевах, скоте, промыслах, покупке и аренде земли, способах ее обработки.

Подворные переписи

Программа подворной переписи изменялась, со временем становясь более сложной и подробной; она была различной в разных губерниях. В подворную перепись входили сведения о размерах и составе семьи по полу, возрасту и грамотности, о чис­ле мужчин-работников и об их грамотности, о промыслах с их характеристикой (указание места и сезонности), о торгово-про­мышленных заведениях, о числе на них собственных и наемных работников с подразделением по полу, о найме сельскохозяйст­венных рабочих и прислуги, о поголовье скота (по видам), о на­личии сельскохозяйственного инвентаря, о размерах земли (с подразделением на надельную, приобретенную и арендован­ную), о сдаче земли в аренду, о стоимости инвентаря (который делился на «живой» и «мертвый») и построек, о доходах от про­мыслов и иной деятельности, о собранном урожае, о покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов, а также скота. При­мером наиболее детальной программы является программа под­ворной переписи Пензенской губернии 1909-1913 гг.

С середины 1880-х годов при проведении подворных перепи­сей перешли от списочной формы фиксации наблюдений к кар­точной. Это формальное изменение имело существенные пос­ледствия, поскольку, во-первых, позволило обследовать часть хо­зяйств по более полной программе и, во-вторых, обеспечивало возможность разработки данных по комбинациям признаков и создания групповых и комбинационных таблиц.

Бюджетные обследования

Цель бюджетного обследования - изучить в динамике прихо­до-расходный бюджет крестьянского хозяйства. В 1870-1880-е гг. бюджетные обследования были эпизодическими. Массовое изу­чение крестьянских бюджетов было начато Воронежским земст­вом в 1884 г. и затем получило широкое распространение. Таки­ми обследованиями в губернии было обычно охвачено несколько сотен хозяйств (от 200 до 1000), которые отбирались методом ти­пической выборки. Программы бюджетных обследований в раз­ных земствах также различались. Выделяют несколько типов программ. Программа Воронежского земства включала около тысячи вопросов, объединенных в девять разделов. Эта програм­ма предусматривала подробный учет доходов и расходов в нату­ральном и денежном выражении, а также данные о составе се­мьи, найме рабочих, землевладении, имуществе. Достаточно ши­рокое распространение получили и программы Калужского, Во­логодского земств.

Кроме изучения крестьянских хозяйств, земские статистики обследовали промышленные предприятия и ремесленные заве­дения, состояние дорог. Особое внимание уделялось статистиче­скому изучению школ, больниц, поскольку эти учреждения были одним из основных объектов приложения усилий земских деяте­лей. В Тверском земстве Ф.Ф. Ольденбург в 1893 г. даже органи­зовал статистическое справочно-педагогическое бюро1 . В 1911 г. была проведена школьная перепись, а в 1913 г, прошел об­щеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие.

Текущая земская статистика

Объектом исследования в текущей статистике бы­ли метеорологические явления, размер посевных площадей, уро­жайность, поголовье скота, цена на наемный труд в сельском хо­зяйстве. К текущей земской статистике условно можно отнести динамические гнездовые обследования - непрерывное наблюдение группы хозяйств одного селения. Начаты такие исследования бы­ли в 1895 г. Тверским земством. В отличие от основной массы те­кущей статистики наблюдения велись экспедиционным методом.

 

Петр 1 – система учета населения. Ревизия – перепись мужского населения.

Единица налогового обложения – дым.

Попал в переписи – будешь платить до следующей переписи.

Возможность для спекуляции – Чичиков в «Мертвых душах».

УЧЕТНАЯ документация - группа видов истериче­ских источников, включающая материалы фискального, администра­тивного, церковного учета населения и учета объектов промышленно­сти и сельского хозяйства, главным образом для контроля реализации управленческихрешений

С усложнением хозяйства, управления и, наконец, просто в связи с увеличением населения потребность в учете в разных


министративно-хозяйственных сферах растет, а следовательно, растет и количество учетных документов разных разновидно­стей. От статистических источников учетные документы отлича­ются тем, что собирают их не для выработки, а для реализации уже принятых управленческих решений. Учетные документы от­части близки к делопроизводственным. С другой стороны, учет­ные системы могут перерастать в статистические, что порой и происходит. Однако говорить о превращении учетной докумен­тации в статистические источники можно не тогда, когда ее дан­ные начинают подвергаться статистической обработке, а лишь тогда, когда расчет на их последующее использование для выра­ботки управленческих решений влияет на их содержание, т. е. когда в учетную форму вводятся дополнительные параметры в целях взаимной проверки собираемой информации, а также рас­считанные на дальнейшее обобщение.

