Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Общение и культура речи





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ очной ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020201.65 «БИОЛОГИЯ», ГСЭ.Р.04

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 020200.62 – БИОЛОГИЯ (бакалавриат), ГСЭ.Р.04

ФАКУЛЬТЕТ – БИОЛОГИЧЕСКИЙ

 

Курс 2 зачёт 4 семестр

Семестр 4

Лекции 16 часов (ОЗО – 6 часов)

Практические занятия 16 часов (ОЗО – 6 часов)

Самостоятельные занятия 8 часов (ОЗО – 28 часов)

Всего 40 часов

 

Составитель: канд. филол. наук, доц. Крым И.А.,

канд. филол. наук, доц. Сайкова Н.В.

КЕМЕРОВО 2008

 

Настоящая программа для студентов очно-заочной формы обучения по специальности 020201.65 «Биология» ГСЭ Р.04, направлению 020200.62 «Биология» (бакалавриат) ГСЭ.Р.04 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения на основании примерных программ гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений, рекомендованных Министерством образования РФ – М., 2001 г.

 

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры стилистики и риторики. Протокол №____ от «___»____________ 200_ г.



Зав. кафедрой д-р филол. наук, проф. _________ Л.А. Араева

 

 

Одобрено методической комиссией

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Председатель комиссии ________ канд. биол. наук, доц. Блинова С.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 4-5

2. Тематический план по курсу 6-7

3. Содержание дисциплины 8-31

4. Учебно-методические материалы 32-34

5. Контрольно-измерительные материалы 35-41

- Акцентологический минимум 35-36

- Орфоэпический минимум 37

- Скороговорки 38-39

- Вопросы и задания к зачету 40-41

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Изменение социально-экономической ситуации в стране обусловило появление новых критериев к специалисту не только в области его профессиональнойдеятельности, но и общей гуманитарной подготовки. Введение в учебный план курса «Русский язык и культура речи» отвечает современным требованиям подготовки специалиста, поскольку востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого взаимодействия и убеждения.



Культура речи – неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека – его визитная карточка. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят и его достижения в профессиональной деятельности, и его успехи в повседневном общении с людьми.

Цель курса: формирование современной языковой личности и повышение уровня коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста.

Задачи курса:

1. Познакомить студентов с факторами успешного речевого поведения, основными нормами современного русского языка в его устной и письменной формах.

2. Выработать внимание к нарушениям норм литературного языка и умение их исправлять, а также стремление избавиться от речевых ошибок в собственной речи.

3. Сообщить основные сведения о речи, ее стилевых разновидностях.

4. Совершенствовать навыки грамотного письма.

5. Активизировать речевую деятельность студента-несловесника.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- что такое культура речи, какова ее роль в личностной характеристике человека;

- особенности устной и письменной разновидности литературного языка;

- стили современного русского языка, специфику использования в них различных языковых средств;

- понятие «языковая норма», виды и типы норм;

- формулы и функции речевого этикета;

- особенности устной публичной речи.



В ходе изучения дисциплины главное внимание уделяется выработке коммуникативно-речевых умений:

- ориентироваться в ситуации общения;

- анализировать и оценивать степень эффективности общения;

- определять причины коммуникативных удач и неудач;

- создавать письменные и устные тексты различных стилей и жанров;

- редактировать написанное; формирование навыков самооценки;

- публично выступать с подготовленным текстом.

 

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного примерным тематическим планом. Курс рассчитан на один семестр. Освоение материала предполагается через лекционную форму (16 часов на дневном отделении), где рассматриваются основные теоретические положения разделов курса. Лекционный материал создаёт проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение содержанием которых производится студентами на практических занятиях. Практические занятия (16 часов на дневном отделении) помогают студентам совершенствовать теоретические знания через систему упражнений (в заданиях используется как образцовый, так и дефектный дидактический материал), посредством работы с литературой; способствуют более осмысленному усвоению, пониманию закономерностей функционирования и развития языка. Практические занятия предполагают различные формы контроля: предварительный (начальный тест, выполнение которого укажет студентам на имеющиеся у них пробелы по изученному в школе материалу, а преподавателю поможет определиться в планировании индивидуальной работы); текущий контроль (в форме письменных самостоятельных и контрольных работ, тестов по разделам курса, подготовке рефератов); итоговый контроль (представлен в виде итоговой контрольной работы и вопросов к зачёту).

