Сделай Сам Свою Работу на 5

Фактуальное научное описание

Игнорирование фактов, противоречащих гипотезе, подстерегает каждого ученого, и начинающего, и опытного. Возможность рефлексии этой тенденции должна быть предусмотрена в технологии любого исследования. Опасность этого может быть обусловлена не только недостатками подхода, но и индивидуальностью ученого, ходом и состоянием его профессиональной карьеры, особенностями актуальной жизненной ситуации и т.д. Цена предвзятого отношения велика. Часто это напрасно растраченная самая большая ценность — время жизни.

Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт — это отражение объективного факта в человеческом сознании, его описание посредством некоторого — искусственного или естественного — языка. (Философский словарь, 1991).

Фактуальное описание — это упорядоченное представление совокупности научных фактов. Научный факт описывается всегда на каком-либо языке с использованием терминов и понятий. Их выбор связан с выбором теории, в рамках которой делается описание. Уже на уровне описания происходит некоторое обобщение и включение научного факта в ту или иную концепцию или теорию.

Рассмотрим некоторые вопросы фактуального описания на примере. Предположим, в ходе экстрасенсорного лечения у пациента была ликвидирована язва желудка. При этом существование язвы до начала лечения и отсутствие — после него, подтверждено клиническими данными и результатами аппаратурного обследования. В обычном смысле это факт, достоверность которого доказана достаточно убедительно. Для того чтобы оценить это событие как научный факт, необходимо рассмотреть это событие с большей широтой.

Прежде всего, изменение одного какого-либо параметра организма в сторону среднестатистических величин (температуры тела, частоты сердечных сокращений и др.) не свидетельствует об успешном ходе выздоравливания. Восстановление нормального статуса одного органа не является свидетельством укрепления здоровья, рассматриваемого на уровне целого организма как сложной психофизиологической организации (саморегулирующейся, саморазвивающейся и т.д.). Во многих случаях цена локального излечения остается неизвестной. Человек, как целостное живое существо, никогда не заболевает и не выздоравливает одним органом или системой (“какой-либо одной своей частью”). В ходе обследования часто не удается выяснить направление и величину изменений в различных сферах психики, в нервной системе, в эндокринной системе и т.д. и во взаимовлиянии между ними. От внимания, направленного на то расстройство, которое явилось поводом для лечения, ускользают многие другие явления в организме и психике. Остаются неизвестными возможные последствия лечения ("шрамы") как в системах и функциях тела, так и в душе.



Факт исчезновения какого-либо расстройства может приравниваться к факту излечения человека лишь в рамках определенной теории, отчетливых терапевтических принципов на основе всестороннего анализа.

Достаточно ли в описанном примере оснований для рассмотрения произошедших изменений как факта, подтверждающего существование и силу экстрасенсорного воздействия? Если рассматривать это событие изолированно от других значимых для изучаемого воздействия факторов, то фактуальное описание нельзя будет считать научным. В данном случае исследователю необходимы сведения о степени внушаемости пациента, особенностях мотивации и установки на выздоровление, мистической направленности сознания, отношении к "официальной" медицине, предыдущем опыте лечения, характере знаний пациента об экстрасенсорном воздействии и о данном экстрасенсе, особенностях влияния на пациента близкого социального окружения и средств массовой информации и других значимых аспектах ситуации. Поскольку эти аспекты значимы, то объективный факт исчезновения язвы желудка может рассматриваться лишь как факт влияния всей совокупности условий на процесс лечения, а не только одного экстрасенсорного воздействия. Если не определена сила влияния различных факторов ситуации на состояние пациента и течение его заболевания, то нет достаточных оснований считать научным фактом излечение язвы желудка в результате экстрасенсорного воздействия.

Фактуальное описание в рамках различных научных направлений различно, прежде всего, из-за того, что у каждого из них свой подход к поиску фактов, своя основа описания. Предположим, в психологическом исследовании поставлена цель изучения воздействия телевизионных рекламных объявлений на телезрителей. Следует ожидать, что в исследовании, проводящемся в русле когнитивной психологии, основное внимание будет уделено динамике образа рекламной информации, особенностям сохранения информации в памяти, процессов понимания, включения в структуру знаний и опыта и т.д. В русле бихевиорального направления как наиболее важные, вероятно, могут быть рассмотрены данные об изменении покупательского поведения: намерений, целей, планов, выборов, удовлетворенности и т.д. При гештальтпсихологическом подходе не должны быть оставлены без внимания детали перемещения малозначимой или случайной информации к центру сознания, зарождения желания, его трансформации и места в целостной динамике переживаний.

Таким образом, фактуальное описание одного и того же явления будет различным при разных подходах. Без сомнения, разными будут и результаты исследований, и выводы.