1 Учет населения в фискальных целях

В начале ХУШ в. в связи с острой потребностью государства в деньгах прошла реформа налогообложения. Про­веденная в 1710 г. перепись показала, что количество дворов по сравнению с переписью 1678 г. сократилось на 19,5%. В 1716-1717 гг. была проведена так называемая ландратская пере­пись. Ее итоги выявили необходимость замены нестабильной, трудно определяемой фискальной единицы - двора, и подворная система была преобразована в подушную.

Подушные переписи получили название ревизий. Таким об­разом, ревизский учет населения - это учет податного населения для сбора подушной подати и реализации воинской повинности.

Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г. Сначала для подачи ревизских сказок устанавливался срок в один год, а вся ревизия должна была осуществляться за три го­да. Но реально эти сроки никогда не соблюдались. Проведение ревизии растягивалось на несколько лет.

За 140 лет было проведено десять ревизий: пять в ХУШ в. и пять в XIX в. хронологически распределены они весьма неравно­мерно: между объявлением первой и второй ревизий прошло 25 лет, а между шестой и седьмой - всего четыре года. Правда, вполне очевидно, что накануне войны 1812 г. провести полно­ценную ревизию было невозможно. В среднем между ревизиями проходило 15-20 лет, хотя указом от 16 декабря 1743 г. предусма­тривалось проведение ревизий через каждые 15 лет.


«Прописные души» искали почти до следующей ревизии -ведь от полноты учета податного населения зависела собирае­мость налогов. Причем если вновь обнаруженные «души» учиты­вали, то умерших не исключали из учетных документов до следу­ющей ревизии. Вспомним аргументацию известного литератур­ного персонажа, уговаривавшего помещиков продать ему «мерт­вые души» дабы они не платили за них подушную подать.

В комплекс материалов ревизского учета входят:

Ревизские сказки - первичные материалы ревизского уче­
та, которые, как правило, составлялись на семью.

Перечневые ведомости, содержащие сводные данные по
губерниям и уездам.

Окладные книги и генеральные табели, содержащие свод­
ные данные в общероссийском масштабе.

Сведения ревизской сказки отвечали фискальным целям. При проведении первой и второй ревизий формуляр еще не был

выработан. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк ревизской сказки, который применялся и в последующие две ревизии. С седьмой ревизии формуляр сложился окончатель­но. Формуляр ревизских сказок и соответственно сводных доку­ментов усложнялся главным образом не из-за включения допол­нительных признаков, а из-за более четкого структурирования информации. Во время двух первых ревизий учитывались лица мужского пола податных сословий с указанием единственного признака - возраста. Начиная с третьей ревизии в ревизские сказки для счета заносилось и женское население податных со­словий (также с указанием возраста). Исключение составляет лишь шестая ревизия, когда Б преддверии войны в спешном по­рядке было учтено только мужское население. С седьмой реви­зии записи велись по семьям,

Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли поме­щик или управляющий, помещик же и платил подушную подать по числу учтенных у него податных душ. Ревизские сказки пода­вались в местные органы управления (их состав на протяжении ХУШ-ХГХ вв. менялся: волостные правления, ратуши, городские думы и т. д.), где составлялись перечневые ведомости. Эти ведо­мости поступали в ревизские комиссии (помещики подавали ре­визские сказки на крепостных непосредственно в ревизские ко­миссии). В ревизских комиссиях данные обобщались и направля­лись, во-первых, в уездные казначейства (данные о податном на­селении) для сбора подати и, во-вторых, в казенную палату (раз­дельно данные о податном населении и о населении, учтенном для счета). Здесь данные проверялись и обобщались на уровне гу­бернии, после чего поступали в соответствующее центральное уч­реждение (в ХГХ в. в министерство финансов), а оттуда в Сенат.

Перетевые ведомости, окладные книги и генеральные табели пред­ставляют собой результат обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения.

При работе с материалами ревизского учета необходимо пом­нить, что в ревизиях учитывалось податное население, состав ко­торого постоянно менялся. В ХУШ в. активно проходило сослов­ное структурирование общества. При этом уточнялся состав по­датного населения. Подлежали обложению подушной податью крестьяне (всех категорий), мещанство, купечество. В конце ХУШ в. от подушной подати были освобождены купцы первой гильдии. Не платили подушную подать дворяне, духовенство и разночин-цы . Не включалось в ревизский учет и население некоторых территорий (Закавказье, Польша, ясачные народы Сибири).

