Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические корни досуга





Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализирован­ного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням1.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия ''досуг". Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски первородного понятия "досуг".

См.: Бакштейн И. М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры. Дис. ... канд. филос. наук (ИСИ АН СССР). М., 1985; Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Автореф. дис. ... доктора филос. наук. Л., 1981.

3* 35


Слово "досуг" со значением свободного или удобного времени (по досугу — по умению, при случае) употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово "досуг" трактуется довольно широко и озна­чает время, достаточное для какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.



В толковом "Словаре живого великорусского языка" В. И. Даля читаем: "Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела". Следовательно, уже в XIX в. слово "досуг" имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: "Был бы друг, будет и досуг"; "Работе время, а досугу час" и др.

Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от того же корня: "Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки".

Близкое толкование слова "досуг" мы находим и в современном словаре русского языка С. И. Ожегова: "Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий — свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни".



Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции разли­чались на практическом уровне, имели одинаковое значение в существе жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась

ее частью.

Что касается термина "досуг", то, по мнению целого ряда ученых, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. Как в аграрный период, трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упорно, в плохую — ослабляли работу либо совсем не работали. Работа имела свой естест­венный цикл, отмечаемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В центральных и северных районах с континенталь­ным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сме­нялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.



Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого на-


рода. Досуг подчинен логике народного календаря.. И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необходимо в процессе социаль­но-культурного проектирования и реализации досуговых программ постоянно ориентироваться и учитывать вековые традиции опоры на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип "календарного" функционирования традиционных народных культур, находить адекватные календарю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового культуротворчества.

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей ог­ромный культурно-воспитательный потенциал семьи — этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение име­ет и общекультурная обрядность, коллективное общение "всем миром", иначе сказать, "общемирская обрядность". В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Общих, "мирских" обрядов было, как правило, не более трех-четы­рех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и вечерки, где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные ме­роприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответ­ственно этому большинство, например, европейских цивилизаций име­ло более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, неработающих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы осуществлять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII в. Ж. Лафонтена, например, жалуется: "...монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых". К концу XVII в. французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мирить­ся со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано тер­мином "досуг". Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой "досуг" не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а скорее всего занимает место самой работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и тра­диции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результа-


 


тивности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, пло­дотворно поработавший человек способен полноценно, с полной само­отдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. По­словица "Рукам работа — душе праздник" убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность — некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если "без­делье — мать всех пороков", то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначе­ние. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвиже­ния к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свиде­тельствует опыт изучения традиционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. "Не учи безделью, учи рукоделью" — эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на поси­делках и вечеринках. За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочета­ние в одном действии двух начал: утилитарно-практического и досуго-вого, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционно культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. "Мешай дело с бездельем — прожи­вешь век с весельем" — гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга по­средством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некото­рые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальными необходимостями.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теорети­чески, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их от­сутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникно­вение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных обществах развиваю-


щихся стран, входящих сегодня в предындустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

7. Современные концепции досуга и досуговой деятельности

В современной социально-культурной теории и практике существу­ют различные досуговые концепции — точки зрения, трактовки, спо­собы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их восстановлением.

Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановле­ния (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики . рассматривают досуговую деятельность с узко "производственных" позиций — лишь как условие для того, чтобы нормально функциони­ровало производство. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая выполняется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное твор­чество личности. Эту деятельность в свое свободное время человек волен выполнять или не выполнять по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе


досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для чело­века принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диа­пазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других — его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других может носить де­структивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объек­тивной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физи­ческими способностями, интеллектом, желаниями человека и характе­ризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Она отличается огромным разнообразием (социологами установлено около 600 видов досуговых занятий).

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досу­га. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабо­чее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья теплых морей — Черного и Азовского, Прибал­тика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеарские и Канарские острова в Ат­лантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные тер­ритории Италии, Испании, Греции и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, проводится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти центры носят многопрофиль­ный характер либо специализируются на лечении определенных болез­ней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезоном, деятельность других зависит от сезон-


ных условий. Лечебно-профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной период, реже — на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринима­ется как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункцио­нальное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры. Так, например, в обобщенное понятие культурного комплек­са в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц — Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобрази­тельного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел, — словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, костюмами, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокультурной среды в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водохра­нилищ.

В процессе социологических исследований установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга сущест­венное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориен­тация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой дея­тельности, информация о возможности удовлетворения досуговых по­требностей. Национальные особенности и элементы этнической куль­туры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу. И наоборот, люди, проживающие в новых городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы города, выез­жают в пригородные зоны отдыха.

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельно­сти городских жителей. Культура досуга на селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, было связаны с праздниками, многие из которых вошли в


жизнь с христианской культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени зависит от организации производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятель­ности в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства массовой инфор­мации, мода, музыка и другие "городские ценности" глубоко проникли в село, различия в досуговых потребностях и культурных предпочте­ниях жителей села и города ощутимо исчезают.

В содержании досуга и досуговой деятельности населения в послед­ние десятилетия возросло влияние возрастных и сословных субкультур — подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенческой, гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкультур при­вносит в систему досуговых ценностей, досуговых традиций и обычаев свои черты.

Местом реализации культурно-досуговых инициатив различных социальных слоев выступают музеи-заповедники и монастырские ком­плексы, театры и выставочные залы, дворянские и офицерские собра­ния, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки, видеосалоны.

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции. Они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природ­ных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха де­тей, молодежи и взрослых.

Основу экологических концепций составляют два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности. К первому типу относится максимальная при­способленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремление людей сохранить уникальные по своему физическому и эстетическому воздействию природные элемен­ты: чистоту воздуха, лесных массивов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны и флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха "на природе", реальная площадь естественной природной среды из-за разрушительных действий человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организа­ции национальных парков, заповедников, природоохранных зон, к благоустройству и восстановлению разрушенных участков живой при­роды.

