Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства массовой информации

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации — печати, радио, телевидения. Прямо или косвенно они участвуют в формирова­нии мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его уча­стие в общественной жизни, организацию досуга.

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности! Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печат­ного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуго­вой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику; Развивающая и рекреационная роль печати, радио и теле­видения определяется свойственными им социальными функциями. Сущность этих функций довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль.


Динамика развития и широкий "разброс" духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания активности читателей, телезрителей или радиослушателей — также общая особенность радио, телевидения и печати.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматривае­мых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя.

У радиожурналистики, например, большие, чем у газет и телевиде­ния, возможности для оперативной подачи социально-культурной ин­формации, распространения музыкальных программ. Радио, естествен­но, интенсивнее используется как информационный канал, как средство музыкально-эстетического воздействия.

Есть свои сильные стороны и у телевидения — синтетического вида журналистики. Это, прежде всего, наглядность, достоверность, создание иллюзии сиюминутности происходящих на экране событий и соприча­стности им телезрителя. Телевидение добивается наивысшей эмоцио­нальности, используя сочетание изображения и звука.



По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организующую роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помотает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах; быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные кон­такты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим теле­передач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми1. Кроме того, телевидение способствует возникновению благоприятного эмоционального состояния, чувства общительности, раскованности, хо­рошего расположения духа.

В свою очередь, пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и общении, дискуссион­ной постановке вопросов. Мотивы, по которым люди отдают предпоч­тение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходи­мости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевиде­нию можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ пуб­лицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информаци­онных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информа­ции.


Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как пра­вило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания насе­ления. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет жур­налистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступле­ний.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практиче­ские вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в реше­нии которых участвуют местные государственные и общественные

структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельно­сти. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кро­потливом анализе работы многочисленных социально-культурных инс­титутов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятель­ности определяются их двумя органически взаимосвязанными функци­ями — информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-куль­турными институтами задачи — активно участвуют в создании необхо­димых условий для полноценного отдыха и развития людей.

14. Учреждения и организации социально-культурной сферы

Социальная политика направлена на создание наиболее благопри­ятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрахявляется интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогаще­ния и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного мес­тожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

 


Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, обра­зованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристском маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер, не всегда отличается сплоченностью. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учрежде­ний, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной "костяк" организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, твор­чества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители санаториев, пансионатов, домов отдыха, тури­стических гостиниц и баз, а также штат специалистов — организаторов, досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пиани­сты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб. Координация всей культурно-досуговой деятельности, как правило, возлагается на культсоветы — постоянно действующие структуры, в состав которых входят обычно штатные культработники и представители администрации и общественных организаций санатория, дома отдыха, пансионата, турбазы. Утверждаются программы и графики досуговых мероприятий, рассматриваются текущие вопросы, связанные с содержанием и организацией культурного обслуживания отдыхающих. Материальную базу досуговой деятельности в здравницах и тури­стических учреждениях предоставляют общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, тури­стические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные стан­ции и т.д.

Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и ту­ристических учреждений сегодня определяется рыночными отношени­ями, стоимостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуго­вой деятельности ставит целью информацию и организацию познава­тельной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение (главным образом в санаториях), направленное на обучение людей способам профилактики заболеваний и укрепления здоровья, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием. Коммуникативная функция — функция организации общения от­дыхающих для обсуждения актуальных вопросов и тем, непринужден­ного обмена информацией о текущих событиях, профессии, образе жизни, интересах и увлечениях, сопоставления оценок, мнений — также, бесспорно, помогает сплочению досуговой общности.

 

 


Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, орга­низации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмо­циональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здрав­ницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением — восстановлением сил и здоровья людей. Имен­но поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство ин­формационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных эле­ментов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и тури­стических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и ки­нообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортив­ные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знамена­тельных дат календаря и в- соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведче­ских, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опро­сов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскур­сии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сель­скохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоров­ления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными,


 


конными, велосипедными и лыжными и т.д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, кол­лективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллек­тивов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцер­тов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотеч­ное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля — спра­вочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одно­временно с индивидуальной работой с читателями организуются лите­ратурные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты.

