Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическая сущность кредитной системы





 

Второй неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и, конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой со­вокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспечен­ности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Основой возникновения кредита является совокупность товар­но-денежных отношений. Соответственно кредит может высту­пать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение государ­ственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомнение у многих финансистов, которые рассматривают государственной кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государ­ственный кредит представляет собой классические кредитные от­ношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает государство. С дру­гой стороны, государство использует ссудный фонд для формиро­вания и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким обра­зом, государственный кредит, стоящий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтверждает связь между кредитом, и фи­нансами, которая также вытекает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.



Сущность кредита раскрывают его функции: перераспреде­лительная и функция замещения наличных денег кредитными деньгами

Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Существует и институциональное определение кредитной системы, отражающее совокупность кредитных институтов. Организационная структура кредитной системы сложна и неоднород­на. В большинстве зарубежных стран она включает в себя три уровня, которые регламентируются национальным законодатель­ством: центральный банк, коммерческие банки и другие специ­альные кредитно-финансовые учреждения.



Первым уровнем являются центральные банки, или, как их иногда называют, центральные эмиссионные банки, по причине закрепленного за ними монопольного права осуществления эмиссии законных платежных средств страны. Главной задачей централъных банков является обеспечение устойчивости денежно-кредитной системы, стабильного функционирования коммерческих банков. Основная функция центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели центральных банков: стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существует четыре вида монетарной политики:

 

таргетирование ваттного режима (exchange-rate targeting).

Эта стратегия представляет собой форму фиксации некоторого объема национальной валюты к такому товару, как золото (золотой стандарт), или, к валюте страны с низкой инфляцией. В качестве альтернативы может выступать ползущая фиксация обменных курсов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция,которая привязала свою валюту к немецкой марке в 1987 г.,когда имела инфляцию 3 %, что было на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс инфляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже, чем в Германии. Англия, зафикси­ровав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла сни­зить инфляцию к 1992 г. с 10 до 3%;

таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые регулированием денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, — США, Канада, Великобритания. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли Германия и Швейцария;



таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первымгосударством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция и Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994).

Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров

инфляции в долгосрочную концепцию развития государст­ва; 3) снижение роли промежуточных показателей, напри­мер роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции; 4) достижение прозрач­ности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчет­ности центрального банка для достижения целевых уров­ней инфляции;

таргетирование скрытого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее яркими примерами реализации данной стратегии являются США и Германия. Сущность таргетирования скрытого показате­ля заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Эта стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих уда­ров» потенциальной угрозе инфляционных процессов.

В своей деятельности центральный банк использует следую­щие инструменты.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и дости­жения желаемого уровня международных резервов. Для повы­шения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения — покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции. Так, если Федеральная резервная система США периодически проводит скры­тые интервенции, то Немецкий федеральный банк и Банк Анг­лии широко освещают свое участие в этом мероприятии, чтобы сократить расход валюты для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словес­ных интервенций», т. е. информируя участников о своей заинте­ресованности относительно тенденции движения валютного курса.

Девальвация / ревальвация. Регулирование курса националь­ной валюты путем девальвации — снижения ее официального курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации — по­вышение курса) предполагает резкий скачок и изменение валют­ного соотношения с последующей его официальной фиксацией.

Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются при характеристике режима с фиксированным обменным кур­сом. В случае же изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание» соответ­ственно.

Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерче­ские банки их покупают, то ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшают­ся. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении И, соответственно, к повышению обменного курса. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса иснижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы посредством операций на открытом рынке схож с интервенцией и приводит к изменению обменного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на от­крытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название стерилизации и позволяет сохранить объем денежной массы, несмотря на изменение обменного курса. Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 20-х гг. XX в. в США, где такого рода операции государства получили наиболее широкое распространение. В начале 30-х гг. этот инструмент стал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.

«Учетное окно». Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы мо­нетарного регулирования могут оказывать воздействие на количество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной единицы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Запад­ной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конеч­ном итоге предпосылки для увеличения темпов экономического роста.

Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воз­действовать на обменный курс путем изменения величины обя­зательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество ре­зервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повы­сится. Однако в последние годы была отмечена тенденция сни­жения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатыва­ют на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.

