Сделай Сам Свою Работу на 5

Византийские, западноевропейские и восточные источники





По истории СССР

Расширение круга письменных исторических источников по истории народов СССР отмечается примерно с VI в.

Византийская империя в VI в. входит в тесные контакты со славянами, активно заселяющими Балканский полуостров. В связи с этим в трудах византийских писателей появляются наиболее Сточные сведения о славянах, а также о народах Причерноморья, Кавказа, отчасти Средней Азии.

От VI в. сохранились исторические труды Прокопия Кесарийского (род. между 490 и 507 гг. — ум. после 562 г.), среди которых выделяется восьмитомная «История войны с готами». Значение источника определяется личными наблюдениями Прокопия; который был советником и секретарем византийского полководца Велизария и вместе с ним участвовал в походах против персов, вандалов, остготов. Кроме того, Прокопий пользовался различны­ми письменными источниками, в том числе не дошедшими до нас ранними сочинениями об Армении. Прокопий одним из первых подметил то общее, что связывало «бесчисленные племена антов>, живших к северу от Черного моря, со «склавинами». Он говорит, что «у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одина­ковы... У тех и других один и тот же язык... И по внешнему виду «ни не отличаются друг от друга... и некогда даже имя у славян я антов было одно и то же». Примечательны наблюдения Проко­пия об общественном строе славян: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народо­правстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим».



Труд Прокопия имеет материал о природных условиях, насе­лении и поселениях, торговых путях Армении и Лазского царства в Западной; Грузии.

На рубеже VI—VII вв. возникло важное для изучения ранней истории славян анонимное сочинение — «Стратегикон». Так как «Стратегикон» посвящен прежде всего военным вопросам, то в «ем большое внимание уделено методам борьбы с наступающими на Византию народами, среди которых выделяются славяне. «Стратегикон» сообщает, что в ту пору многочисленные славян­ские племена были еще разрознены и враждовали между собой. В связи с этим даются рекомендации по привлечению части славян «на свою сторону речами и подарками», чтобы они не могли объединиться: и «не стали бы под власть одного вождя».



К IX—X вв. относится ряд произведений византийских авторов, в которых имеются известия о Киевской Руси. Большинство их касается внешнеполитических событий, в частности походов ру­сов на Византию. Наиболее ранние известия такого характера приводятся в беседах и посланиях константинопольского патриар­ха Фотия (IX в.) и в житиях византийских святых.

В сочинениях Фотия сохранилось описание похода Руси на Ви­зантию в 860 г., вскрываются его причины, которые он видит в расторжении греками договоров с Русью и в «бесчеловечных», «бе­шеных и озорных» действиях византийцев по отношению к русам. В окружном послании Фотия 867 г. рассказывается о крещении русов и об установлении русской епархии.

О начальной истории Киевской Руси свидетельствует произве­дение неизвестного автора IX в. «Житие Георгия Амастридского», повествующее о нападении русов (ок. 840—842 гг.) на южное Черноморское побережье и о крещении вождя русов.

Византийскому императору Константину Багрянородному (905—959 гг.) приписывается несколько сочинений, среди кото­рых труд «Об управлении империей». В нем приводится огромный материал как о Византии, так и о соседних с ней странах. Пер­востепенное значение для историков имеют сведения о Киевском государстве, печенегах, болгарах, хазарах, о Грузии, Армении. Следует иметь в виду, что даже сравнительно небольшие изве­стия Константина Багрянородного дают материалы для решения отдельных вопросов истории. Так, например, Константин Багря­нородный рассказывает о построении хазарами на Дону крепости Саркел, в строительстве которой принимали участие византийские специалисты.



В другом сочинении Константина Багрянородного — «О цере­мониях византийского двора» отмечены поездка киевской княги­ни Ольги в Константинополь в 957 г. для укрепления торговых и политических отношений и ее прием при византийском дворе.

Некоторые сведения по истории Армении имеются в третьем сочинении Константина Багрянородного — «О фемах», которое содержит описание отдельных частей Византийской империи.

Исследователи сочинений Константина Багрянородного отме­чают сложности в использовании их материалов. Трудно опреде­лить, что написано самим Константином, а что сделано по его при­казу; ряд названий, имеющихся в сочинениях, не поддается рас­шифровке и не может быть объяснен; отдельные известия, восхо­дящие к трудам предшественников, воспринимались некритично, а иногда искажались.

Перу византийского хрониста Льва Диакона принадлежит на­писанная около 990 г. «История в десяти книгах», охватывающая 959—976 гг. Первая часть труда — пересказ не дошедшего до нас сочинения современника («Истории Фок»), вторая составлена на основе личных наблюдений и свидетельств очевидцев.