Формой итогового контроля является зачет, который студент получает при выполнении всех заданий, вынесенных на практические занятия (набирает 100 баллов) и после сдачи акцентологического минимума. В случае невыполнения одного из заданий, проводится собеседование, на котором студенту предлагается ответить на контрольные вопросы по тематике курса. При полном и логично выстроенном ответе, умении оперировать специальными терминами и иллюстрировать теоретические положения примерами, студент также получает зачёт.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

  Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные
Дневная форма обучения
Русский язык и культура речи как научная дисциплина     Началь-ный тест Конспекты
Общение и культура речи     Эссе Конспекты
Социально-функциональная стратификация языков и понятие литературного языка       Конспекты, рефераты
Функционально-стилевая дифференциация литературного языка   Анализ текстов Устный опрос
Языковая норма. Нормы письменной речи     Устный опрос, тест
Нормы устной речи: акцентология и орфоэпия       Орфоэпический минимум
Грамматические нормы       Устный опрос, контроль-ная работа
Лексические нормы современного русского языка       Устный опрос, выполне-ние заданий
Культура общения. Речевой этикет       Конспекты, рефераты
Основы ораторского искусства   Подго-товка речи Выступле-ние с речью
Всего часов    
Формы контроля
  Форма промежуточного контроля - письменные самостоятельные и контрольные работы, тесты по разделам курса, подготовка рефератов, акцентологический минимум.
  Форма итогового контроля - устный зачет в вопросно-ответной форме.
Заочная форма обучения
 
Русский язык и культура речи как научная дисциплина     Началь-ный тест Конспекты
Социально-функциональная стратификация языков и понятие литературного языка. Функционально стилевая дифференциация литературного языка.     Анализ текстов Конспекты, контроль-ная работа
Языковая норма. Нормы письменной речи. Нормы устной речи: акцентология и орфоэпия.     Акцентологичес-кий, орфоэпический минимумы Устный опрос, тест
Грамматические нормы     Контроль-ная работа
Лексические нормы современного русского языка     Подго-товка заданий Устный опрос
Культура общения. Речевой этикет. Основы ораторского мастерства     Подготовка речи Рефераты, выступле-ние с речью
Всего часов    
Формы контроля
  Форма промежуточного контроля - контрольная работа, представляющая собой анализ текстов различной стилевой и жанровой направленности. Предлагаемые задания направлены на: а) определение стиля, подстиля и жанра текста; б) выявление основных стилевых признаков и норм, присущих тексту; в) поиск ошибок и установление их причин, характера и типа; г) оценку текста с точки зрения коммуникативных качеств речи; контрольная работа по нормам русского языка: акцентологический минимум.
  Форма итогового контроля - устный зачет в вопросно-ответной форме.
                       

СОДЕРЖАНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Тема 1. «Русский язык и культура речи» как научная дисциплина

Что такое культура речи? Предмет и задачи дисциплины. Литературный язык как основа культуры речи. Дихотомия язык – речь. Основные функции языка.

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Уровни культуры речи. Правильность как базовое качество культуры речи. Речевое мастерство Качества хорошей речи. Богатство и выразительность.

 

Тема 2. Общение и культура речи

Роль общения в человеческой деятельности. Общение и процессы социализации личности. Коммуникативная компетентность личности. Культура общения, речевая культура и культура речи.

Разновидности общения. Непосредственное и опосредованное общение. Общение вербальное и невербальное, их взаимодействие. Межличностное, представительское, массовое общение. Массовая коммуникация и культура речи. Общение официальное и неофициальное. Устное и письменное общение.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.