Во всех странах монетарная политика центрального банка дополняется банковским регулированием и надзором за деятель­ностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Используя лицензирование банковской деятельности, установ­ление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральные банки стремятся поддерживать ста­бильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятель­ность кредитных организаций.

По признаку собственности центральные банки подразде­ляются на государственные, акционерные и смешанные. Государственными центральными банками являются Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким пред­ставителем акционерных центральных банков является Феде­ральная резервная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государст­вом участвует частный сектор (Банк Японии).

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммеческые банки.Наиболее крупные из них являются инсти­тутам универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансовое обслуживание

 

Стр 26-38

 

 

• предоставление ряда банковских услуг негосударственный организациям и прочим частным компаниям, а также населению;

• переучет торговых векселей.

Особый интерес для всех центральных банков представляв вопрос о степени их независимости. Рассмотрим одну из интереснейших методик, определяющую степень независимости Центрального банка, и пронаблюдаем, как это отражается некоторых макроэкономических индикаторах с точки зрения теории рисков. Эта методика разработана Мировым банком. Ее апробация проходила на примере 72 центральных банков различных регионов мира на протяжении почти 40 лет. Анализ осуществляется в соответствии с определенным набором показателей, объединенных в 4 группы, с учетом их специфики. Индикаторы могут принимать значения от 0 (полная зависимость банка от законодательной, исполнительной или других ветвей власти) до 1 (полная независимость банка). Чем выше суммарный балл, полученный Центральным (Национальным) банком страны тем он независимее и тем ниже риск вмешательства в его деятельность. Чаще всего это приводит к более умеренному страновому и валютному риску, а также ко всем видам внутренних рисков, связанных с эффективностью деятельности банковской системы и финансового сектора в целом.

I. Группа индикаторов, отражающих сведения о процедуре назначения, освобождения и продолжительности срока управления председателей (президентов) центральных (национальных) банков

1. Кто назначает главу Центрального (Национального) банка:

а) правление банка — 1,0;

б) совместно правление банка, исполнительная и законодательная власть государства — 0,75;

в) законодательная власть — 0,50;

г) коллективная исполнительная власть, т.е. Совет министров — 0,25;

д) один или два члена исполнительной власти — 0.

2. Кто освобождает главу Центрального банка:

а) в законе нет положений об освобождении — 1,0;

б) освобождение может произойти только по причинам, не относящимся к политике, — 0,83;

в) Правлением Центрального банка — 0,67;

г) законодательной властью — 0,50;

д) безусловное освобождение исполнительной властью — 0.

Что касается подотчетности Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:

• утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального Банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

• назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального Банка, освобождение их от должности с уведомления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

• определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального Банка;

• утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального Банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального Банка (ч. 4 ст. 24.БК).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Закон № 394—1 от 2 декаб­ря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» в ста­тье 5 определяется, что Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, а это оз­начает, что назначение на должность и освобождение от долж­ности председателя ЦБ РФ производится Госдумой по представ­лению Президента РФ.

В Государственной думе высказывались предложения о внесении поправок в Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации», в соответствии с которым Банк России признавался бы федеральным государственным учреждением. Таким образом, проблема независимости главных банков не имеет однозначного решения.

Совет директоров самого банка назначает и освобождает от должности главу Центробанка в Швеции, Чили, Коста-Рике, Мексике.

Согласно статье 12 вышеупомянутого закона председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и не может осуществлять свою деятельность более 3-х сроков подряд.

3. Имеет ли управляющий Центробанка право выполнять дру­гую службу при правительстве:

а) нет — 1,0;

б) только с разрешения исполнительной власти — 0,50;

в) нет запретов — 0.

II. Группа индикаторов, относящихся к формированию и осу­ществлению денежно-кредитной политики (ДКП)

1. Кто формирует ДКП:

а) Центральный (Национальный) банк самостоятельно — 1,0;

б) работники банка под некоторым влиянием правитель­ства— 0,67;

в) правительство, консультируемое банком, — 0,33;

г) банк не принимает участие в формировании ДКП — 0.

