Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИЗАНТИЙСКИЕ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ И ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СССР В VI—XII вв. н. э.

 

Основные источники по истории СССР в VI—XII вв. могут быть разделены на три группы: источники византийские, западноевропейские и восточные. Из последних в особые группы должны быть выделены армянские и грузинские источники, а также еврейско-хазарская переписка. Каждая из этих групп источников освещает разнообразные части территории СССР. Особо важное значение имеют византийские и восточные источники.

Обособившаяся с конца IV в. от Рима Восточная Римская (Византийская) империя сталкивалась на севере со многими соседними народами. На Балканском полуострове империя защи -

 

[20]

 

щала свои границы от многочисленных племен, переходивших через Дунай и нападавших на нее. Поэтому ранние и ценные известия о гуннах, готах и славянах мы находим прежде всего именно в византийских источниках. В них же имеются ранние известия о руссах и начальной истории Киевского государства IX—X вв. Византийские источники имеют громадное значение для истории Кавказа, а отчасти и Средней Азии, так как Византия постоянно вела войны на восточной границе и была сильно заинтересована в делах Грузии и Хазарского царства.

Восточные источники по истории СССР имеют особенно важное значение для истории Кавказа, Средней Азии и Нижнего Поволжья, входившего в состав Хазарского и Булгарского царств. Значительно меньший интерес представляют восточные источники для истории славян и Киевского государства; о последнем восточные писатели дают немногочисленные и путанные сведения.

Наконец, западноевропейские писатели первого тысячелетия нашей эры говорят о Восточной Европе лишь попутно и редко. Их известия относительно многочисленны только для XI— XII вв. и имеют значение для истории Киевского государства.

 

Византийские источники

 

Многочисленные сведения о славянах и народах Причерноморья и Кавказа, а отчасти Средней Азии, имеются в трудах византийских историков.

В VI в. написал свои исторические труды Прокопий. Он был советником и секретарем Велизария, виднейшего византийского полководца VI в. Прокопий был свидетелем ряда важнейших событий. Его «История в восьми книгах» (более известна под названием «Истории войны») рассказывает о войнах Византии— против персов, вандалов, готов и других, народов — до 554 г. В первых двух книгах говорится о войнах с персами, в III—IV — с вандалами, в V—VII — с готами, а последняя часть является как бы дополнением к предыдущим. Прокопий пользовался различными источниками, в том числе каким - то ранним сочинением по истории Армении. Изложение современных ему событий он дает, главным образом, на основании личных наблюдений. В «Истории» Прокопия рассказывается о славянах и гуннах, наступавших на Балканский полуостров: «Гунны, Скла - вины и Анты, соседи Склавин, почти ежегодно, переправляясь через Истр, нападали с великим войском на Римские пределы».



По словам Прокопия, к северу от Черного моря (Понта) живут «бесчисленные племена антов», говорящих на том же языке, что и «склавины» (т. е. те же славяне). Очень интересные сведения имеются у Прокопия об остатках готов у берегов Азовского моря и болгарах, которых он считает гуннами. В защиту от варваров император Юстиниан заново укрепил города в Крыму, в том числе Херсонес, и построил крепости Алустон (Алушта) и Горсувит (Гурзуф). «Страну же между Херсоном и

 

[21]

 

Боспором держат в своих руках варвары, преимущественно гунны».

Дополнением к известиям Прокопия служат сочинения двух византийских историков VI в. — Агафия и Менандра. Агафий рассказывает о царствовании Юстиниана за 552—558 гг. и, таким образом, продолжает Прокопия. Менандр говорит об аварах, которые уже в 574 г. требовали дани от византийского императора. Не меньший интерес представляют упоминания о славянах в византийском сочинении VII в., «Стратегике», приписываемой византийскому императору Маврикию (582—602). В ней говорится о методах борьбы с наступающими народами, в том числе и славянами, причем сообщаются сведения об их быте и военном строе.

Труды ранних византийских писателей чрезвычайно важны для истории СССР в период VI—VIII вв., являясь для этого периода основным источником.

