Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема3. Медицинская гельминтология.





Понятие о гельминтах. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Характерные черты организации. Медицинское значение. Класс сосальщики. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики. Класс Ленточные черви.Характерные черты организации. Бычий цепень, свиной, карликовый, альвеококк, эхинококк. Широкий лентец. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.Тип Круглые черви.Характерные черты организации и медицинское значение. Аскарида, острица, власоглав, анкилостома, трихинелла, ришта, филярии, угрица кишечная. Морфология. Циклы развития, пути проникновения в организм, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.

Тема 4. Тип Членистоногие и их значение в медицине.

Характеристика особенностей типа и классов, имеющих значение в эволюционном и эпидемиологическом плане. Класс ракообразные. Высшие и низшие раки – промежуточные хозяева паразитов человека. Класс Паукообразные. Клещи: переносчики, природный резервуар, эктопаразиты, возбудители заболеваний. Иксодовые клещи (собачий, таежный, дермаценторы), аргазовые клещи (поселковый). Чесоточный клещ. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики. Трансовариальная передача таежным клещом вируса весенне-летнего клещевого энцефалита. Профилактика. Класс Насекомые. Отряды, имеющие эпидемиологическое значение. Насекомые – переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты, мошки). Миазы.



6. Образовательные технологии (методические рекомендации по организации изучения дисциплины)

Изучение дисциплины «Биология» предусматривает освоение восьми разделов, которые осуществляются в учебном процессе в виде активных, интерактивных форм, самостоятельной работы, лекционного курса с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков.

Важными этапами в изучении дисциплины является освоение студентами основ молекулярной биологии, генетики. В реализации компетентностного подхода при изучении этих разделов студентами с помощью оптических приборов самостоятельно определяются структуры клетки, фазы митотического деления. Проводится разбор конкретных ситуаций, связанных с идентификацией наследственного синдрома (нарушение числа хромосом) по кариограмме, составляются и анализируются родословные и даётся прогноз потомства, осуществляется решение ситуационных генетических задач.



При освоении разделов по экологии и медицинской паразитологии с позиции компетентностного подхода осуществляется идентификация паразитов- представителей типа Простейшие, классов Сосальщики, Ленточные черви, Собственно Круглые черви, а также представителей типа Членистоногие.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в устной и письменной форме логически правильно излагать результаты, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию и самореализации. При этом у студентов формируются: способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения и информационно-образовательные технологии.

.

7.Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1.Геном человека.

2. Стволовые клетки, их применение в медицине и стоматологии.

3. Репродуктивное и терапевтическое клонирование человека.



4. Генетическая паспортизация.

5. Евгеника. Возможности изменения генома человека.

6. Современные гипотезы старения.

7. Происхождение и расселение популяций человека по данным молекулярно-генетического анализа ДНК.

8. Естественный отбор в современных популяциях человека.

9. Экологические катастрофы.

11. Мутагенное загрязнение окружающей среды. Влияние на риск развития генетических патологий.

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:

 

По разделу 1.

1. Живой организм НЕ имеет свойства:

а) дискретности

б) целостности

в) отрицательной энтропии

г) положительной энтропии

 

По разделу 2.

Тест:

1Синтез РНК на матрице ДНК -
а) транскрипция

б) трансляция

в) репликация

г) трансформация

г) положительной энтропии

2. Белки или другие молекулы, подавляющие активность генов -
а) репрессоры

б) индукторы

в) сайленсеры

г) энхансеры

3. а) Некодирующий участок гена, который переписывается на г.я.РНК, а затем удаляется из нее при сплайсинге

а) кодон

б) интрон

в) экзон

г) цистрон

 

По разделу 3

1. Зародыш с комплексом осевых органов -

а) бластула;

б) гаструла;

в) морула;

г) нейрула.

2. Оплодотворение – это:

а) бесполое размножение;

б) образование яйцеклетки;

в) выход сперматозоидов в воду;

г) слияние половых клеток.

3. Нервная система относится к производным:

а) энтодермы;

б) эктодермы;

в) мезодермы;

г) целома.