Для историка важны материалы Льва Диакона, относящиеся ко времени правления киевского князя Святослава. Краткость, не­ясность и противоречивость других письменных источников, касаю­щихся похода Святослава в Болгарию, его войны с Византией, за­ключения мира, делают сообщения Льва Диакона особенно значи­мыми, тем более что в отдельных случаях ощущается сходство пове­ствования между «Историей» и Повестью временных лет. Так, под­робно описывая битву под Доростолом на Дунае, Лев Диакон приводит слова Святослава на военном совещании в осажденном городе: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою». (В Повести временных лет: «Не посрамим земли рус­ской, поляжем костьми, мертвые срама не имут».)

Как непосредственный свидетель войн Византии с Русью Лев Диакон рассказывает о заключении мира и о встрече византий­ского императора Цимисхия и Святослава на берегу Дуная.

Определенный интерес как источник представляет так назы­ваемая «Записка греческого топарха» — путевые заметки чинов­ника, путешествовавшего с отрядом воинов в конце X в. вдоль Днепра, рассказывающие об опасности переправы через Днепр, трудностях зимнего путешествия в Крым, о сношениях Византии с Русью в период походов Святослава в Болгарию.

Из западноевропейских источников по истории Восточной Ев­ропы раннего периода важнейшим является сочинение готского историка VI в. Иордана «О происхождении и деяниях гетов». В основе этого труда лежит «Хроника», составленная в V — на­чале VI в. придворным историком готских королей Кассиодором. Иордан, видимо, не следовал «Хронике» буквально, так как при­знается, что имел возможность пользоваться ею только три дня. Иордан ставил перед собой задачу показать историю готов от их переселения из Скандинавии до войны остготов с Византией, прак­тически доведя изложение материалов до 551 г.

В сочинении Иордана имеются историко-географические опи­сания, которые делятся на три части: краткие и недостаточно до­стоверные сведения о древней эпохе, более подробные географи­ческие описания IV—V вв. и современные автору сведения (VI в.). Кроме того, приводится описание племен и народов, подвластных или соседствовавших с готами в период наибольшего возвышения готского племенного союза в IV в. при Гермонарихе. О славянах (склавинах) сообщается, что они занимали земли от Дуная до Карпат и Бескидов, за которыми начинались земли венедов, тя­нувшихся на восток до Днестра, далее жили анты, т. е. практи­чески Иордан выделяет три основные славянские группы.

Следует отметить, что отдельные географические названия в сочинении Иордана устанавливаются с большим трудом, так как передача их на латинском языке приводила к большим искаже­ниям, а многие сведения просто недостоверны. В связи с этим важно сопоставление материалов сочинения Иордана с писавшим одновременно с ним византийцем Прокопием Кесарийским.

Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.) написал сочинение под названием «8 книг хроник». Особый интерес представляют «Хро­ники» конца X — начала XI в., где автор выступает как совре­менник и очевидец происходивших событий. Хотя центральным со­бытием этого времени была борьба немецких феодалов с Поль­шей, большое место в «Хронике» занимают поход польского коро­ля Болеслава Храброго в Киевскую Русь, крещение Руси, описа­ние Киева, который представлялся немецким наемникам, входив­шим в состав войск Болеслава, большим городом с многочислен­ным населением, множеством церквей и рынков. Так как Титмар Мерзебургский единственный из западных историков, зафиксиро­вавший эти события, то его «Хроника» — важный источник для изу* чения истории Киевской Руси времени Владимира Святославича, хотя оценки им отдельных событий тенденциозны.

О времени Владимира Святославича сохранились известия в письме архиепископа Бруно германскому императору Генриху 11 в 1008 г. Бруно совершил поездку через Киев в печенежские сте­пи, причем до границы, лежавшей в двух днях пути от Киева и представлявшей собой укрепления из валов и засек, его сопро­вождал сам Владимир.

Некоторые сведения о славянских странах, прилегающих к Балтийскому морю, имеются в сочинениях северогерманского хро­ниста XI в. Адама Бременского, написавшего «Деяние гамбург­ских епископов». Интерес представляют и так называемые «Бер-тинские анналы» IX в., где под 839 г. помещено сообщение о народе рос, послы которого прибыли к византийскому императору Феофилу. Это свидетельство может рассматриваться как одно из са­мых ранних упоминаний о Руси в Западной Европе, наряду с сообщением епископа кремонского Лиутпрандта, который в отче­те о посольствах в Византию (в 949 и 968 гг.) также говорит о русах.