Мы очертили лишь наиболее многочисленные категории по­датного населения и населения, не платившего подушную по дать. При источниковедческом исследовании материалов реви­зий необходимо тщательно анализировать не только указ о назна­чении ревизии, в котором говорится о том, какие категории на­селения подлежат учету в данной ревизии, но и законодательство о правовом статусе населения в целом. Приведем один пример.

Несмотря на все усилия властей затруднить продвижение по служебной лестнице разночинцам и выходцам из податных со­словий, поступившим на государственную службу в основном в ходе реализации губернской реформы 1775 г., их массовое про­никновение в ряды чиновничества заставило правительство оп­ределить их социальный статус. В первую очередь они были ис­ключены из состава податного населения. 21 сентября 1782 г. был издан сенатский указ «О написании в подушный оклад одно­дворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов». По этому указу все однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офи­церских чинов, имевшие «...ясные о службе их доказательства» и их дети, «...в офицерстве рожденные», освобождались от подуш­ного оклада. В конце ХУШ в. вопросы, связанные с исключением из подушного оклада отдельных чиновников или целых групп чи­новничества, неоднократно рассматривались Сенатом. Так, в ав­густе 1798 г. в производстве по этому вопросу находились дела 205 чиновников, из которьк 29 имели обер-офицерские чины.

На основе обобщения практики рассмотрения подобных дел был издай сенатский указ от 14 августа 1798 г. «О исключении приказного звания людей из подушного оклада и о неопределе­нии в статскую службу из купеческого, мещанского и другого по­душные подати несущего звания без представления Сенату о на­добности в оных», который имел решающее значение для пре­вращения чиновничества в особую социальную группу. Этим ука­зом предписывалось: «...действительно служащих, равномерно и детей их, которые находятся в приказном же звании, так же и малолетних никуда не определенных, из купечества, мещанства и из крестьянского подушного оклада исключить». Обосновыва­лось это решение тем, что «...из купечества вступившие в приказ­ное звание по желаниям их и по надобности никакими выгода­ми, купеческому состоянию городовым положением присвоен­ными, не пользуются, подобно тому, из мещан и из положенных в подушный оклад не упражняются ни в каких промыслах и ра­ботах, свойственных тем состояниям, в коих в окладе числятся», а занимаются исключительно государственной службой. Будучи вынужденным не только допускать выходцев из податных сосло­вий в государственный аппарат, но и обеспечивать им ряд при­вилегий, государство в то же время не оставило попыток ограни­чить доступ этой категории населения в число служащих го дарственных учреждений. Этот указ требовал: «...впредь же из купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего звания в статскую службу без представления Сенату о надобно­сти в оных не принимать». Правда, формулировка этой части указа все же предполагала возможность приема на государствен­ную службу в случае необходимости выходцев из податных со­словий. Указ от 14 августа 1798 г. фактически закреплял приви­легированное положение служащих государственных учрежде­ний, оформлял особый юридический статус этой социальной группы. В то же время данная социальная группа не была замк­нутой. Данный указ предусматривал не только исключение госу­дарственных служащих из подушного оклада, но и возможность их возвращения в податные сословия. Если чиновник, не дослу­жившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от служ­бы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему раз­решалось указом, то в таком случае он «...должен будет с того времени нести повинности, в законах предписанные».

Исследовать достоверность сведений ревизского учета доста­точно трудно из-за сложности механизма искажения информа­ции. Естественно, что государство было заинтересовано как можно более полно учитывать податное население, а податное население (или помещики, которые платили подать за своих крестьян) было заинтересовано в обратном, причем отдельные категории, например раскольники, подлежавшие двойному на­логообложению, больше других старались уклониться от ревиз­ского учета. Это могло создавать диспропорцию между числен­ностью населения, подлежащего подушной подати, и численно­стью населения, учитываемого только для счета (главным обра­зом между мужским и женским населением) в сторону увеличе­ния последнего. Но в учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непосле­довательно и небрежно.

В любом случае именно ревизский учет до организации демо­графической статистики является основным источником стати­стических сведений о движении народонаселения на протяже­нии ХУШ - первой половины XIX


 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.