4. Выберите правильную последовательность фаз:

а) профаза, анафаза, метафаза, телофаза;

б) анафаза, метафаза, телофаза, профаза;

в) метафаза, телофаза, анафаза, профаза;

г) профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

5. В период мейоза кроссинговер происходит во время:

а) профазы 2;

б) метафазы 2;

в) анафазы 1;

г) профазы 1.

6. Половые клетки женщины образуются в:

а) матке;

б) брюшной полости;

в) яичниках;

г) половых путях.

7. В результате мейоза образуются клетки:

а) почки;

б) печени;

в) желудка;

г) яйцеклетки и сперматозоиды.

По разделу 4.

1. Ген, определяющий развитие синдрома Ленца (аномалии пальцев и органа зрения), находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - мальчик-альбинос с признаками синдрома. Определить вероятность рождения здоровой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют нормальную пигментацию кожи.

Ответ: 3/8

 

2. У отца-дальтоника и фенотипически здоровой матери первый ребенок - мальчик-дальтоник, обладающий признаком леворукости. Определить вероятность рождения праворукой девочки-дальтоника, если известно, что оба родителя - правши.

Ответ: 3/16

 

 

По разделу 8

1.При лабораторном исследовании мокроты у одного из больных с симптомами воспаления легких обнаружены яйца легочного сосальщика.

-Можно ли на основании имеющихся данных поставить диагноз парагонимоза? Объясните.

-Укажите основную локализацию данного гельминта в организме человека.

Ответ: Диагноз – парагонимоз, т.к. паразит локализуется в легких; яйца паразита могут быть обнаружены в легких или в кале.

2.В больницу поступил пациент с заболеванием печени. Больной увлекался рыбалкой, сам готовит и часто ест свежую подсоленную рыбу (карпов).

-Какой гельминтоз можно заподозрить у этого больного?

-На чем основана лабораторная диагностика этого гельминтоза?

-профилактика заражения данным гельминтозом?

1. Ответ: Описторхоз. Диагностика – обнаружение яиц в фекалиях. Употребление в пищу термически обработанной рыбы.

 

Вопросы для итогового занятия:

Вариант 1.

 

1. Какие гаметы образует организм со следующим генотипом:

AABbCcdd?

 

2. Скрещиваются два организма с генотипами: aabbCcDdEeFf и AabbCcDdeeFf Определить вероятность появления потомка с генотипом aabbccddeeFf.

 

3. В родильном доме женщина утверждала, что ребенок, которого ей принесли, - не ее сын. Кроме этого младенца в родильном доме в тот момент находился еще один новорожденный мальчик. Группы крови этой женщины О и MN, вкуса фенилтиокарбомида она не чувствует (рецессивный аутосомный признак). Первый ребенок имеет группы крови А и N , чувствителен к ФТК, второй ребенок имеет группы крови О и М , вкуса ФТК не ощущает. Муж женщины умер, но у нее есть еще трое детей: первый с группами крови А и М, чувствителен к ФТК, второй с группами крови А и МN , не чувствует вкус ФТК, третий с группами крови В и N, чувствителен к ФТК. Можно ли сказать какой из двух новорожденных сын этой женщины?

 

4.Глухонемой близорукий мужчина, мать которого имела нормальное зрение, женился на близорукой женщине с нормальным слухом. У них родился глухонемой ребенок с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и ребенка и вероятность рождения следующего ребенка, с признаками матери если известно, что глухонемота наследуется как рецессивный аутосомный признак, а близорукость – аутосомно-доминантный прзнак.

 

Ответы:

1. ABCd, AbCd, ABcd, Abcd.

2. 1/128.

3. Первый ребенок – сын женщины.

4. Генотип матери – АаВв; отца – ааВв; вероятность рождения ребенка с признаками матери - 3/8

Перечень вопросов для экзамена:

1. Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации. Опыты Гриффитса , Эвери , Мак-Леода и Мак-Карти. Трансформация.

2. Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации. Опыты Херши и Чейз.

3. Структура нуклеиновых кислот. Нуклеотиды, их разновидности.

4. Пространственная конфигурация молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика. В и Z формы ДНК.

