Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочтение и уяснение содержания текста.





10.09.11

Истичниковедение в истории России

Григорьев Андрей Александрович

зачет (сл сем - практика)

Учебники (стремные):

- источниковедение истории ссср под ред Кавальченко, м, 1981г.

- источниковеденеи, Кабанов, данилевский, 92г.

Тема1

Предмет и задачи источниковедения.

Источниковедене - нем. 19 в, Вайтснен- вошло в науку. Первоначально понимали, как розыск исторических источников.

18в. - уже проявлялось в виде библиографии. Критическое изучение достоверности источников.

Российские:

-Шлецер (нем, но работающий в России) вывдвинул нск стадий изучения источников:

1. оценка подлиности и сохранности текста,

2. прочтение и объяснение текста,

3. выяснение достоверности (высшая критика).

Источники - это "припас".

Проблема смысла истории, историка. История нужна для познания прошлого, а историка говорить правду. История это также воспитательная наука (Ломоносов).

Основные источники в истории России поначалу это летописи. В нач. 19в. произошел прорыв в источниковой базе (экспед Строева), в оборот вошли источ-ки, которые и не собирались использовать, их стало много. И теперь это нетолько критика (как в 18 в. - критика с позиции здравого смысла), нужны теперь и вспомогательные методов-развитие методологии.



Пазитивисты - в истории познание на опыте, основывается на основе источников. Ланглуа, Шарль Сеньебос -"Введение в изучение истории. Поиск и сбор док-в, анализ, синтез.

Школа аналлов. Люсьен Певр, Марк Бов, Роберт Коленбург (анг). Главное не текст, а историк. Он не создает прошлое, а констуруирует его на основе прошлого. Чисто текс т не дает полного сзанания. => нужно учитывать другие науки (пси, нпр).

С сер. 19 в. в России источниковедение выделяется в отдельную науку (а на Западе она считалась еще истоиической наукой). К.Н. Крюмен, Ключевский В.И., М.О. Коялович, А.А. Шахмотов, А.С. Лаппо-Данилевский(почти первый создал методологию источниковедения, предложил исключить библиографию из источниковедения).

Определений много, основные аспекты:

1. историческая критика,

2. филологическая критика,

3. интерпритация.

После 1917г. исследования в обл источн-ия были заброшены, изучались археологией какое-то время. В 30-е г. были разработки. С сер. 50х дискусския о том, что это такое вообще. Определний свыше 32х. Есть 2 осн группы:



1. ист-ие как комплекс дисциплин - не суще-т, это обощенное название дисциплин, связанных и изучение источников. Это собирательное название.

2. это отдельная отрасль исторической науки. Имеет свой предмет, задачи, методы. Да, она исп результ др наук. Лекции строятся на этом положении.

Источниковедение - самостаятельная отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику , выявление, изучение и использование исторических источников, преимущественно письменных.

Предмет:

-теория и методика

- изучение закономерностей пояления и развития источника, форм и способов отображения в них исторического процесса.

историк - изучает источники, нужные для его исследований

источниковед - требует выявления всей инфо, выясняет информационные возможности источника, помагает оценить значение каждого источника.

Источник- носитель инфо, ист фактов.

Задачилогически вытекают из его предмета.

1. Разработка теоретико-методологичеких приемов анализа источников.

2. выявление комплекса исторических источников.

3. опр-ие доставерности источника.

4. разработка методов выявления содержащихся в источниках информации.

5. опр-ие достоверности показаний источника.

6. опр-ие спсб использования источника.

7. разработка системы поиска инфо об источниках.

Исторический источник-гл объект ист-ия.

мно-во определений. до 19 века = остатки, предения, традиции и т.д. Со 2й половины 19 в. = уже что-то особенное.

Это паметник материальной или дух-ой кул-ры, созданный в конкретных условиях общ-ого развития и несущий адекватную инфо о прошлом. (это результат каких-то действий, прямая связь).



Особенности:

1. Все источники созданны человеком. (полезные ископ не источники).

2. Каждый источник создается с опр целью.

3. Закл в себе какую-то инфо.

4. Это прямой или опосредованный результат каких-то событий, явлений и процессов.

5. одно из составляющих человеческой культуры.

6. не тольок отображает рельность, но и может влиять на реальность.

Это абстрактное понятие. в природе источника не существует.

Взаимодействие источниковедения с др предметами, науками, дисциплинами.

1. История. Не только обслуживает ее, но и пользуется результатами конкретных ист исследований.

2. Филосовский цикл (Флс, ист флс, методология флс) помогает уяснить методологический механизм, место источника.

3. ВИДы. Способствует правильному прочтению источника, уяснению смысла.

4. Историческая география.

5. Историческая филология - изхучение лит-ры прошлых лет, помогает понять особеннсоти лотображения.

6. Археология.

7. Историография. использование результатов, достигших предшественники.

В общем, связанна с др общ-ыми науками.

Тема 2.

Классификация исторических источников.

Необходимость классификации обуслаливается большим кол-ом источников. Нужна для организации материала, для решения исследовательских задач. Для взаимодействия со смежными дисциплинами. Для удобства поиска конкретной информации. Для отработки методов исследования.

Классифицировать их оч сложно, т.к. их очень много и все они не похожи др на др, также они часто взаимопроникают др в др. Различаются по происхождение, целям и т.л. \=> гл. проблема это проблема критерия.

Классификации:

1.остатки и придания (опосредованный рез-т событий). критика этой кл. слишком мало.

2.Пушкарев, 75г. Наиболее приемлемая. По типам, родам и видам.

