Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Х-ХVП ВЕКОВ

Кафедра новейшей отечественной истории

 

«УТВЕРЖДАЮ»

декан факультета

 

« » 2008 г.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И КОЛЛОКВИУМА

по дисциплине

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

для студентов отделения дневного обучения

специальности «История»

 

 

факультет истории и международных отношений

курс IV

семестр 7

лекции 34 - (часов) экзамен -

пр. занятия 34 – (часов) (семестр)

лаб. занятия – (часов) зачет -

самост. занятий (часов) (семестр)

индивид. работа - (часов)

Всего часов 34 (часов)

Составители: д.и.н., проф. К.А. Заболотская, к.и.н., доц. С.Е. Мишенин, к.и.н., доц. А. Ю. Карпинец

 

Кемерово

Источниковедение отечественной истории: программа семинарских занятий и коллоквиума по курсу для студентов IV курс отделения дневного обучения факультета истории и международных отношений специальности «История» / Составители: д. и. н., проф. К. А. Заболотская (руков.), к. и. н., доц. С. Е. Мишенин, к. и. н., доц. А. Ю. Карпинец. – Кемерово, 2008. – 43 с.

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История», утверждена

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № от « » 2008 г.

 

Зав. кафедрой: (К. А. Заболотская)

 

Одобрено методической комиссией

Протокол № « » 2008 г.

 

Председатель: (Л. Ю. Китова)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перестройка исторической науки предъявляет повышенные требования к уровню профессионализма специалиста историка. Историк должен уметь не только выявить весь комплекс источников, но и осуществить их грамотный комплексный анализ и отбор. Поэтому важную роль в подготовке историка играют практические занятия по курсу источниковедения отечественной истории.

Основная цель практических занятий - углубленное освоение студентами важнейших методологических принципов исследования и использования исторических источников, а также конкретных методических приемов и их научной критики путем изучения научной и учебной литературы и самостоятельной работы с источниками.

При подготовке к практическим занятиям студент должен знать не только содержание предложенных для изучения документов, но и уметь их критически оценить, применяя наиболее целесообразные в каждом конкретном случае методы источниковедческого анализа. Для овладения этими методами необходимо изучать и использовать накопленный опыт.

В первую очередь следует изучить предложенные источниковедческие работы, обратив особое внимание на методы анализа авторами исторических источников и их оценку. Вооружившись необходимыми знаниями об изучаемых источниках и методах работы с ними, студент приступает к самостоятельному анализу предложенных документов, исходя из вопросов и заданий плана практического занятия.

Объем аудиторных занятий по курсу ограничен. Программой на него отводится некоторый объем лекционного курса (30 часов) и курса практических занятий (34 ч.).

Для такого базового в подготовке историка курса, каким является «Источниковедение отечественной истории» с его широкими хронологическими рамками (Х век - конец ХХ), обширной информацией необходимо четкое разграничение тем между лекциями и практическими занятиями, а также большой самостоятельной работой студентов. В связи с этим на практические занятия вынесены темы, которые лишь частично нашли отражение в лекционном курсе.

Существенную помощь при анализе документов, вошедших в четыре выпуска "Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР"[1], окажет введение к каждому из выпусков. Здесь содержится описание внешнего вида источников и обращено внимание на особенности их анализа.

В 1-й выпуск вошли источники по истории феодализма, во в II-й - по эпохе капитализма, в Ш-й и IV-й - документы советского периода. Документы преимущественно новейшего периода отечественной истории представлены также в сборнике «Документы и материалы по источниковедению отечественной истории»[2].

Для облегчения использования источников эпохи феодализма, особенно раины, ХI - ХVII веков, в конце первого выпуска имеется краткий словарь, раскрывающий смысловое содержание отдельных терминов и понятий.

Предлагаемые методические указания являются дополнением к планам практических занятий по курсу источниковедение отечественной истории.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ИСТОЧНИКОВЕНДЕНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

 

 

№ п/п темы № п/п занятия   Тема семинара Кол-во часов
1 - 2 Исторический источник – основа исторического знания
Актовые материалы Х - ХVП веков как исторический источник
Материалы писцового делопроизводства как исторический источник
Законодательные акты Х - ХVП веков как исторический источник
6 - 7 Источники по истории народных выступлений и революционных движений в России XVII – ХIХ веков
Законодательные акты второй половины XIX - начала ХХ веков
    Делопроизводственные документы эпохи капитализма. Вторая половина ХIХ - начало ХХ веков  
Статистические источники второй половины ХIХ – начала ХХ веков
Периодическая печать эпохи капитализма
Документы личного происхождения ХIХ – начала ХХ веков как исторический источник
Законодательные акты новейшего периода отечественной истории как исторический источник
Документы политических партий, движений и общественных организаций
15 -16 Статистические источники новейшего периода отечественной истории
Документы личного происхождения новейшего периода отечественной истории как исторический источник
Итого

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК –

ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Занятие 1 - 2.

 

Цель занятия:

- проследить формирование и развитие понятия "исторический источник",

- вскрыть философскую сущность этого явления, а также процессов классификации и систематизации исторических источников, их общие и отличительные черты, взаимосвязь с процессом познания;

- показать роль источниковедческого анализа в определении ценности исторического источника.

Термин «исторический источник» пережил длительную эволюцию. Он появился значительно позднее практического использования источников в отечественной историографии. В ходе занятия нужно выявить обусловленность и основные особенности каждого этапа в формировании понятия. Предстоит показать, как оно развивалось и в чем преимущество современной дефиниции.