Значительную группу источников по истории народов СССР древнего периода, особенно Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Поволжья, представляют сочинения восточных авторов, разли­чающиеся как по объему так и по достоверности сообщаемого ма­териала. Большинство их — компиляции из сведений, полученных, как правило, через многие руки, сильно измененных и осмыслен­ных. Специфика восточных рукописей, особенно языковая, затруд­няет расшифровку собственных имен, географических названий, не­которых терминов.

Среди этих источников выделяются своей значимостью геогра­фические сочинения, которые явились результатом большого вни­мания к вопросам географии и истории среди арабских ученых.

Труд географа, иранца по происхождению, Ибн-Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912/913 гг.) «Книга путей и государств» написан около 846 г. Ибн-Хордадбех был начальником почты в одной из провинций на северо-западе Ирана. В его обязанности входило наблюдение за деятельностью правителя области, составление карт маршрутов на случай войны. «Книга путей и государств» — первое географическое сочинение на арабском языке, дошедшее до нас. В ней дается историко-географическое описание как са­мого Халифата, так и сопредельных стран, приводятся названия провинций, городов, расписаны дорожные маршруты с указанием расстояний и почтовых станций, даются сведения о налоговых поступлениях из областей и округов, о торговле. Особенностью этих в общем кратких материалов является их официальное про­исхождение. Большое значение имеют те разделы «Книги», кото­рые касаются Кавказа и Средней Азии. В сочинении имеются краткие упоминания о славянах и русах («Русы суть племя из славян»).

Около 891 г. было составлено географическое сочинение ал-Якуби «Книга стран», из которого сохранились частично описа­ния Ирака, Ирана, Афганистана и Средней Азии. В «Книге» да­ются сведения о городах, их жителях, указываются расстояния между городами, приводятся некоторые исторические факты.

Важное значение источника по истории народов Поволжья и славян имеет сочинение Ибн-Фадлана, который в 920—921 гг. как посол халифа Мухтадира из Багдада через Среднюю Азию и баш­кирские земли совершил путешествие в Волжско-Камскую Бол­гарию. Ибн-Фадлан сделал записи о туркменах и их занятии ко­чевым скотоводством, о башкирах, казахах, подробно рассказал о своем пребывании в столице Болгарии. Ему принадлежит одно из самых интересных описаний русов, с которыми он встретился на Волге, их внешнего вида, одежды, оружия, украшений женщин, верований, торговых обычаев и т. д.

Некоторые известия по истории СССР имеются в сочинениях арабского географа, историка и путешественника ал-Масуди (ко­нец IX в. — 956 или 957 гг.). Его путешествия в Иран, Индию, на Цейлон, в Северную Африку, Азербайджан, Армению, Среднюю Азию привели к созданию 7 историко-географических трудов, из которых наиболее обширные — «Известия времени» и «Средняя книга» — не сохранились. Материалы этих книг в переработан­ном виде дошли до нас в сочинении «Промывальни золота и руд­ники самоцветов», а также в кратком изложении всех трудов ал-Масуди — в «Книге предупреждения и пересмотра».

«Промывальни золота» — историко-географическая энцикло­педия, в которой даются описания стран, расселение народов, све­дения об их общественном строе, нравах и быте. Предполагают, что ал-Масуди посетил Поволжье и славянские земли, что дало ему возможность описать некоторые из них. В сочинении есть опи­сание похода 913—914 гг. русов в Азербайджан по Каспийскому морю, где они появились на 500 судах по 100 человек в каждом, приводятся сведения об аланском племенном союзе, о башкирах и их кочевьях, о волжско-камских болгарах, о туркменах и их занятиях. Исторические экскурсы ал-Масуди интересны с точки зрения их сопоставления с данными других источников. Он, в ча­стности, рассказывает о восточнославянском политическом объ­единении, существовавшем в Прикарпатье, о дулебах и т. д.

К историко-географическим сочинениям относится написанный в X в. труд арабского географа Ибн-Русте (Ибн-Дасте) «Книга драгоценных ожерелий», в котором есть описания Черного и Кас­пийского морей, Армении, Азербайджана, некоторых районов Средней Азии. Ибн-Русте рассказывает о хозарах, буртасах, сла­вянах, о Волжско-Камской Болгарии. В последней он был сам, и тем значительнее его наблюдения о распространении ислама у болгар, их занятиях земледелием, о торговле с Русью и другими соседями. Многочисленные противоречия в описаниях Ибн-Русте требуют критического использования его сообщений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.