Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть IV. Прикладные аспекты гендерной психологии

Глава 21. Женщина и карьера (П. И. Дынин)................................................... 300

Вводные замечания.................................................................................................. 300

Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов......................................................... 315

Этап 2. Выполнение серии практических заданий.............................................. 316

Этап 3. Завершающая групповая дискуссия.......................................................... 317

Контрольные вопросы............................................................................................. 317

Литература318

Приложение 1. Статистические данные319

Приложение 2. Личностные качества эффективного руководителя321

Приложение 3. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин..................... 325

Глава 22. Изучение гендерных различий в построении имиджа

руководителя (Е.Б. Петрушихина).................... 329

Вводные замечания........................................ 329

Этап 1. Наблюдаемое обсуждение.......................... 331

Этап 2. Обобщение результатов дискуссии.................. 332

Контрольные вопросы..................................... 332

Литература................................................ 332

Глава 23. Гендерная психология как психология больших

групп (Н. Г. Малышева)............................. 333

Вводные замечания........................................ 333

Этап 1. Подготовка группы к докладу........................ 340

Этап 2. Доклады групп..................................... 340

Этап 3. Заключение........................................ 340

Контрольные вопросы..................................... 341

Литература................................................ 341

Приложение. Игра «Путешествие по Планете».............. 343

Глава 24. Методика изучения эффективности лидеров

разного пола (Т. В. Бендас).......................... 347

Вводные замечания........................................ 347

Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка

экспериментальных заданий............................ 352

Этап 2. Формирование диад испытуемых................... 354

Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по

определению эффективности лидеров................... 355

Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера... 357

Этап 5. Математическая обработка данных ................. 357

Этап 6. Интерпретация результатов ........................ 357

Контрольные вопросы..................................... 358

Литература................................................ 358

Приложение. Рисунки к заданиям.......................... 360

Глава 25. Гендерные стереотипы в спорте (Н.С. Цикунова)... 363

Вводные замечания........................................ 363

Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 ........... 364

Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 ........... 365

Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 ........... 366

Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 ........... 366

Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 ........... 367

Контрольные вопросы..................................... 368

Литература................................................ 368

Глава 26. Гендерный подход в практике школьного психолога

(М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева)...................... 369