 

В IX—X вв. внимание Византии было привлечено походами руссов. При крайне малом количестве источников по истории образования Киевского государства известия византийских писателей имеют большое значение. Наиболее ранние сведения о Руси находим в посланиях константинопольского патриарха Фотия (IX в.) и в двух житиях византийских святых.

Фотий впервые упоминает о руссах и их нашествиях на Византию. Во второй своей беседе, относящейся к 860 г., Фотий характеризует руссов как «народ неименитый, народ несчитаемый ни за что, народ поставляемый наравне с рабами, но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, но получивший значение, уничтоженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства». Беседа Фотия отличается риторическим стилем, свойственным произведениям византийских писателей этого времени, но имеет большой исторический интерес как прямое свидетельство о первом походе Руси на Царьград. Характеристика руссов как «кочующего» народа должна быть принята критически, так как славяне жили оседло и земледелие у большей их части было основным занятием.

Не менее интересные сведения по вопросу о начале Руси сообщают два жития, объясненные и подробно разобранные в трудах византиниста В. Г. Васильевского. Первое из них — житие Георгия Амастридского — было составлено неизвестным автором (Амастрида — город в Малой Азии, недалеко от Синопа), невидимому, не позднее 842 г. Однако в житии уже упоминается о нападении руссов на берега Черного моря («было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого»). Руссы, «начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли наконец и до отечества святого» (т. е. Амастриды).

В другом византийском сочинении, написанном не позднее X в., — житии Стефана Сурожского — рассказывается об осаде города Сурожа (Судака в Крыму) руссами и их князем.

Крупный интерес представляет также так называемая «Записка готского топарха», найденная в одной византийской рукописи, на чистых листах которой были сделаны записи ее владельцем в конце X — начале XI в. Автором записей и владельцем рукописи был знатный византиец («топарх»), живший в Крыму (в Крымской Готии). В «Записке» рассказывается об опасностях переправы через Днепр, о зимнем путешествии в Крым и опасностях такого путешествия, а также о сношениях Византии с Русью в период походов Святослава на Болгарию.

[21]

 

Среди сочинений византийских писателей крупное значение для истории СССР имеют труды византийского императора Константина Багрянородного (912—959) (или Порфирородного — Порфирогенита).

Константин Багрянородный имел определенно выраженные литературные интересы, и ему приписывается несколько сочинений. Однако не всегда ясно, что написал сам Константин и что написано по его приказу.

Среди его сочинений наибольшее значение для истории СССР имеет книга «Об управлении империей» (название, данное издателями). В этой книге Багрянородный пишет поучение сыну с наставлением, как следует управлять Византийской империей. В связи с этим он касается соседних народов, сообщая более или менее подробные сведения о Киевском государстве, Хазарском царстве, об Иберии (Грузии) и других странах Кавказа. В сочинении есть главы, рассказывающие о Руси и славянах. Тщательно собирая известия, Багрянородный старался более или менее точно передать славянские и другие названия, что ему не всегда удавалось, так как греческий язык не имеет многих звуков, существующих в языках других народов (например, у славян и грузин). Поэтому названия, приводимые Константином Багрянородным, требуют дополнительной расшифровки и не всегда могут быть удовлетворительно объяснены.

 

В первых 12 главах книги «Об управлении империей» говорится о печенегах, болгарах и руссах, причем доказывается необходимость для Византии жить с печенегами в мире: «когда царь Ромейский [византийский] живет в мире с печенегами, то ни Русь ни Турки не могут совершать враждебных нападений на Ромейскую державу, не могут они и требовать от Ромеев чрезвычайно больших денег и вещей в уплату за мир, боясь силы, которую царь при помощи этого народа может противопоставить им в случае их похода на Ромеев».

В 9 главе говорится о руссах, приезжающих в Константинополь на однодеревках. Константин Багрянородный подробно описывает путь от Киева по Днепру через пороги и называет важнейшие племена восточных славян. Для истории Киевской Руси X в. эта глава имеет исключительно большое значение.