2. Кому принадлежит определяющее слово в разрешении кон­фликтов между Центральным банком и испольнительной влас­тью по поводу проблем финансового сектора:

а) банку (по проблемам, четко определенным в законе о Цент­ральном банке, как его цели и функции, или в случае конфликтов в самом банке) — 1,0;

б) правительству (по проблемам, нечетко определенным, как банковские цели и функции, или в случае конфликтов в самом банке) — 0,80;

в) совместно правлению банка, законодательной и исполни­тельной ветвям власти — 0,60;

г) законодательной власти (по политическим проблемам) — 0,40;

д) исполнительной власти — 0.

3. Роль банка в формировании бюджета страны:

а) Центральный банк активно влияет на формирование бюд­жета— 1,0;

б) банк не влияет на формирование бюджета — 0.

III. Группа индикаторов, связанных с основными целями бан­ка, определенными законом о деятельности Центрального (На­ционального) банка

1.Как обозначены основные цели банка:

а) главная цель банка — стабильность цен, включая уровень инфляции, и активная позиция банка по различным правитель­ственным целям — 1,0;

б) единственная цель — стабильность цен — 0,80;

в) стабильность цен — это одна из основных целей банка (на­пример, стабильность банковской системы и/или денежного обо­рота) — 0,60;

г) поддержание стабильности цен вступает в конфликт с не­которыми целями Центрального (Национального) банка (напри­мер, с поддержанием уровня занятости трудоспособного населе­ния в стране) — 0,40;

д) в законе о Центральном банке не обозначены его основ­ные цели — 0,20;

е) в основные цели банка не включена стабильность цен — 0. Основные характеристики некоторых зарубежных центральных

(национальных) банков по этой группе индикаторов:

• стабильность цен с правом запрещать правительству дей­ствия, нарушающие эту стабильность, — в Германии и на Филип­пинах;

• стабильность цен без права налагать вето на решения пра­вительства — в Нидерландах, Финляндии, Греции, Замбии;

• стабильность цен и другие не противоречащие ей цели кон­тролируются центральными банками в Гане, Таиланде, Нигерии, на Тайване;

• контроль за стабильностью цен существует параллельно с другими целями, которые могут вступить в противоречие с кон­тролем за уровнем инфляции — в США, Уганде, Танзании, Па­наме, Перу, Пакистане, Израиле.

IV. Группа индикаторов, связанных с возможностью банка пре­доставлять займы правительству и государственному сектору

В этой связи проводится анализ структурных характеристик кредитов — цели, объем, срок предоставления; возвратность; уровень процентных ставок и др.

1. Предоставления займов правительству:

а) не разрешено предоставлять кредиты — 1,0;

б) не существует законодательных ограничений предоставле­ния кредитов — 0.

2. Условия предоставления кредитов определяются:

а) Центральным (Национальным) банком — 1,0;

б) конкретным договором (соглашением) — 0,33;

в) исполнительной властью — 0.

3. Потенциальными заемщиками Центробанка являются:

а) только центральное правительство — 1,0;

б) центральное правительство и местные органы управле­ния — 0,67;

в) все правительственные уровни, включая государственный сектор, — 0,33;

г) правительства всех уровней, государственный и частный секторы — 0.

4. Ограничения на получение кредитов. Величина кредита оп­ределяется:

а) в размере суммы наличности — 1,0;

б) уровнем капитализации банковской системы в целом и структурой активов баланса— 0,67;

в) в зависимости от доли правительственных поступлений в капитал банка — 0,33;

г) в зависимости от доли правительственных расходов — 0.

5. Сроки платежей по выданным кредитам:

а) от 6-ти месяцев — 1,0;

б) совпадают с рыночным уровнем — 0,75;

в) процентная ставка ниже максимального уровня — 0,50;

г) уровень процентной ставки не регламентируется — 0.

6. Возможность банка продавать/покупать правительствен­ные ценные бумаги на первичном фондовом рынке:

а) да— 1,0;

б) нет — 0.

С учетом всех формальных и неформальных факторов экс­перты считают, что в первую десятку самых независимых цент­ральных банков входят банки стран Германии, Швейцарии, Ав­стрии, Дании, США, Канады, Ирландии, Нидерландов, Австралии, Исландии (ранжированы в порядке убывания).

