Сделай Сам Свою Работу на 5

Гуманизм. Реформация. Художественная культура и наука





В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были, в первую очередь, идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной.

Возрождение и тенденции светской мысли. Гуманисты поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествляемом лице; подвергли критике схоластическое богословие; критиковали нравы духовенства, с точки зрения попрания человеческих прав, человеческой природы;положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Заветов; возродили античную культуру (науки, искусство, образование, мифологию и др.); "очистили" от церковного предания религиозные учения; благодаря обращению к античным источникам усилилась светская, а иногда и языческая линия в рассуждениях и искусстве (введение в сюжеты произведений искусства античных богов, героев, исторических лиц, обнаженную натуру и др.).



Реформация и тенденции религиозной мысли. Протестанты считали, что основой веры служит внутреннее доверие к богу; священной является только Библия (священное писание), но не священное предание; Библия должна быть переведена на национальные языки, она может трактоваться свободно; местная (государственная) церковь не должна подчиняться римскому папе, а иметь своего главного иерарха; папские буллы, постановления соборов и т.п. не имеют священной силы; священнослужители не являются носителями божественного авторитета и не могут быть единственными посредниками между богом и верующими; церковь должна быть дешевой (лишена богатства: земель, монастырей, крестьян, украшений, икон и пр.); безбрачие духовенства (целибат) должно быть отменено; из семи христианских таинств следует признать два - крещение и причащение - как символические обряды; душа спасается трудом.



 

Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления.

1. Первое - королевско-княжеское. Короли и князья, поддержавшие идеи реформы, встали во главе местных церквей, пополнили казну за счет ликвидации церковного имущества, получили свободу действий в рамках религиозной деятельности в своей стране.

2. Второе направление - городское (бюргерское), возглавленное Лютером в Германии, Кальвином и Цвингли в Швейцарии, Ноксом в Шотландии.

3. Третье - крестьянское (Т. Мюнцер, анабаптисты) также дали своих идеологов и исполнителей реформационных преобразований, участников религиозных войн.

Их усилиями идеи и сама реформа церкви были внедрены в жизнь. Реформаторы выдвинули ряд тезисов, которые фактически приводили к разрыву с римской церковью и папой. По их мнению, в основу веры должно быть положено внутреннее доверие богу, церковь должна быть "дешевой", должно быть отменено безбрачие духовенства, священнослужители не являются посредниками между богом и верующим, они не обладают божественным авторитетом, невозможно использовать индульгенции как способ освобождения от грехов, душа спасается трудом, единственной основой веры служит Библия, ничего нет таинственного в семи церковных обрядах (крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак, соборование) и т.д. Реформаторы упразднили догматическое отношение к Библии и стали свободно трактовать те или иные сюжеты. Они придавали большое значение беседе с верующими на житейские темы и темы морали. Они содействовали обмирщению религии, переведя Библию на национальные языки и придав им художественную форму. Повсюду, где возникал протестантизм, шли кровопролитные войны, начинались ведовские процессы. Реформистские идеи вызвали к жизни действия римских пап - Контрреформацию: инквизиционные трибуналы, монашеские ордена (иезуитов), введение индекса запрещенных книг, строжайшую идейную цензуру.



Религиозные взгляды между тем изменялись от века к веку. "Набожность" как черта духовной жизни к XVIII в. не была уже характерна для определенного круга образованных людей, представителей света и даже царственных особ. Фридрих Великий имел присказку: "Да простит меня бог, если он есть". Философы по-разному объясняли бога (Спиноза называл его "субстанцией, состоящей из множества атрибутов", Гегель - "Абсолютной идеей" и т.п.).
Для науки этого времени характерны: отход от умозрительных теологических объяснений; создание экспериментального метода познания; институализация научной деятельности; проникновение передовой научной мысли в образовательные учреждения; отход от энциклопедизма и появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. В 1662 г. было создано Королевское общество в Англии, 1666 г. - Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением. Начался процесс отделения теологического знания от научного.