Главы 13—25 рассказывают о турках и арабах, дальнейшие главы (26—37) говорят об Италии, Далмации и славянских землях на Балканском полуострове.

В 38 главе говорится о печенегах, о родословии тюрков и их взаимоотношениях с хазарами. В 41—42 главах дается краткое описание Моравии и земель и городов, лежащих у берегов Черного моря между Дунаем и Волгой. Главы 43—46 рассказывают о странах Кавказа — Армении и Грузии, причем особенное внимание обращается на исторические подробности. Эти части сочинения Константина Багрянородного имеют существенное значение для истории кавказских стран. Главы 48—52 в основном посвящены славянам, живущим на Балканском полуострове. В 53 главе рассказывается история города Херсонеса (в окрестностях современного Севастополя), по - видимому, заимствованная из какого - то особого литературного источника и начинающаяся со времен римского императора Диоклетиана (III в. н. э.). Рассказ об истории Херсонеса заканчивается заметкой, что, «если бы жители Херсона когда - нибудь восстали или пожелали совершить что-либо противное царским повелениям, то все, какие окажутся в столице, херсонские корабли с их грузом должны быть конфискованы».

 

[23]

 

В другом сочинении Константина Багрянородного — «О церемониях византийского двора» (или «Изложение царского чина») — рассказывается о тех многочисленных и пышных церемониях, какие соблюдались при византийском дворе. Константин описывает в частности прием, оказанный княгине Ольге в Константинополе: «Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою...» и т. д. Краткая заметка о приеме Ольги имеет интерес для характеристики взаимоотношений между Византией и Русью в X в. и как свидетельство современника.

В третьем сочинении Константина Багрянородного — «О фемах» — содержится описание Византийской империи, основанное, впрочем, на трудах более ранних авторов. В числе фем Азии описана Армения.

Из византийских сочинений X в. для истории СССР особенно ценна «История» Льва Дьякона Он сопровождал византийского императора Василия II Болгаробойцу во время его походов на Балканский полуостров и описал в десяти книгах войны за 965—975 гг.

В одной из глав своей «Истории» Лев Дьякон рассказывает о походах Святослава в Болгарию. В некоторых случаях автор приписывает Святославу почти те же речи, что и наша Начальная летопись. Особенно подробно говорится о знаменитой битве под Доростолом на Дунае, в которой был убит русский богатырь Сфенкел (может быть, Свенельд наших летописей). Лев Дьякон рассказывает о встрече Цимисхия со Святославом на Дунае после заключения мира, причем описывает наружность Святослава и т. д.

Следует отметить условность терминологии Льва Дьякона, который называет русских византийским названием «скифов» и «тавроскифов». Последним именем византийские писатели обычно называли народы, обитавшие в Крыму (по названию Таврийских гор). Вместе с тем Лев Дьякон не отличается беспристрастием в своих оценках и склонен преувеличивать успехи византийцев.

Лев Дьякон был непосредственным свидетелем войн с Русью, и его замечания очень ценны для истории Киевской Руси X в. В частности он упоминает о том, что князь Игорь был казнен древлянами (разорван между двумя деревьями).

Византийские источники XI—XII вв. также имеют значительный интерес для истории СССР, но они уже теряют значение наиболее достоверных, а иногда и единственных источников, так как от этого времени до нас дошли русские летописи и другие письменные источники.

 

Из трудов позднейших византийских писателей наибольшее значение имеют произведения Иоанна Скилицы, Георгия Кедрина и Иоанна Зонары. Скилица в конце XI —начале XII в. написал византийскую историю за 811—1079 гг. Кедрин писал в то же время и составил компи -

[24]

 

лятивную хронику от «сотворения мира» до 1057 г., использовав труд Скилицы и других авторов. Младшим современником указанных двух авторов был Зон ар а, написавший всемирную историю до 1118 г., которая особенно ценные сведения дает в своей последней части, рассказывающей о царствовании византийского императора Алексея Комнена.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.