5. Способы репликации ДНК: консервативный, полуконсервативный, дисперсионный. Опыты Мезельсон и Сталь.

6. Направление репликации ДНК. Образование репликативной вилки. Точка ori.

7. Инициация репликации. Факторы инициации. Ферменты репликации.

8. Элонгация репликации. ДНК - топоизомераза, ДНК - затравка, ДНК - полимераза.

9. Элонгация репликации. Лидирующая и отстающая цепи. Фрагменты Оказаки. ДНК - затравка.

10. Транскрипция ДНК у прокариот. Кодирующая и антикодирующая цепи ДНК.

11. РНК - полимеразы. Строение, виды, функции.

12. Инициация транскрипции. Промотор, стартовая точка.

13. Элонгация и терминация транскрипции.

14. Гетерогенная ядерная ДНК. Процессинг, сплайсинг.

15. АРС-азы. Особенности строения, функции.

16. Транспортная РНК. Строение, функции. Строение рибосом.

17. Синтез полипептидной молекулы. Инициация и элонгация.

18. Регуляция активности генов на примере лактозного оперона.

19. Регуляция активности генов на примере триптофанового оперона.

20. Негативный и позитивный контроль генетической активности.

21. Строение хромосом. Кариотип. Идиограмма. Модели строения хромосом.

22. Гистоны. Структура нуклеосом.

23. Уровни упаковки хромосом эукариот. Конденсация хроматина.

24. Приготовление хромосомных препаратов. Использование колхицина. Гипотония, фиксация и окрашивание.

25. Характеристика хромосомного набора человека. Денверовская номенклатура.

26. Дифференциальное окрашивание хромосом, применение этого метода.

27. Классификация мутаций по изменению силы и направленности действия мутантного аллеля.

28. Геномные мутации. Полиплоидии и анеуплоидии, причины их возникновения.

29. Структурные перестройки хромосом: виды, механизмы образования. Делеции, дупликации, инверсии, инсерции, транслокации.

30. Генные мутации: транзиции, трансверсии, сдвиг рамки считывания, нонсенс -, миссенс - и сейсменс - мутации.

31. Физические, химические и биологические мутагены.

32. Механизмы репарации ДНК. Фотореактивация. Болезни, связанные с нарушением процессов репарации.

33. Механизмы репарации ДНК. Эксцизионная репарация.

34. Хромосомные болезни, общая характеристика. Моносомии, трисомии, нулисомии, полные и мозаичные формы, механизм нарушения распределения хромосом в первом и втором мейозе.

35. Хромосомные болезни, вызванные структурными перестройками хромосом.

36. Пол как менделирующий признак. Типы определения пола.

37. Хромосомное определение пола и его нарушения.

38. Дифференцировка пола на уровне гонад и фенотипа, ее нарушения.

39. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями половых хромосом: синдром Шерешевского - Тернера, синдром Кляйнфельтера, полисомии по Х и У- хромосомам.

40. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями аутосом: синдромы Дауна, Эдвардса, Патау.

41. Сущность и значение клинико-генеалогического метода, сбор данных для составления родословных, применение генеалогического метода.

42. Критерии доминантного типа наследования на родословных: аутосомные, сцепленные с Х - хромосомой и голандрические признаки.

43. Критерии рецессивного типа наследования на родословных: аутосомные и сцепленные с Х - хромосомой признаки.

44. Вариабельность в проявлении действия гена: пенетрантность, экспрессивность. Причины вариабельности. Плейотропное действие гена.

45. МГК, цель, задачи. Показание направления в МГК. Проспективное и ретроспективное консультирование.

46. Пренатальная диагностика. Методы: УЗ, амниоцентез, биопсия ворсин хориона. Показания к пренатальной диагностике.

47. Сцепление и локализация генов. Метод картирования, предложенный Т. Морганом.

48. Картирование генов у человека. Метод деда. Цис - и транс-фазы сцепления.

49. Гибридные клетки: получение, характеристика, использование для картирования.

50. Картирование генов с использованием морфологических нарушений хромосом (транслокаций и делеций).

51. Картирование генов у человека: метод ДНК-зондов.