В начале 90-х годов самые высокие индексы имели банки Гер­мании (0,60 — 0,70), Швейцарии (0,65 — 0,68) и Австрии (0,58 — 0,62) при среднегодовой инфляции, составляющей 3 — 4%.

Прочие депозитарные учреждения (корпорации), к которым относятся:

1) депозитные банки — это банки, принимающие любые обя­зательства в форме депозитов, которые могут быть свободно, без дополнительной платы переведены при предъявлении в налич­ность или использованы в качестве средства платежа. Таким об­разом, к этому подсектору относятся институциональные едини­цы, чьи основные обязательства имеют форму переводных депозитов, выплачиваемых по требованию и переводимых по че­кам или иным образом используемых для осуществления плате­жей. В некоторых странах со счетами органов денежных властей (например, казначейства) работают только центральные (национальные) банки, в других — такие операции могут осу­ществляться и через иные субъекты банковского подсектора;

2) другие банковские учреждения, включающие:

а) финансовые учреждения, принимающие депозиты. К ним относятся сберегательные банки, сберегательные и кредитные общества; ссудо- -сберегательные ассоциации, строительные об­щества, кредитные союзы и ипотечные банки, финансовые дома, учетные дома, торговые банки, паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Эти финансовые учреждения имеют право принимать вклады, а также предоставлять коммерческие ссуды. Иногда их называют «банками с ограниченными услугами»;

б) институциональные эмитенты облигаций;

в) банки развития;

г) оффшорные банковские подразделения.

Небанковские финансовые учреждения. Эти институцио­нальные единицы финансового сектора имеют право осуществ­лять некоторые банковские операции. Их доля в предоставлении банковских услуг растет во всем мире, и в последние 7—10 лет они являются основными конкурентами коммерческих банков. К небанковским финансовым учреждениям относятся:

а) страховые компании, которые осуществляют выплаты де­нежных пособий клиентам в случае, отраженном в договоре о страховании. Многие коммерческие институциональные едини­цы, банки и небанковские финансовые учреждения, организуют независимые дочерние страховые компании с целью обеспечения собственного страхования, которое является одним из основ­ных способов управления всеми видами рисков. Такие компании называют подчиненными. Они получают страховые премии от головных компаний, а затем проводят операции по инвестирова­нию своих активов для накопления резервов с целью осуществ­ления будущих страховых выплат и получения прибыли, а так­же операции по перестрахованию, т.е. по перераспределению (диверсификации, распылению) рисков;

б) перестраховочные компании, специализирующиеся на страховании активов других страховых компаний. Они берут на себя обеспечение части полисов, выданных другими страховы­ми компаниями, в обмен на часть премий, вносимых по этим по­лисам. Таким образом, происходит перераспределение риска и выполнение установленных инструкцией норм достаточности капитала относительно общего объема полисов, которые разре­шено держать на балансе. Перестрахование является одним из основных видов деятельности институциональных единиц этого подсектора, и практически все компании осуществляют пере­страхование определенной части своей деятельности;

в) пенсионные фонды, которые представляют собой самосто­ятельные институциональные единицы, принимающие на хране­ние инвестирующие средства вкладчиков с целью получения средств для последующей выплаты пенсий. Они охватывают чет­ко определенные группы физических лиц и чаще всего органи­зуются в независимые институциональные единицы. Необходи­мо помнить, что фонды социального страхования относятся к сектору государственного управления. Участие в пенсионных программах может быть как добровольным, так и обязательным. Фонды могут быть организованы в индивидуальном порядке или на базе двустороннего соглашения между работниками и рабо­тодателями, при этом они могут финансироваться за счет резер­вов («обеспеченные резервами») или за счет текущих поступле­ний («необеспеченные резервами»);

г) лизинговые фирмы, или фирмы финансового лизинга, пре­доставляющие заемщику средства на приобретение определен­ного актива. Чаще всего — это дорогостоящее оборудование (ко­рабли, самолеты и т.д.). Несмотря на то, что лизинговая компания является официальным владельцем товара (актива), условно счи­тается, что произведена продажа арендатору, поскольку он полу­чает все выгоды от использования актива. Таким образом, передаются и все виды рисков, связанных с использованием этих ак­тивов;