17.09.11

Тип – объединение источников по спсбам кодирования и хранения инфо:

1. письменные: делятся на 2 рода:

-нарративные/повествовательные (результат деятельности частных лиц или науч организация. главное в них это оценка факта. возникают намного позже чем это событие произошло, как правило. язык либо лит-ый, либо разговорный):

· личное

· научные

· худ-ые

· исторические, эта разбивка не оч понятно, конкретно в эту гр входят: летописи, мемуары, личные письма, худ лит-ра, публицистика, религиозные источники, переодика, научные произведения. Многие источники могут быть синтетическими, переписка и т.п.

-документальные (отражение факта, возникают либо в ходе события, либо после него. для них характерен канцелярский язык):

· актовые

· делопроизводственные / канцелярские

· статистика

· картографические

Вид - исторически слож-ся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью вн формы, единством происхлждения и назначения. Кол-во видов на разных этапах развития было разным.

2. веществннные,

3. этнографические,

4. устные/фальклорные,

5. лингвистические,

6. кино-фотодокументы,

7. фоно-аудио документы,

8. изобразительные.

По Кавальчнику: всего 4 типов - веще-ые, письменные,изо-ые, фонетические.

Также возникает вопрос по поводу интернета - считать ли его источником.

Помимо оснв системы есть вспомогательная система классификация. Она используется не всегда, а только по мере необходимости. Критерий у нее один. Частоиспользуемые из них:

-по способу добывания инфо:

· опубликованные

· неопубликованные/архивные

-по количественному признаку:

· уникальные

· массовые

-по времени возникновения:

· древнейшие

· ср/вв

· капиталистические

· советские

· и т.д.

-по форме исполнения:

· беловые

· черновики

· оригиналы

· копии

-по соц/признакам:

· правительственные док-ты

· крестьянские

· и т.д.

-по технике исполнения:

· рукопись

· машина

· компьютерные набор

· и т.д.

 

Тема №3 МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.

1. выявление и поиск источника

2. прочтение и уяснение содержания текста

3. восстановление оригинала

4. герменевтика

5. выяснение сведений об источнике

6. выявление подделок

7. выяснение значимости информации

8. использование источников

1.этим занимается спец дисциплина - эвристика.

осн задачи эвристики:

- определение типов и видов источников соответствуют теме исследования

-установление мест, где эти источники следует искать

-разработка программы и методов поиска, использование навигации

! исследователь должен стримтся к мах выявлению источников, но их использование опр-ся задачами и целью работы.

Поиск источников начинается с опубликованных источнков, т.к. это избавляет от ненужной работы. плохо то, что опубликованны не все источники, тенденция. они могут быть опубликованны не полностью. Начать следует с библиотеке. Сначала нужно ознакомится с бтблиографическими указателячми - это позволит соствить превоначалный спискок по теме.

Далее обращение к библиотечным каталогам, может там что-то есть еще.

Обращение к интернету, поиск источников в отдаленных архивах. - интернет ссылка.

Разыскание неопубликованных источников. Архивнаялистика. : архивы, рукописные отделы музеев и библиотек, личные архивы. Нужно разрешение - отношение из месте учебы и работы.

Архивы:

-центральны (документы, касающиеся всей територрии страны) и местные (по истории региона)

-ведомственные (оч сложно попасть, в некоторые и не пустят).

Система поиска в архиве - там др сит хранения бумаг : фонд (самая кр единица) - комплекс бумаг , относящиеся к опр организациям, учреждениям, бывают личные (по конкретному человеку). Далее идут описи - подразделения фонда, обычно по хронологическому признаку. Опись делится на дела - физичеки-обособленный комплекс. Каждое дело имеет свое название, хронологические рамки, кол-во листов и т.д. Каждое дело делится налист.

Ссылка на архивный документ - СХИДНИК.Ф.15.О.3.Д.5.Л.15 (об)

После складывается источниковая база- совокупность источников по теме исследования.

24/09/11

Прочтение и уяснение содержания текста.

Внш (выяснение происхождения источники, его подлинности, авторства, места и время возникновения, описание внш признаков)и вн (изучение содержания источника, для выявления содержащейся в нем инфо) критика источника.

Рукописные тексты делятся на 4 группы:

-протограф – первоначальный исходный текст, с которого делаются списки.

-Список- текст протографа , переписанный с небольшими изменениями, в основном случайного характера. Нет сознательного изменения.

-редакция – целенаправленная переработка части текста.

-версия – качественная переработка всего текста. Текст написанный по мотивам предыдущего.

Работу лучше всего вести по протографу. Но у подавляющего большинства пис памятников нет протографа.

При прочтении текста, особенно относящиеся к старине, возникают 4 осн проблемы:

-палеографические(буквы),

-стилистические(речь),

-терминологические, либо устаревшие, либо меняющие свое значение, либо слова имеющие нск значений,

-технические (сохранность текста).

-калька –

Историческая диалектология- изучает языковые обороты, стили речи, терминологии.

Терминологический словарь древней Руси.
Для того, чтобы правильно прочитать текст, нужно раскрывать смысл каждого слова, если вдруг непонятно, то смотреть по контексту. Перевод должен быть максимально близок к источнику.

Интерполяция –посторонняя вставка в текст оригинала. – резкая смена стиля, смена оценок.

Глосса/маргенлия – заметки на полях.

Конъектура - восстановление утраченного или испорченного текста . Способы : восстановление по регламентированным частям (постоянно повторяющиеся в разных источниках), хим, по смыслу предшествующих или последующих, по копиям, спискам и др источникам ,в которых говорится о том же самом. Необходимо учитывать ист ситуацию, в которой был написан текст. Результат носит гипотетический характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.