В Новое время в связи с появлением объективных потребностей в объединении земель возникает тенденция к образованию единых национальных языков, обслуживающих все регионы страны. В результате преодолевается официальное двуязычие: использование латыни и национального языка, языка столицы и языков окраин. Во Франции последние поэты, писавшие на латыни, исчезают в XVIII в., вводится официальная документация на французском языке. С XVII в. на смену латыни пришел французский язык как язык королевских дворов, дипломатов, международных договоров, научных дискуссий.
С усилением национальной государственности начинается работа над составлением словарей и грамматик национальных языков. Сословные различия повлияли на речь разных сословий. Появился язык светских кругов и образованных людей и простонародья. Происходило обогащение языка заимствованиями из языков колоний.
Последний XIX век Нового времени дал небывалый подъем художественной литературы. В каждой стране появилась плеяда выдающихся поэтов, драматургов и прозаиков.
Существенным отличием художественной культуры Нового времени явилось все более углубляющееся различие между городской и сельской художественной жизнью. Городская художественная жизнь приобретала единые общеевропейские черты; формировались многочисленные художественно-стилевые направления, отражавшие изменения в духовных устремлениях эпох; художественная деятельность освобождалась от религиозной, цеховой замкнутости и сословных ограничений; появились государственные (королевские) театры, литературно-художественная критика; происходило слияние демократических традиций народного творчества с профессиональным искусством. Новые формы художественно-культурной жизни раньше всего проявились в замках и домах аристократов. Королевские дворы привлекали на службу известных композиторов, художников, архитекторов, чаще итальянцев. Им подражали аристократы, вслед за которыми эстетизацией своего быта и приобщением к новому официальному искусству занялась буржуазия. Единству европейской художественной жизни содействовало профессиональное творчество, которое подчинялось единым идейно-художественным и эстетическим требованиям тех или иных стилей. Это были унаследованные от прошлой эпохи ренессансные приемы и идеалы. Наиболее отчетливо эти приемы отражены в произведениях Шекспира, созданных на рубеже XVI-XVII вв. ("Гамлет").
Стиль барокко усиливает в искусстве религиозную направленность: темы мучений, страстей, экстазов, чудес. Они трактуются с повышенной эмоциональностью, эксцентричностью и аффектацией. С особой силой он воплотился в работах мастеров XVII-XVIII вв. в архитектуре, прикладном искусстве, живописи, музыке (скульптор Бернини, художник Рубенс, композиторы Вивальди, Скарлатти, Люлли, Куперен, Бах, Моцарт и др.). С XVII в. формируется стиль классицизм. Его появлению содействовало упрочение абсолютизма и введение принципа всеобщей регламентации во всех сферах жизни. Идеалом для классицизма служил императорский Рим, его обычаи и искусство. Теоретиками классицизма в литературе выступил французский поэт Буало, в изобразительном искусстве - французский художник Пуссен. В архитектуре стиль внедрял античную ордерную систему. Классицизм пережил второе рождение в эпоху Наполеоновской империи. В европейских странах продолжали строиться здания по образцу греческих храмов; входили покрои платьев и прически римских матрон; города украшались триумфальными арками, колоннами, конными статуями королей.
На смену классицизму пришел романтизм, его основой послужил отход от сковывающих личность принципов долга перед государством, императором, осознание личностью своей индивидуальности и права на самовыражение. Романтизм и входящие в его состав течения сентиментализма и символизма раскрывали богатую чувствами индивидуальность человека, меланхолическое, мечтательное, порой иррационально-мистическое отношение к миру (Байрон, Шелли, Метерлинк, Гофман и др.). Обращение к прошлому, патриархальности, средневековью приводит романтиков к идеализации жизни рыцарства (В. Скотт), поэтизации образа жизни крестьянской общины, труда, изделий его ремесла (прерафаэлиты в Англии). С конца XIX в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы К. Дебюсси, М. Равель). Бурная общественная жизнь XIX в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).
Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.
В итоге художественное развитие разных европейских стран за три столетия внесло разный вклад в мировую сокровищницу. Достижения каждой страны не сводятся к именам наиболее известных деятелей искусства. При внимательном рассмотрении достигнутое в каждой области не поддается перечислению, и всегда и во все времена составляло прочную базу дальнейшего художественного развития европейских народов. Культурно-историческое развитие в Новое время оставило в наследство следующим эпохам схему перерастания коллективных форм правления в единоличные; упроченную национальную государственность; оформленные национальные государственные языки (словарный фонд, словари, грамматики, школы, печать, художественная литература); систему сословных ограничений как основу будущих социальных коллизий, а также сословное сознание, язык, эстетические вкусы, этикетные предписания и нравственные нормы; формирующиеся рабочий класс и класс буржуазии, с их идеалами и идеологиями, политической и социальной практикой борьбы за свои права; начало процессов революционных преобразований в обществе; институализацию науки, образования, художественной практики и др.

 

 

Тема 2.1.6. Культурная модернизация. "Модерн": от расцвета к кризису (XIX–XX вв.). Культура и глобальные проблемы современности.

2.1.6.1. Модерн: особенности становления. Кризис европейской культуры

Период истории культуры, отсчитываемый от середины XIX в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разных типологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном, просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период в его культурное наполнение входят не только его достижения, но и культурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайно поэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на Земном шаре можно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического и культурного развития.
Новейшее время увеличило разрыв между стадиально разными культурами, находящимися на разных стадиях развития. Поэтому, характеризуя культуру новейшего периода, обычно пристальнее разглядывают те достижения, которых не было в предшествующих формациях и которые составляют сущность новой культурно-исторической стадии. С региональной точки зрения, она реализуется в Европе, Северной Америке и ряде стран Востока, и в первую очередь в Японии. Разница между названными регионами в том, что:

1) в Европе новая стадия развилась на базе всех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений,

2) в Северной Америке на базе беcтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации,

3) в Японии - на основе симбиоза евро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций.

Начиная с середины XIX в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в XX в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века - христианством, в Новое время - с развитием промышленности. В XX в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы?

Она утратила политическое господство над множеством колоний и полуколоний.

Для азиатского и восточного мира исторический опыт европейских государств не является более привлекательным.

Демографические процессы свидетельствуют о необратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурного развития.

Иммигранты из других частей света постепенно меняют картину культурных традиций европейских государств.

Европейские технологии и товары начинают вытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии.

Американская культурная экспансия грозит изменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей, продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менее Европа не утратила своего целостного культурно-генетического целого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.