В работе с очередным потоком отдыхающих (особенно в начале смены) велика роль хорошо продуманной и поставленной рекламы. Люди, приезжающие в здравницы и на турбазы, вправе рассчитывать на исчерпывающие сведения о содержании предлагаемого досуга, пред­стоящих мероприятиях, на знакомство с составом культорганизаторов, графиками и тематикой экскурсий и т.д. Эта информация помогает каждому удовлетворить свои потребности, выбрать форму досуговой деятельности и найти соответствующих партнеров.

Современные клубные структуры (государственные клубные уч­реждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприя­тия) — это социально-культурные институты, где реализуется профес­сиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлет­ворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клубом. Между тем еще задолго до Октябрьской революции понятие "клуб" означало свободную самодеятельную и самоуправляющуюся организа­цию граждан, объединившихся на основе общности интересов. Однако в 20-е гг. понятия "клуб" и "клубное учреждение" были отождествлены. Это произошло на волне захлестнувших клубную сеть административ­но-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объ­ектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные организации суще­ствовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Эта деятельность осуществляется в

 

 


свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее результаты носят, как правило, некоммерческий характер. Как добровольно объе­диняющаяся общность людей клуб может приобрести статус обществен­ной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

Таким образом, клуб в широком понимании — это государственная, общественная, коммерческая, частная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культу­ры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании куль­турных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любой иной структуре клубного типа предоставляется право совер­шения различного рода сделок и иных юридических актов, необходи­мых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреж­дениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художест­венной самодеятельности и технического творчества, клубы по интере­сам и другие инициативные формирования, в том числе и кооператив­ные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, ком­мерческие совместные и малые предприятия и объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные органи­зации, фонды и движения, а также отдельные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Федерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава орга­низационного комитета, предоставляют устав клуба, разработанный в соответствии со сложившейся уставной практикой и принятый решени­ем общего собрания коллектива сотрудников клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Муниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его проти­воречия Конституции и действующему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функ­циональному назначению.


Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им действующего законодательства осуществляют государственные органы, зарегистриро­вавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государ­ственно-кооперативных предприятий и объединений культурно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика диктует и направляет эти процессы.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, обще­ственных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, соста­ву книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учеб­ные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиоте­ки.

К массовым библиотекам государственного подчинения относятся: государственные публичные библиотеки, областные и краевые массо­вые, юношеские и детские библиотеки, окружные, районные и городские массовые (взрослые) и детские библиотеки, сельские и приклубные библиотеки, обслуживающие население по территориальному признаку. Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавателей, уча­щихся высших и средних специальных учебных заведений, общеобра­зовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерче­ских учебных центров.

Научно-технические и специальные библиотеки рассчитаны на об­служивание более узкого круга специалистов — работников производ­ственной сферы, сотрудников научно-исследовательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и других специальных учреждений. Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация мас­сового отдыха и развлечений, проведение информационно-просвети­тельной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения го­рода, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природ­ные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами,

 

 


 


зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площад­ку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-чи­тальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эф­фективного отдыха, оздоровления человека.

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплек­тованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций.

Музейная сеть включает следующие социально-культурные инсти­туты музейного типа, которые находятся в ведении государства, ве­домств либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и от­раслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, ли­тературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комп­лексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектур­ные, архитектурно-ландшафтные, военные и др. Большую группу состав­ляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются такие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимозаполняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными институтами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание социаль­но-культурных центров и комплексов), специализация некоторых со­циально-культурных институтов, расширение сети специализирован­ных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др.

Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность гра­ниц, разделяющих отдельные досуговые "ниши", методику и сферы влияния деятельности клуба, библиотеки, кинотеатра, музеев, парков и других досуговых центров.

Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-зрелищная, по существу "клубная", деятельность: шоу-программы, игровые кон­курсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллекти­вов, сеансы экстрасенсов и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить боль­ше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.

 


 


Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубам. Например, библиотеки неплохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогической инфор­мации на целевую аудиторию, в справочно-информационной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекци­онеры, любители музыки, живописи.

Региональная социально-культурная политика подразумевает гиб­кую, маневренную, экономически обоснованную тактику использова­ния средств и возможностей разнотипных досуговых институтов. Важно не только знать, но и умело регулировать процесс перераспределения функций между ними. Взаимозаменяемость социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их пре­имущества, кадровые ресурсы и материальную базу.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структурой, общественно управляемым институтом являются современные межве­домственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры от­крытого типа. Такие центры создаются и функционируют в разнотип­ных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, научных и военных городков, рабочих поселков, сельских поселений. Они пред­назначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организа­ции любительских объединений и клубов по интересам, развития различных видов социально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гуманитарного, технического, художественного, прикладно­го творчества, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров откры­того типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, обществен­ному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенциальные возможности социальных институтов — семьи, жилой среды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Среди целого ряда концептуальных подходов к определению сущ­ности социально-культурного комплекса (центра) наиболее близкой авторам представляется позиция Е. М. Клюско, в соответствии с которой центр или комплекс видится, во-первых, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-досуговая деятельность соци­альной общности, связанной единством территории проживания, а во-вторых, как не единое здание, а совокупность зданий и даже традиционно сложившихся мест отдыха, встреч, общения — парков, улиц, набережных и т.д1.

Действительно, комплексы и центры выступают как место опреде­ленной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих


поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные цент­ры и комплексы становятся привычной, "своей" площадкой или терри­торией для относительно постоянного состава населения (детей, подро­стков, молодежи, отдельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т.д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвиж­ный контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возмож­ность свободно осуществляемого выбора.

Исходя из этого, правомерно предложить следующую классифика­цию социально-культурных центров и комплексов, участвующих в реализации социального заказа:

а) по основному профилю деятельности — полифункциональные
(многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в
следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том
числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстети­ческие; спортивно-оздоровительные; научно-технические;

б) по социальной ориентации — дошкольные, детские, подростко­вые, молодежные, студенческие, центры артистической молодежи и т.д.

На практике деятельность центров досуга отнюдь не выделяется в обособленное, автономное направление, а предстает как органичная составная часть единого процесса социальной воспитательной деятель­ности с ее внутренними и внешними связями. Весьма ощутима много­вариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демогра­фическими особенностями. Она привела на практике к возникновению большого числа разновидностей современного социально-культурного центра открытого .хила. К наиболее характерным из них относятся:

межведомственные многопрофильные городские и поселковые госу­дарственно-общественные центры клубного типа, например клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса (СППК) № 5 "Лужники" Москвы;

инвариантные модели межведомственного культурно-воспитатель­ного центра общегородского или поселкового типа, организующего досуговую деятельность во взаимодействии с муниципальными органа­ми, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями, например культурно-спортивный центр МЖК "Сабу­рово" в Москве и др.;

инвариантные модели современного одно- и многопрофильного под­росткового клуба или центра на межведомственной основе, предпола­гающие полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне (клуб "Калейдоскоп" микрорайона "Домостроитель", подростковый центр Магнитогорска, подростковые клубы и объединения на базе СПК Альметьевска, подро­стковые клубы в микрорайонах Тюмени и др.);

семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы—малые
предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и
взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой дея­тельности (клуб-кооператив "Отцы и дети" на базе школы № 1.6
7 – 654 97


Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объеди­нения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания; межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-вос­питательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осущест­вляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр — это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творче­ской, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомст­венных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров — собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социаль­ного, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего эко­номико-географические, этнические и другие особенности данного ре­гиона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры соци­ально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров нахо­дит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

 

 


тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способ­ствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творче­ской досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и само­утверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.