Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 6. Древнейшие исторические источники и

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Разработан

Доцентом кафедры историографии и источниковедения Адаменко О.В.

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры историографии и источниковедения

(протокол № 1 от 2.09.2010 г.)

 

 

Зав. кафедрой

 

/________________________/

Т.Е. Покотилова

 

 

Председатель УМК ИФ

 

/________________________/

О.В. Адаменко

 

Ставрополь, 2010 г.

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского Совета

Ставропольского государственного

университета

 

 

Пособие содержит программу, построенную в соответствии с Госстан­дартом, тематический план, практические занятия с рефератами к ним, мето­дические рекомендации по подготовке, библиографию, контрольные вопросы по содержанию курса.

 

Предназначено для студентов очного отделения исторического факуль­тета.

 

Составитель: канд. ист. наук, доцент Адаменко О.В.

 

Рецензенты:

 

Издательство Ставропольского

государственного университета,

Пояснительная записка

Источниковедение в системе исторических наук является одной из спе­циальных дисциплин. Оно занимает одно из центральных мест в системе ис­торической подготовки студентов. Преподавание дисциплины обеспечивает формирование основных профессиональных навыков начинающих исследова­телей, - их умение работать с разнообразными историческими источниками. Курс «Источниковедение» имеет своей целью дать соответствующее совре­менному уровню развития исторической науки знания в области теории и ме­тодологии источниковедения, информацию о существовавших и сохранив­шихся комплексах исторических источников и методике работы с ними.

В рамках программы данный курс рассчитан на студентов дневного обучения. Его структура предполагает лекционные и практические занятия, общетеоретические коллоквиумы и самостоятельное изучение отдельных проблем, написание курсовых и реферативных работ, выполнение самостоя­тельных заданий по ряду проблем. Итоговой формой контроля является экза­мен.

Обучение рассчитано на один семестр. Проблемы, заложенные в тема­тику занятий для самостоятельной контрольной работы, отчасти поднимаются в лекционном курсе. Однако, в связи с ограниченностью часов семинарских занятий, ряд тем будет изучаться самостоятельно. Это темы: история развития научного источниковедения (темы 5-6), делопроизводственная документация (тема 9), социально-экономическая статистика (тема 15) и периодическая пе­чать XVIII-XX вв. как исторический источник. На данных занятиях в группах будут обсуждены реферативные обзоры, подготовленные студентами, с последующими комментариями преподавателя и подведения итогов по обсуждённым рефератам.

Изучение выше названных тем планируется на занятиях по контролю самостоятельной работы (КСР); на этих занятиях будут подводится итоги самостоятельных контрольных работ.

Структура пособия представлена программой, учебно-методическими планами, общими методическими проблемами курса, вынесенными как в теме лекций, так и практические занятия и СКР. Их изучение позволит студентам более чётко и последовательно изучить проблемы источниковедения, определить его место в исторической и научно-исследовательской науке.

На практические занятия вынесены темы, в первую очередь обеспеченные достаточной источниковой базой, необходимой для работы в этой части курса. Большое внимание уделено изучению первоисточников. Каждая тема, наряду с планом и списком источника и литературы, содержит отдельные методические рекомендации, заключающиеся в работе с текстами источников, а по отдельным темам и с картами. По некоторым темам семинарских занятий предлагается студентами выполнение домашних заданий; к каждой теме определены рефераты, литература, в том числе и по подготовке к написанию рефератов. В конце приложены контрольные вопросы по курсу, темы курсовых, выпускных и дипломных работ. Знания по курсу контролируются аттестацией (в устной и письменной форме), в основном по вопросам, выносимых на экзамен.

Учебно-методический план курса рассчитан на 214 часов. Из них: 34 часа – лекции; 102 часа – семинарские занятия (три группы); 41 час – СКР (три группы); консультации – 11 часов; экзамены – 26 часов.