д) трастовые (доверительные) организации (счета) — это спе­циализированные учреждения, которые принимают на себя доверительное управление имуществом, ценными бумагами, предприятиями, фирмами и др., т.е. это институт доверительной собственности. Траст-компании чаще всего являются акционер­ными обществами. Их капитал состоит из собственного капита­ла и капитала, принятого в доверительное управление (гаранти­рованные фонды);

е) инвестиционные фонды (пулы), которые классифицируют­ся как учреждения для проведения коллективных инвестиций в достаточно ликвидные ценные бумаги. Через инвестиционные пулы проходят значительные финансовые потоки. Обычно инве­стиционные фонды классифицируются в зависимости от типа финансового инструмента, который занимает основную долю в его портфеле. Портфели инвестиционных компаний формируют­ся так, чтобы оптимально отвечать интересам конкретного кли­ента. Многие инвестиционные фонды вкладывают свои средства в достаточно надежные краткосрочные инструменты, и поэтому для них на первом месте по значимости выступает портфельный риск наряду с кредитным и всеми видами внешних рисков. Дру­гие фонды, отдавая должное предпочтениям своих клиентов, вкладывают средства в долгосрочные финансовые инструменты, которые имеют более высокий уровень доходности, и, таким об­разом, для них важнейшей становится динамика инвестицион­ного, процентного и кредитного рисков. Значение всех видов внешних рисков также повышается.

Вспомогательные финансовые учреждения, которые приоб­ретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финан­совые обязательства (таким образом, они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда выполняют и некоторые функ­ции денежно-кредитного регулирования.

Финансовые посредники — хозяйствующие субъекты, которые предоставляют специализированные услуги, тесно связанные с по­средничеством, но сами не привлекают средства и не выдают кре­диты за свой счет. Иными словами, финансовые посредники осуще­ствляют операции в качестве агента по поручению других физических и/или юридических лиц, т.е. без права распоряжения полученными и выплачиваемыми суммами. Основные финансовые посредники, услугами которых пользуются банки в других стра­нах, — брокеры, триллеры, представители производителей, агенты-импортеры, компрадоры, дистрибъютеры, дилеры, джобберы и мел­кие торговцы. Необходимо отметить, что порядок перечисления финансовых посредников не случаен — он ранжирован по частоте, с которой финансовые учреждения пользуются их услугами.

Иными словами, финансовое посредничество может быть охарактеризовано как производственная деятельность, в которой институциональная единица несет обязательства за собственный счет в целях приобретения финансовых активов посредством проведения финансовых операций на рынке. Роль финансовых посредников состоит в том, чтобы направлять в оптимальное рус­ло средства кредиторов. Финансовые посредники принимают депозиты, выдают векселя, облигации и другие ценные бумаги. Они выступают не только как агенты конкретных институцио­нальных единиц, но и берут на себя риск, принимая обязатель­ства за свой собственный счет.

Рассмотренная выше классификация финансовых институци­ональных единиц называется классификацией первого уровня.

Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:

• государственные финансовые корпорации;

• акционерные, частные или совместные финансовые корпо­рации;

• финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа

Основныеe функции коммерческих банков можно объединить в три группы:

♦ банке играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг. Они предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;

♦ банки являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в экономике процесс «сбережение — инвестиции», т.е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой — служат источником

«средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

♦ коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на посто­янной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования национальной экономики крайне ограничены.

Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредитными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка.

Операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса) Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются активами, а операции—активными операциями.

Третий уровень кредитной системы представляют специализи­рованные кредитно-финансовые учреждения. К специализирован­ным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инве­стиционные банки и компании, доверительные компании, ипо­течные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финанси­рованию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфей­тинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении" спроса на отдельные виды финансового обслуживания. Особенное распространение они получили в таких сферах, как привлечение мелких сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит сельско­хозяйственным производителям, операции по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и раз­мещение ценных бумаг промышленных компаний.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран — стирание раз­личий между отдельными видами банков, между банками и не­банковскими кредитными организациями. Глобальная тенденция к универсализации деятельности крупных банков успешно соче­тается с сохранением специализации целого ряда кредитных ин­ститутов на отдельных видах банковских операций.

Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финан­совые учреждения

Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансово-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объек­том кредита, а денежные отношения — необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Посколь­ку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являют­ся частью денежных отношений, то соответственно финансо­во-кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.