Второй тип отношения состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения, размещения в зеленых зонах многочисленного контингента отдыхаю­щих. По существу природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами,


скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти и другие технические элементы (спортивные, игровые площадки, кемпинги, автостоянки и т.д.) улучшают комфортность условий отдыха и намного увеличивают пропускную способность комплексов. Острейшей пробле­мой в связи с этим является предотвращение деградации природы от воздействия технических систем, борьба с загрязнением воздуха и воды коммунальными отходами, стоками с сельхозугодий, выхлопными газа­ми от автомашин и т.д.

В экологических концепциях 50—60 гг. досуговая деятельность рассматривалась как средство охраны природы. Считалось, что уже сам процесс досугового освоения территории, превращения лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гаран­тией максимального сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали предложения о том, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались частью запо­ведного фонда России. Забота об экологической чистоте досугово-оздо-ровительных и культурных центров закономерна и с социальной точки зрения оправданна. Требования к природоохранной и досуговой (рекре­ационной) деятельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблуждаются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятель­ности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рекреаци­онная деятельность, даже в местах кратковременного размещения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено использование моторных средств передвижения (автомаши­ны, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в современном виде является хозяйственной деятельностью и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного воздействия на природу. Речь, следователь­но, может идти о жестком ограничении способов использования земель­ных и водных угодий, ухудшающих' условия сохранения основных природных ценностей, ведущих к утрате ими своих лечебных и оздоро­вительных свойств.

На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности.

Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональ­ных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолют­но нереально рассчитывать на увеличение свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды — проезд к месту работы и обратно, уборку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного исполь­зования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспе-


чение рациональных затрат, восстановление и развитие сил человека.

Проблема актуальна, ло вряд ли разрешима в современных услови­ях, хотя бы потому, что затраты времени на непреложные занятия, например на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, приходящейся на человека, расширения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затраты времени на покупки (отсутствие очередей, широкий ассорти­мент, свобода выбора товара не сокращают, а увеличивает их).

Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторону. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочис­ленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специаль­ной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоубизнес, артбизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помощью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы (досугового предприятия, центра, до-суговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой систе­мы действует по формуле "потребитель получил досуговую услугу, а моя фирма — соответствующую прибыль". Поэтому в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических систем, позволяющих оказывать высококачественные и высокооплачиваемые услуги.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится по существу клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту концепцию, государственным, общественным, коммерческим структурам надо позаботиться о расши­рении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента дешевых услуг, доступных людям, обладающим крайне низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круи­зов из-за усложнения обслуживания речных и морских судов, создания повышенных комфортных условий, в результате этим видом услуг пользуются лишь элитные слои населения.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существен­ное влияние оказали долгое время господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции.

Социально-управленческие концепции явились продуктом команд­но-административной системы. Вместо того чтобы обеспечить, как подобает любому органу управления, сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализа­цию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции прак­тически установили жесткую регламентицию досуговых центров, всех


видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль играли общественно-политические, идеологические, административные, внеэкономические рычаги управ­ления досуговой сферой.

В течение многих десятилетий социально-управленческие концеп­ции досуга в стране не имела надежной научной базы, четко выверен­ного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольствовалось весьма примитив­ными формами) и господства ведомственного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложились определенные стереотипы и идеалы.

Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовлетворя­лись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной период. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочно­го отдыха — в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабили­тация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это привело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно подростков и молодежи, наполнялась негатив­ными и асоциальными способами проведения досуга, формировалась антикультура в образе жизни некоторых социальных групп.

Проблема досуга населения решалась в основном путем создания крупных, многоместных досуговых и рекреационных комплексов — санаториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Дворцов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеатров, ста­дионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санатории открыва­лись вблизи крупных городов вне зависимости от того, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, природная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосредственной близости от пред­приятий, а не в жилых районах.

Существовала жесткая административно-ведомственная подчинен­ность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудящихся и членов их семей.

Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали непри­емлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской местности — межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоя­щему времени превратились в летние места пребывания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей плату. Широко распростра­ненные в свое время турбазы трансформировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ограниченными экскурсионными ре­сурсами.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанав­ливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг


определяется как поиск состояния удовлетворения — состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удоволь­ствия, развлечения — одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Вообще на содержании досуга как социально-культурного явления серьезно сказались негативные последствия остаточного принципа, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная регламен­тация. Это привело к неприятию гедонистической природы досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функции досуга как чисто потребительской по своему содержанию. Этого оказалось доста­точно, чтобы объявить несостоятельность' гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий "общение", "творчество", "отдых" и других, относящихся к характер­ным процессам социально-культурной деятельности. Например, термин "общение", хотя и употребляется весьма часто, характеризуется одно­значно как средство достижения какой-либо цели (обучения, воспита­ния) и значительно реже — как самоцель, как огромная ценность сама по себе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, на­пример, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или выпол­нения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос "доволен ли человек?" является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятель­ности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисципли­не, добровольным усилиям или даже направленности на вознагражде­ние.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характе­ристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полно­ценным, обедняется..

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и суще­ственным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная при­надлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают актив­ные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприя-


тия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются мате­риальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложив­шиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия.

Справедливо рассматривать современный досуг как социально от­крытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельно­сти. На практике утвердилось множество различных досуговых инсти­тутов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально-культурной категории характерно дина­мичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, называемую культур­ным пространством. К этим процессам относятся:

непрерывное группообразование в сфере свободного времени, кото­рое обусловливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досуговых общностей;

рост или стагнация досуговой квалификации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.