52. Митотический цикл клетки. Характеристика его периодов.

53. Митоз и его биологическое значение. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.

54. Мейоз и его биологическое значение.

55. Сперматогенез. Цитологические и цитогенетические характеристики.

56. Овогенез. Цитологические и цитогенетические характеристики.

57. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное проявление, рецессивность, кодоминирование. Множественный аллелизм.

58. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.

59. Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз, его виды.

60. Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия, ее виды.

61. Хромосомная теория наследственности. Полное и неполное сцепление генов.

62. Зигота, морула и формирование бластулы.

63. Гаструляция. Типы гаструл.

64. Основные этапы эмбриогенеза. Зародышевые листки и их производные. Гисто - и органогенез.

65. Провизорные органы. Анамнии и амниоты.

66. Генетическая структура популяции. Популяция. Дем. Изолят. Механизмы нарушения равновесия генов в популяции.

67. Закон Харди - Вайнберга, его значение.

68. Генетический груз, его биологическая сущность. Генетический полиморфизм.

69. История становления эволюционных идей.

70. Сущность представлений Дарвина о механизмах эволюции живой природы.

71. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические и др.

72. Учение А.И.Северцова о филэмбриогенезах.

73. Вид. Популяция - элементарная единица эволюции. Основные характеристики популяции.

74. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция и их характеристика.

75. Формы видообразования и их характеристика.

76. Формы естественного отбора и их характеристика.

77. Учение А.И.Северцова о биологическом и морфо-физиологическом прогрессе. Главные направления эволюционного процесса.

78. Предмет антропологии, ее задачи и методы.

79. Конституциональные варианты человека в норме по Сиго.

80. Конституциональные варианты человека в норме по Э.Кречмеру.

81. Конституциональные варианты человека в норме по В.Н.Шевкуненко и А.М.Геселевич.

82. Конституциональные варианты человека в норме по Шелдону.

83. Доказательства животного происхождения человека.

84. Место человека в системе классификации в системе животного мира. Морфо-физиологические отличия человека от приматов.

85. Палеонтологические данные о происхождении приматов и человека.

86. Древнейшие люди - архантропы.

87. Древние люда - палеоантропы.

88. Неоантропы.

89. Расы - как выражение генетического полиморфизма человечества.

90. Биоценоз, биотоп, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза.

91. Экология как наука. Направления экологии.

92. Организм и среда. Экологические факторы.

93. Глобальные экологические проблемы.

94. Абиотические факторы: энергия Солнца; температура.

95. Абиотические факторы: осадки, влажность; ионизирующие излучения.

96. Экосистема. Виды экосистем.

97. Адаптивные экологические типы человека. Тропический адаптивный тип. Горный адаптивный тип.

98. Адаптивные экологические типы человека. Арктический адаптивный тип. Адаптивный тип умеренного пояса.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

7.1.1. Основная литература:

 

1. Биология. [Текст]: учебник для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений / ред. В.Н.Ярыгин. - М.: Юрайт, 2011. – 705 с.

2. Пехов А.П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология [Текст]: учебник для студентов медицинских вузов / А.П.Пехов.- М.:ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 656с.

 

7.1.2. Дополнительная литература:

 

1. Ильинских Н.Н. Медицинская паразитология / Н.Н.Ильинских, А.И. Венгеровский, А.В.Лепехин, В.П.Зуевский, Е.Н.Ильинских – Томск.: Печатная мануфактура. – 2001. – 335 с.

2. Генецинская Т.А Частная паразитология / Т.А.Генецинская, А.А.,Добровольский - М.: Высшая школа. Книга 1. – 1978. - 303с.

3. Генецинская Т.А Частная паразитология / Т.А.Генецинская, А.А.,Добровольский - М.: Высшая школа. Книга 2. – 1978. - 292с.

4. Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для студентов медицинских вузов.- М.: МИА, 2003. - 436с.

5. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 1: - 1986. - 309 с.

6. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 2: - 1990. - 379 с.

7. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 3: - 1990. - 366 с.

7. Биология. Учебник/Н.В.Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В.Козарь, С.И.Гуленков.- М.: ВУНМЦ,2000.-592с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.