Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВОСЬМОЙ





Подобное отношение абсолютно противоречит вере и выводит допустившего его из религии, поскольку основой религии считается вера в Аллаха, Его книги и Его посланников. Уважение же к этим святым понятиям является частью веры. Также известно, что насмешки и шутки в отношении указанных понятий гораздо хуже, чем чистое неверие, поскольку это представляет собой неверие плюс неуважение и издевательство.

Следует отметить, что неверные бывают двух видов: противящиеся и противодействующие. И противодействующие — это те, кто сражается против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, порочит Аллаха, Его религию и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что представляет собой самое грубое неверие и самое великое нечестие. К этому же виду относится и насмехающийся над всем этим.

 

Глава 49

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл слов из суры «Разъяснены»: «...Он, конечно же, говорит: “Это — моё...”».

2. Смысл слов «Всё, что мне даровано, — благодаря знанию» из суры «Рассказ».

3. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.



 

Всевышний Аллах сказал:

«А если мы дадим ему [человеку] вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, говорит: “Это — моё, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращён к своему Господу, то, несомненно, для меня у Него — хороший удел”. Истинно, Мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание!»* (Разъяснены, 50)

 

*Всевышний Аллах сказал: «Когда постигнет человека несчастье, он взывает к Нам; когда же Мы обратим его в милость от Нас, он говорит: “Мне это даровано благодаря знанию”. Нет! Это — искушение, но большая часть из них не знает!» (Толпы, 49).

В своём комментарии к этому аяту Ибн Касир писал: «Он [Всевышний. — Ред.] сообщил, что в несчастье человек унижается пред Аллахом, раскаивается пред Ним и взывает к Нему. Если же затем Он обратит это несчастье в милость от Него, то человек переходит пределы дозволенного, распутствует и говорит: «Мне это даровано благодаря знанию». Это значит: “Потому что Аллах знает тех, кто достоин этого. Если бы я не был счастливым у Аллаха, то Он не одарил бы меня этим”. Но Всевышний сказал: «Нет! Это — искушение...» Это значит: “Дела обстоят не так, как он предположил. Мы одарили его этими благами только для того, чтобы испытать тем, чем одарили: подчинится он или ослушается? Но Мы уже знали об этом заранее”».



Всевышний далее сказал: «Говорили это ещё те, которые были до них, но не избавило их то, что они приобрели» (Толпы, 50). Ибн Касир продолжил: «Это значит: “Не правдивы их слова, и не принёсет им пользы их богатство, и не преуспеют они”». Как сказал Всевышний о Каруне, [которого Он облагодетельствовал в этом мире. — Ред.]: «Вот сказал ему народ его: “Не ликуй, Аллах не любит ликующих! Стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью Будущему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует к тебе Аллах, и не стремись к порче на Земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!” Он сказал: “Всё, что мне даровано, — благодаря знанию”...» (Рассказ, 76—78). Мирские блага — это искушение, и в этом — напоминание для людей размышляющих!

 

Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: «Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это».

Ибн Аббас сказал: «То есть я сам себе сделал эту милость».

 

Всевышний также сказал:

«Он сказал: “Всё, что мне даровано, — благодаря знанию”...» (Рассказ, 78).

 

Катада сказал: «Здесь выражение “...благодаря знанию...”означает “благодаря приобретённому мною знанию”».

Некоторые другие комментаторы сказали: «Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его», — что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: «Это было даровано мне в знак почёта».



Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокажённый, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокажённому, ангел спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Прокажённый ответил: “Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди”. Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета. После этого ангел спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Верблюдов или коров”. И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха".

Придя к плешивому, ангел спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Плешивый ответил: “Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Коров или верблюдов”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха".

Придя к слепому, ангел спросил его: “А тебе чего хочется больше всего?” Слепой ответил: “Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Овец”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь”. Он ответил: “Но ведь это принадлежит не только мне одному...” Тогда ангел сказал ему: “Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это по праву старшинства”. Ангел сказал: “Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!”

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: “Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!"

Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь”. Он ответил: “Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху”. Тогда сказал ему ангел: “Оставь себе своё богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей”».

 

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ДЕВЯТОЙ

В данной главе речь идёт о том, что человек, заявляющий, что все ниспосланные ему блага и имущество он заработал собственным трудом, ловкостью и умением, и что он заслуживает этого, полагая, что Аллах ему что-то должен, тем самым ущемляет право Аллаха. Подобные заявления противоречат принципу таухида, поскольку истинный верующий признаёт, что все явные и скрытые блага ниспосланы Аллахом, и воздают Ему за это свою благодарность. Тем самым он укрепляет собственное благочестие и праведность и использует эти блага для того, чтобы быть ещё более покорным Аллаху. Он не считает, что Аллах ему что-либо должен, равно как и не считает, что имеет какое-либо право в отношении Аллаха, поскольку все права принадлежат Ему, а человек является всего лишь покорным рабом. Тем самым достигается подлинная вера и совершенный таухид. В противном же случае человек проявляет неблагодарность Дарующему Божественные блага и приходит к самовозвеличиванию, что является одним из величайших пороков.

 

 

Глава 50

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 190 из суры «Преграды».

2. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.

3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности.

4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом*.

5. Салафы подчёркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.

 

*Доисламские язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорождённых девочек живыми, о чём сказал Всевышний: «...И когда зарытая живьём будет спрошена, за какой грех она была убита...» (Скручивание, 8—9).

 

Всевышний Аллах сказал:

«Когда же Он даровал им здорового ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им...» (Преграды, 190).

Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: “Я — ваш господин, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвёт тебе живот”. Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом (Аль-Xарис, букв. «пахарь» — имя Иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб Иблиса» [«раб Шайтана». — Ред.]). Однако они отказались повиноваться ему, и ребёнок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мёртвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» (Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».

По поводу же высказывания Всевышнего «“Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!”» (Преграды, 189), Муджахид сказал: «Они боялись, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и другие.

Ибн Хазм сказал: «Они [салафы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абд Умар (“раб Умара”), Абд аль-Кааба (“раб Каабы”) и т.п., является запрещённым. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб»*.

 

*Ибн Хазм сообщил: мусульманские учёные единодушны в своём мнении по поводу запрещения всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его Единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: «Всякий, кто в небесах и на Земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом» (Марйам, 93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: «Разве же Аллах недостаточен для Своего раба..» (Толпы, 36).

Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на женщине из рода бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: «Это — раб аль-Мутталиба (араб. “Абд аль-Мутталиб”. — Ред.)». Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — сын Абд аль-Мутталиба». Впоследствии Абд аль-Мутталиб стал вождём племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилиййи. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.