Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.

РаБОЧАЯ программа

По дисциплине «БИОЛОГИЯ»

Для специальности «060103 (педиатрия)»

Квалификация - специалист

Форма обучения очная

Кафедра биологии и генетики

Курс 1

Семестры 1,2

 

 

Томск

2011г.


 

 

Составитель: кандидат биологических наук, доцент

Н.Н.Плотникова

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии и генетики

Протокол № 7 от «29» августа 2011года

 

Заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор,

_____________________Ильинских Н.Н.«____» ___________ 2011г.

 

 

Согласовано:

1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки, зав. отделом______________ (Вишнякова Г.Н.) «____» ___________ 201_ г.

2. Рецензент доктор медицинских наук, профессор___________ Ваизова О.Е.

3. Председатель методической комиссии по специальности

«060103 педиатрия»_____________________ В.Б.Студницкий

Протокол №____ от «____»____________201__ года

 


1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения в практической деятельности врача; развитие на этой основе навыков системного и критического мышления в отношении биологических основ здоровья человека.

Задачи:

- изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем;

- формирование у студентов представления о человеке, как о центральном объекте изучения в медицинской биологии;

- изучение студентами биосоциальной природы человека, его подчиненность общебиологическим законам развития, единства человека со средой обитания;

- изучение студентами представления о современной экосистемы, действия в ней антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания.

овладение практическими навыками (работа с оптическими приборами, анализ наследственности и изменчивости, кариотипов, построение и анализ родословных, диагностика паразитологических препаратов и анализ результатов, приготовление временных препаратов);

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) специалиста

Данная учебная дисциплина входит в раздел С2.Б.5.

Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – 060103 педиатрия.

 

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения

в цикле гуманитарных дисциплин: латинский язык С1.Б8, биоэтика С1.Б2;

в цикле естественно-научных дисциплин: химия С2.Б3, физики С2.Б1.1.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО код – 060103 педиатрия:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

б) профессиональными(ПК)

-способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий понятийный аппарат (ПК-2);

-способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

-способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-31);

-способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- общие закономерности происхождения и развития жизни, свойства биологических систем, антропогенез и онтогенез человека; знатьосновные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;

- законы генетики и ее значение для медицины; современные методы изучения генетики человека; принципы медико-генетического консультирования; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний у детей и подростков;

- особенности структуры биосферы и экологию, основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом;

- определять митотическую активность тканей;

- объяснять характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков;

- идентифицировать паразитов человека на микро- и макропрепаратах;

- проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

- Схематически изображать хромосомы. Используя эти обозначения, решать задачи на митоз, мейоз, гаметогенез;

- Объяснять причины и возможные механизмы рождения детей с хромосомными болезнями. Иллюстрировать ответ схемами;

- Решать задачи по генетике – на взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом и др. Решать задачи по молекулярной генетике – по редупликации ДНК, биосинтезу белка;

- Составлять родословные, используя стандартные обозначения; анализировать родословные. Составлять и анализировать идеограммы, используя Денверскую систему классификации хромосом;

- Приготовить препараты полового хроматина, определить тельца Барра;

- Решать ситуационные задачи по паразитологии;

Владеть:

- Навыками работы с микроскопом;

- Навыками приготовления временных препаратов;

- Навыками отображения изучаемых объектов на рисунках;

- Навыками определения кариотипов;

- Подходами к решению генетических задач;

- Стандартными обозначениями для составления родословных;

- Денверской системой классификации хромосом для анализа идиограмм;

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, часов.

 

Трудоемкость Количество часов
1 семестр (17недель) 2 семестр (18 недель) Всего часов, зачетных единиц
Общая 90 часов 126 часов 216 часов
Зачетных единиц 2.5 3.5
Обязательная аудиторная, в том числе: Лекции Практические занятия      
Самостоятельная работа
Подготовка и сдача экзамена    

 

5.Cтруктура и содержание дисциплины

Виды учебной работы

Разделы программы Семестр Количество часов по видам занятий
Лекции Практ. занятия Лаб. занятия Семинары Самостоят. работа Всего
1. Введение. Современные представления о сущности жизни.                
2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.              
3. Клеточный и организменный уровни организации живых систем. Размножение. Онтогенез.              
4. Общая генетика. Генетика человека              
5. Гомеостаз    
6. Эволюционное учение.   1,2            
7. Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем.              
8. Медицинская паразитология                
                   

 

5.2. Тематический план дисциплины

5.2.1. Тематический план лекции на 1семестр

Наименование раздела, тема лекций Кол-во часов
1. Тема 1 «Вводная лекция. Биология в системе медицинских наук. Современные представления о сущности жизни.
2. Тема 2 «Структура и свойства ДНК. Репликация ДНК»
3. Тема 3 «Генетический код и транскрипция»
4. Тема 4 «Трансляция и белки»
5. Тема 5 «Регуляция экспрессии генов»
6. Тема 6 «Структура хромосом и организация ДНК-последовательностей»
7. Тема 7 «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»
8. Тема 8 «Эволюция систем органов»

 

 

5.2.2. Тематический план лекции на 2семестр

Наименование раздела, тема лекций Кол-во часов
1. Тема 1 «Основные понятия и закономерности генетики. Взаимодействие неаллельных генов»
2. Тема 2 «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
3. Тема 3 «Сцепление и картирование генов у эукариот»:
4. Тема 4 «Изменчивость и ее формы»
5. Тема 5 «Мутагенез. Репарация ДНК. Мутагенез и канцерогенез»
6. Тема 6 «Генетика человека. Методы генетики человек»
7. Тема 7 «Медико-генетическое консультирование»
8. Тема 8 «Экология человека»

 

 

5.2.3. Тематический план практических занятий на 1 семестр

Тема занятия Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.) Кол-во часов
Аудитор. Самостоят.
1. Оптические приборы и техника микроскопирования практическ  
2. Современные представления о сущности жизни    
3. Медицинская протозоология. Простейшие практическ
4. Медицинская гельминтология. Трематоды практическ  
5. Медицинская гельминтология. Цестоды практическ  
6. Медицинская гельминтология. Нематоды практическ  
7. Медицинская арахноэнтомология практическ
8. Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов практическ  

 

 

5.2.4. Тематический план практических занятий на 2 семестр

Тема занятия Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.) Кол-во часов
Аудитор. Самостоят.
1. Митоз. Клеточный цикл. практическ  
2. Мейоз. Гаметогенез. практическ  
3. Основные понятия генетики и закономерности, установленные Г.Менделем. практическ  
4. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенное наследование. практическ  
5. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. практическ  
6. Сцепление и кроссинговер. Генетические карты. практическ
7. Закономерности изменчивости. практическ
8. Генетика человека. Генеалогический, цитогенетический, популяционно-статистический, близнецовый, дерматоглифический методы изучения генетики человека. практическ  
9. Коллоквиум по теме: «Основные закономерности индивидуального развития. Гомеостаз» практическ
10. Эволюционное учение. Эволюция систем органов практическ
11. Антропогенез. практическ
Общая экология. Экология человека. практическ

 

.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение. Биология в системе медицинских наук. Современные представления о сущности жизни.

Предмет биологии. Биология как наука о живой природе планеты, об общих закономерностях жизненных явлений и механизмах жизнедеятельности и развития живых организмов. История и современный этап развития биологии. Биологические науки их задачи, объекты познания. Связь биологии с другими естественными науками. Уровни организации жизни. Особенности проявления биологических закономерностей у человека. Биосоциальная природа человека.

 

Раздел 2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.