Сделай Сам Свою Работу на 5

Концептуальные положения технологии

Лекция 10

Интерактивные технологии обучения

План

1. Цели и задачи интерактивного обучения

2. Общее понятие интерактивного обучения

3. Концептуальные положения технологии

4. Классификациия интерактивных методов обучения

5. Методика проведения интерактивных технологий

Цели и задачи интерактивного обучения

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение.

В.М. Андреева считает, что главной целью интерактивного обучения является подготовка личности к реальной жизни, формирования гражданской позиции, переход от личности ученика, которая самоидентифицируется, к личности, которая самореализуется. Интерактивные технологии стимулируют потребность учащихся в реализации своего потенциала. Образовательные и развивающие цели выступают как сопутствующие.

Интерактивное обучение позволяет: реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к изучению предмета; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Л.Коваль указывает на следующие преимущества интерактивного обучения: формирует жизненные компетентности; открывает широкие возможности для реализации умственного потенциала; формирует глубокую внутреннюю мотивацию; дает возможности применять разнообразные формы деятельности, индивидуальной работы.

По мнению Е.И. Пометун интерактивное обучение эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия.



По мнению Гутникова А.Б., Иоффе А.Н. интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, позволяют учащимся: сделать знания более доступными; учиться формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказательства своей точки зрения, уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию; учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение; моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями, обогащать свой жизненный опыт (социальный, правовой) через включение в различные жизненные и правовые ситуации и переживание их; учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, разрешать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу; анализировать учетную информацию, творчески подходить к учебному процессу; развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, творческих работ.

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Общее понятие интерактивного обучения

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Е.И. Пометун понимает интерактивное обучение как специальную форму организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель, - создать комфортные условия обучения, с помощью которых каждый ученик чувствует свою успеваемость, интеллектуальную возможность. Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения.

Концептуальные положения технологии

Детальную разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В. Сухомлинского, творчества учителей-новаторов и педагогов-новаторов. Сухомлинский отмечал, что воспитанники могут успешно учиться только тогда, когда они умеют наблюдать, думать, выражать мысли, читать, писать, думать читая и читать думая.

В 70-80-х гг. в трудах Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковой отображена роль технологий, как формы организации обучения.

В конце XX ст. интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы, где их используют при преподавании разнообразных предметов.

Намного более важное научить, чем просто рассказать. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, стойких знаний, долговременного запоминания информации. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.

Для эффективного применения интерактивного обучения, в частности, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его выучить (а не превратить технологии в бессмысленные «игры ради самих игр»), педагог должен старательно планировать свою работу, чтобы:

1. Дать задание ученикам для подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания.

2. Отобрать для урока или занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы.

3. Во время самих интерактивных упражнений дать ученикам время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или «играясь» выполнили его.

4. На одном занятии можно использовать одно (максимум - два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп.

5. Проводить быстрые опросы, самостоятельные домашние работы из разнообразных материалов темы, которые не были связаны с интерактивными заданиями.

6. Развивать способности относительно самоуправления собственной деятельностью.

7. Создать ситуацию успеха, обеспечить ощущение ребенком себя равным среди равных.

8. Предоставить возможность каждому свободно выражать свое мнение и выслушивать других.

9. Учителю быть не средством «похвалы и наказания», но и другом, наставником, советчиком.

В начале работы учитель вместе с учениками устанавливает правила для сотрудничества:

1. Внимательно читать задание - инструкцию.

2. Работать так, чтобы не мешать другим.

3.Обмениваться мнениями относительно путей решения поставленного задания.

4. Общее решение задания, проблемного вопроса.

5. Помогать друг другу.

При любом обсуждении сути явления учителю следует научить, как вести обсуждение и находить несколько вариантов решения проблемы. Учителя должны привлекать учеников применять навыки, связанные с анализом фактов. Это способствует выработке у последних собственной позиции, которая сама по себе является ценной характеристикой личности.

Именно поэтому только доброжелательная атмосфера, где господствует добро, согласие, помощь, доверие, является основой для использования интерактивных технологий обучения.

Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения [7, с. 6]:

- нахождение проблемной формулировки темы занятия;

- организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

- мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;

- создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

- выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;

- использование «поддерживающих» приемов общения: умение задавать конструктивные вопросы, доброжелательные интонации и т.д.;

- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

- развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.