При объяснении и интерпретации результатов следует учитывать, что никакое исследование, проведенное в рамках одного научного направления, одной концепции или теории, не может охватить предмет изучения достаточно полно. Психические явления многомерны, они обусловлены влиянием множества сил различной природы, а содержательное наполнение личности так или иначе отражает разнообразие и сложность всей окружающей жизни, всей современной действительности, частью которой человек является.

Независимо от субъекта познания («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе — всегда только в описании, являющемся результатом мыслительной активности субъекта. На описание влияют: содержание принимаемой исследователем теории, особенности процедуры сбора данных и измерительного инструментария, характер целей исследования, уровень глубины анализа и многое другое. Широту спектра этих факторов необходимо учитывать при анализе данных, имеющихся в литературе. В частности, следует иметь в виду, что цели исследования не всегда бывают только научные. К ним могут присоединяться цели идеологические, экономические, религиозные, групповые, личные. Все это ведет к определенному искажению достоверности научных фактов.

Предмет психологической науки настолько сложен, многомерен и изменчив, что открытия будут ожидать психолога столько же, сколько будет существовать психолог. Перспективы широки и заманчивы, однако стоит учитывать, что открытия в психологии имеют особый характер. С одной стороны, психологу легче сделать открытие, чем, например, географу. Очень многое в психике еще не исследовано и не описано, нетрудно найти "белое пятно". Но есть и другая сторона. В географии достаточно «застолбить» тем или иным способом новую часть или частичку Земли, описать ее и сделать описание доступным обществу. Как именно было сделано откры­тие — это уже предмет в большей степени истории, чем географии.

Иная картина в психологии. Описания некоторого нового феномена и характеристик его протекания, проявления часто недостаточно для того, чтобы можно было говорить об открытии. Требуются точные и детальные сведения обо всех внешних и внутренних факторах, которые хотя бы по некоторым основаниям можно считать значимыми. Поэтому для признания той или иной психологической закономерности как отражающей действительную природу психики, обычно необходимы данные, полученные на другой выборке испытуемых, на другой группе больных… в иных условиях, где были сохранены значимые параметры ситуации и изменены незначимые, но замеченный эффект проявился. В большинстве случаев такое варьирование факторов осуществляется другими исследователями.

Чем точнее вами будут описаны параметры выборки испытуемых и условия сбора данных, тем больше шансов, что на полученные вами результаты будут опираться последующие исследователи этой проблемы и на вашу работу будут ссылаться. Поэтому постарайтесь с достаточной полнотой указать в тексте все существенные условия проведенного вами исследования.

Использование компьютера

Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.

1) Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения интегральных индикаторов и вообще всех средств отображения информации в автоматизированных системах.

2) Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и т.д.), и выбора варианта программы эксперимента соизмерима со скоростью реакций и изменений в организме и психике человека или превышает их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека и многих других параметров.

3) Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объемов информации; оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов и принципов организации.

4) Обработка полученных данных. Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке данных. Многие процедуры математической обработке могут быть реализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления.

Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку и вычисления с калькулятором, но и дать возможность использовать мощные формализованные процедуры, например математическую теорию образов.

5) Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер предоставляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения и тренировки.

Нельзя отрицать огромного влияния информационных технологий на многие стороны нашей жизни. Но нет оснований считать его беспредельным. Без сомнения, центральной фигурой теоретического и прикладного исследования, психодиагностической ситуации остается специалист, а основными факторами — личность специалиста, его интеллект, профессиональные знания и опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, но принципиально ничего не меняет.

Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами “Excel”, “Paradox”, “Statistica” функционирующие в среде Windows.

Многие отечественные психологи недостаточно активно осваивают современные информационные технологии, вероятно, из-за неточных представлений о характере работы с пользовательскими программами. Может быть из-за того, что такого рода работа воспринимается как тесно связанная с необходимостью хорошо знать математику и уметь программировать. Программирование оценивают как удел избранных. Это ошибочные представления.

В настоящее время существует множество компьютерных программ для пользователей разного уровня подготовленности, квалификации. Исследователи, имеющие потребность сократить объем рутинной обработки информации, не оказываются перед выбором: изучать или не изучать программирование. Если изучать, значит потратить на это несколько месяцев или более.

Многие современные мощные системы позволяют, не изучая никакого языка программирования, автоматизировать различные последовательности длинных рядов рутинных операций. Делается это с использованием специальных функций — “макросов”. Компьютеру достаточно указать начало и конец часто повторяемого набора операций, присвоить имя этому набору. В дальнейшем этот набор будет выполняться автоматически, после указания его имени. Такая работа будет своего рода программированием, она даст возможность убедиться, что в этом нет ничего слишком сложного. Лучше один раз попробовать, чем много раз сомневаться — получится или нет. Наградой будет время, которое можно посвятить творческой работе.


 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.