 

 

Тематический план

Название темы Лекции Семинары СКР
1.   2.     3.   4.   5.   6.     7.     8.   9.     10.   11.     12.     13.     14.     15.   Предмет, задачи и методы источниковедения Классификация исторических источников как способов их познания Методика библиографического поиска источников Становление научного источниковедения со 2-ой четверти XVIII в. до 30-х гг. XIX в. Развитие научного источниковедения в XIX – н. XX в. Древнейшие исторические источники и методика их изучения Русское летописание. Методика работы с летописными текстами Законодательные памятники как исторический источник Делопроизводственная документация как исторический источник Литературные и публицистические памятники (XI-XIX вв.) как исторические источники истории России Экономико-географические и статистические описания как исторический источник Социально-экономическая статистика XIX-XX вв. как исторический источник Сказки и былины как историко-этнографический источник Мемуары, дневники, частная переписка как исторический источник Периодическая печать (XVIII-XX вв.) как исторический источник по истории России                                                                                          
    Всего:    

 

 

Программа

ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы источниковедения

Источниковедение в системе гуманитарных наук. Источниковедение в системе специальных исторических дисциплин. Объект источниковедения. Предмет и задачи источниковедения.

Определение понятия «исторический источник». Объективное и субъективное в источнике. Ретроспективный характер исторического познания. Понятие источника в свете учения об информации. Эволюция исторических источников. Основные этапы работы с источником.

Роль общенаучных методов в познании. Системный подход и системный анализ. Основные методы источниковедения. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод. Историко-системный метод. Количественные методы в историческом исследовании.

ТЕМА 2. Классификация исторических источников как

Способ их познания

Задачи и проблемы классификации источников. Типы, виды, разряды, категории исторических источников. Принципы разделения источников. Основные типы источников: письменные, вещественные, фольклорные.

Классификация письменных источников. Классификация актов и грамот. Подлинные и подложные источники. Документы черновые, беловые и копии. Рукописи и автографы.

 

ТЕМА 3. Методика библиографического поиска источников

Предмет и задачи исторической библиографии. Функции библиографии. Основные библиографические понятия. Виды изданий исторических источников. Правила их библиографического описания.

Типы библиографических указателей по истории. Тематический библиографический поиск источников. Этапы библиографического поиска. Текущая библиография новых работ по истории. Историческая литература в ретроспективной библиографии. Оформление библиографического аппарата в научном историческом сочинении.

ТЕМА 4. Становление научного источниковедения

Со 2-ой четверти XVIII в. до 30-х гг. XIX в.

Условия возникновения и развития научного источниковедения. В.Н. Татищев – зачинатель научного источниковедения в России. Проблемы работы с историческими источниками в трудах М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера. Исторический источник в трудах М.М. Щербатова. Проблемы критики исторических источников в трудах И.Н. Болтина. Источниковедческие изыскания А.Л. Шлёцера.

 

ТЕМА 5. Развитие научного источниковедения

XIX – начала XX вв.

Исторический источник в трудах С.М. Соловьёва. Проблемы источниковедения в трудах К.Н. Бестужева-Рюмина. В.О. Ключевский – создатель первого систематического курса отечественного источниковедения. Историческое источниковедение в трудах С.Ф. Платонова.

Вопросы источниковедения в сочинениях В.С. Иконникова. Изучение источников по истории русского права в трудах В.И. Сергеевича, А.А. Шахматов и развитие источниковедения летописания. Вопросы теории и методики источниковедения в сочинениях Н.И. Кареева и А.С. Лаппо-Данилевского.

ТЕМА 6. Древнейшие исторические источники и

Методика их изучения

Эпиграфические памятники. Особенности их содержания и использования в историческом исследовании.

Источники по истории Древнего Востока, их специфика: Египет, Древняя Ассирия, Хеттское царство, Аравия, Иран.

Источники по истории Средней Азии, Древней Индии и Китая.

Источники Древней Греции и Древнего Рима.

Материалы археологических изысканий: остатки сооружений – храмы, дома, мосты, акведуки, дороги, некрополи; погребальный инвентарь: орудия труда, оружие, монеты, украшения.

Письменные памятники: папирусы и пергаментные тексты – рукописи античной эпохи. Античные тексты на камне, керамике, металле и слоновой кости.

Этапы источниковедческого анализа древнейших источников. Методы и приёмы в источниковедческом исследовании древних исторических памятников.

«История» Геродота как исторический источник: история создания, характер и состав первого сочинения по всемирной истории. «География» Страбона как исторический источник: её состав и источники сочинения.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.