Следует обратить особое внимание на объективные и субъективные качества источника, показать, в чем они проявляются, взаимосвязь этих качеств с процессами классификации и систематизации. Дать характеристику каждого из элементов источниковедческой критики и показать их роль в оценке достоверности, полноты и объективности содержащейся в источнике информации.

 

Вопросы

1. Определение понятия «исторический источник».

2. Объективное и субъективное в историческом источнике.

З. Классификация и систематизация исторических источников и взаимосвязь с процессом познания исторической действительности.

4. Этапы источниковедческой критики, их роль и значение в оценке с объективности информации; содержащейся в историческом источнике.

 

Список рекомендуемой литературы

Пронштейн, А. П. Методика исторического источниковедения. - 2-е изд., доп. и исп. / А. П. Пронштейн. - Изд-во Ростовск. ун-та, 1976. – С. 15 – 24, 363 - 419. (обязательно всем)

Пушкарев, JI. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. - М., 1975. – Введение. Гл.1. – С. 5 - 58; Гл. 4. - С. 230 - 242.

Илизаров, С. . О формировании термина «исторический источник» в русской научной литературе XVIII века / С.С. Илизаров // Источниковедение отечественной истории. 1984. - М., 1986. - С.190 - 209. Или: Документы и материалы по новейшей отечественной истории для практических занятий по источниковедению: Учебно-методическое пособие / сост. К. А Заболотская. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – С. 21 – 24.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевский, М. Ф. Румянцева. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – С. 19 – 170.

Ковальченко, И. Д. Исследование истины само должно быть истинно / И. Д. Ковальченко // Страницы истории КПСС. - М.: Политиздат, 1989. - С. 169 - l89. Или: Документы и материалы по новейшей отечественной истории: Учебно-методическое пособие / сост. К. А Заболотская. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С. 18 – 20.

Ковальченко, И. Д. Исторический источник в свете теории об информации / И. Д. Ковальченко // История СССР. - 1982, - № 3. - С. 129 - 148. Или: Документы и материалы по новейшей отечественной истории: Учебно-методическое пособие / Сост. К. А Заболотская. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С. 4 – 17.

Ковальченко, И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований / И. Д. Ковальченко // Новая и новейшая история. – 1995. – № 1. – С. 5 – 8 (обязательно всем).

 

Дополнительная литература

 

Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М., 1984. – С. 184 – 186, 189 – 192, 208 – 214.

Иванов, В. В. Методология исторической науки: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / В. В. Иванов. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 66 – 84.

Тема 2. АКТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Х-ХVП ВЕКОВ

Занятие 3.

Цель занятия: ознакомление студентов

с методикой формулярного анализа актовых материалов,

с приемами датировки источников по косвенным признакам,

со способами извлечения информации.

Актовые материалы представляют собой особый вид исторических источников, в которых в юридической форме фиксируются экономические и политические сделки между государством, частными лицами, частными лицами и государством, государством и церковью, частными лицами и церковью.

При изучении актовых источников следует, прежде всего, познакомиться с историографией вопроса, выделить основные принципы классификации и основные группы актов. Для этого рекомендуется ознакомиться с работой: Пронш-тейн, А.П. Методика исторического источниковедения. - 2-е изд., доп. и исп. / А. П. Пронштейн. - Изд-во Ростовск. ун-та, 1976. – С. 49 – 56, 164 – 168, 312 - 317.

Следует также проследить эволюцию состава актовых источников и характер изменения информации.

В отличие от законов, формулирующих новые юридические нормы, экономические и политические «cделки» фиксируются в актах в форме устойчивых, как правило, переходящих из одного акта в другой, юридических норм - клаузул. Клаузулы определяют структуру формуляра. Поэтому изменение формуляра (или комплекса клаузул) целесообразно исследовать методом построения клаузульного ряда (См. подробнее: Пронштейн, А.П. Указ. соч. – С. 332 – 333). Целесообразно самостоятельно составить клаузульный ряд для одной из групп актов, например, по жалованным грамотам (док. 9 – 11).

При анализе отдельных групп актовых источников, предложенных для изучения, нужно выделить основные элементы формуляра, сравнить формуляры различных групп актов, выявить их специфику.

В основе принятия классификации актовых источников лежит место актов и грамот в общественной жизни и их значение в изучении общественных отношений. Сравнительный анализ состава сведений в актах отнесенных к различным группам, поможет студенту определить их особенности.

Следует также выяснить, имеются ли отличия в характере и объеме информации в актах, относящихся к одной группе, составленных в одно время, лицами разных сословных групп. Для этого можно сравнить духовные грамоты феодалов и великих князей (док. 1, 5, 5а). Здесь также можно использовать метод построения клаузульного ряда, а также провести сравнительный анализ однотипных сведений (состав завещаемого имущества).

На примерах актовых источников наглядно прослеживаются методы установления даты документа, если она не указана, то документ сохранился фрагментарно (док. 1, 2, 5).

В результате самостоятельного анализа документов, вошедших в раздел 2 первого выпуска «Сборника документов для практических занятий…» студент должен определить информативную ценность каждой группы актовых источников и возможности их использования.

 

Вопросы

1. Понятие об актовых источниках.

2. Изучение актов в дореволюционной, советской и постсоветской исторической литературе.

3. Принципы классификации актов. Основные группы актов, их систематизация.

4. Методы анализа актового материала на примере отдельных актов (формуляр, датировка, авторство, состав сведений).

а) духовные грамоты (l, 5, 5а);

б) жалованные грамоты (9 – 11). Составить клаузульный ряд;

в) данные, мировая, купчая, закладная (13, 20 – 22).

5. Сравнительный анализ, оценка информационной возможности отдельных групп актов.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.