Вводные замечания........................................ 369

Этап 1. Актуализация теоретического материала............ 378

Этап 2. Практическое задание.............................. 378

Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности

подходов............................................... 379

Контрольные вопросы..................................... 379

Литература................................................ 379

Приложение............................................... 381

Характеристики гендерного и полоролевого подходов

в образовании.......................................... 381

Глава 27. Гендерная экспертиза урока

(М. Л. Сабунаева).................................. 382

Вводные замечания........................................ 382

Этап 1. Вводная часть...................................... 384

Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение

экспертных карт........................................ 384

Этап 3. Обсуждение и выводы.............................. 385

Этап 4. Выработка рекомендаций........................... 386

Этап 5. Домашнее задание.................................. 386

Контрольные вопросы..................................... 386

Литература................................................ 386

Приложение. Экспертная карта для проведения гендерной

экспертизы урока....................................... 387

Глава 28. Психология восприятия насилия: культурный

и гендерный аспекты (О. Л. Данилова)................. 388

Вводные замечания........................................ 388

Этап 1. Работа над вопросами

в мини-труппах......................................... 396

Этап 2. Выстраивание схемы............................... 396

Этап 3. Анализ текста...................................... 397

Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов............ 397

Контрольные вопросы..................................... 398

Литература................................................ 398

Приложение 1. Письмо жены, которую бьет муж............ 399

Приложение 2. Насилие в семье и обществе................. 402

Глава 29. Сексуальность: стереотипы и реальность

(Е.Г. Луковицкая)................................. 404

Вводные замечания........................................ 404

Этап 1. Заполнение опросника, знакомство с автобиографией

Алины (домашняя работа).............................. 407

Этап 2. Групповые дискуссии .............................. 407

Этап 3. Анализ сексуальной автобиографии в малых группах 407

Литература................................................ 408

Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего

заполнения............................................. 409

Приложение 2. Отрывок из сексуальной автобиографии

Алины ................................................. 410

Глава 30. Восприятие гомосексуальности (Е. Г. Луковицкая)... 415

Вводные замечания........................................ 415

Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника .. 417

Этап 2. Работа в малых группах ............................ 417

Этап 3. Обсуждение статьи

о психологическом исследовании личности гомосексуалов 418

Этап 4. Кинолекторий (просмотр фильма).................. 418

Этап 5. Обсуждение фильма................................ 419

Литература.........................,...................... 420

Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего

заполнения............................................. 421

Приложение 2. Психологические особенности личности

мужчин с нетипичной направленностью полового

влечения............................................... 422

Глава 31. Дискриминация и сексизм (И. А. Тупицына)...... 427

Вводные замечания........................................ 427

Этап 1. Введение........................................... 429

Этап 2. Подготовка к дискуссии и заполнение анкеты

о дискриминации (индивидуальная работа).............. 430

Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).....431

Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп,

общая дискуссия)....................................... 431

Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций

дискриминации......................................... 431

Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации.... 431

Этап 7. Подведение итогов занятия......................... 432

Контрольные вопросы..................................... 432

Литература................................................ 432

Приложение. Список ситуаций, для обсуждения

и инсценировки ........................................ 433

Глава 32. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах

(О. Л. Кустова).................................... 434

Вводные замечания........................................ 434

Этап 1. Поиск анекдотов................................... 436

Этап 2. Вводное обсуждение ............................... 436

Этап 3. Анализ анекдотов.................................. 436

Контрольные вопросы..................................... 437

Литература................................................ 438

Приложение. Тексты анекдотов............................ 438

Глава 33. Вместо послесловия: гендерная психология

и направления ее развития (И. С. Клецина)............. 444

Предпосылки развития гендерной психологии.............. 444

Тенденции развития гендерной психологии................. 460

Литература................................................ 466

Приложение............................................... 471


Предисловие

В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, – гендерная тематика – в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность. Если еще несколько лет назад гендерные исследования преподавались лишь в нескольких вузах нашей страны, то в последние годы число высших учебных заведений, реализующих программы по гендерному образованию, выросло в несколько раз. Во многих вузах созданы кафедры, лаборатории и центры гендерных исследований; преподаватели читают учебные курсы и руководят научной работой студентов и аспирантов по гендерной проблематике, включают гендерно-ориентированные темы в обязательные курсы, – прежде всего такие, как социология, история, философия и др. В настоящее время в большинстве вузов гендерные курсы имеют статус спецкурсов, однако в некоторых университетах страны они уже включены в обязательный стандарт учебного плана. Так, например, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по инициативе администрации психолого-педагогического факультета курс «Психология гендерных отношений» с 2000-2001 учебного года включен в учебный план как обязательный курс для всех студентов этого факультета, обучающихся по направлению «психология» (квалификация – «бакалавр психологии»).

Для обеспечения качественного преподавания любой учебной дисциплины необходим комплекс методических материалов, а именно:

1) опубликованные программы курсов;

2) учебные пособия и хрестоматии;

3) практикумы, то есть методические пособия по проведению практических и семинарских занятий.

Что касается первых двух видов методических материалов из приведенного перечня, то ряд изданий такого характера уже опубликован. Это программы учебных дисциплин, учебные пособия, хрестоматии[1]. Однако, методических разработок для проведения семинарских и практических занятий в опубликованном варианте пока нет.

Отсутствие практикумов по гендерной тематике затрудняет работу преподавателя в аспекте использования интерактивных средств обучения студентов. Известно, что знания лучше усваиваются в процессе таких форм обучения, которые способствуют включению личностного опыта студентов в изучаемую тему. Использование практических занятий в «гендерных» курсах помогает преподавателю обратиться к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», способствуют осмыслению студентами индивидуальных гендерных установок и представлений.

«Практикум по гендерной психологии» – это первое отечественное учебное пособие для системы высшего образования, в котором представлены методические разработки семинарских и практических занятий по гендерной тематике. Сделан самый первый шаг по ликвидации пробела в области методического обеспечения гендерного образования с использованием активных средств обучения. В книге представлены 32 варианта проведения занятий по различным темам гендерной психологии. Типы занятий весьма разнообразны: это групповые дискуссии, психологическая самодиагностика, ролевые игры, оригинальные упражнения и задания. Несмотря на то что предлагаемые варианты разработаны для занятий в области гендерной психологии, они также могут быть полезны преподавателям, читающим междисциплинарные курсы (например, «Введение в гендерные исследования», «Гендерные исследования») и специализированные курсы по гендерной социологии, педагогике, истории, культурологии, философии, филологии и др.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.