Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.10. Источники личного происхождения XX в.

Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность. При этом до­кументальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Воспоминания помогают восстановить множество фактов, которые не отрази­лись в других источниках. Мемуарные частности могут иметь ре­шающее значение для реконструкции того или иного события.

Необходимо учитывать 3 обстоятельства, качественно влияющие на воспоминания:

2. память, которая с годами, увы, слабеет;

3. особенности индивидуального психического склада, в силу чего человек помнит одно и забывает другое;

4. особенности условий, эпохи, когда создавались мемуары.

Эти осо­бенности так или иначе, но обязательно накладывают отпечаток на мировоззрение автора, на степень правдивости, сокрытия или искажения тех или иных фактов. Вообще-то, это свойство всех мемуаров, но мемуаров советской эпохи особенно.

Воспоминания - это не только бесстрастная фиксация собы­тий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раз­думья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недо­статки мемуариста невольно переносятся и на воспоминания. В противном случае мемуары безлики. Иногда в исторической ли­тературе, в учебниках субъективность мемуаров если и не оценивается открыто как недостаток, то подразумевается. Однако ины­ми мемуары быть не могут. Их субъективность есть объективно присущее им свойство.

Источники бывают письменными и устными. Письменными мо­гут быть оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, листовки, сообщения периодической печати и пр. В военных мемуарах особенно много приводится штабных документов.

Не менее часто привлекаются устные источники. Нередко чей-то рассказ является единственным каналом знаний о том или ином факте. Основным источником остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста и от его спо­собности максимально точно передать читателю то или иное со­бытие. Большое значение имеет время, прошедшее со времени события до повествования о нем мемуариста. Чем длительнее временное расстояние, тем большая вероятность искажения, ут­раты деталей, фамилий действующих лиц и т. д. Вместе с тем вре­менная дистанция дает возможность спокойнее и объективнее оцепить прошлое, более взвешенно расставить акценты, выде­лить из частного главное.

Один из эффективных методов проверки полноты и досто­верности мемуаров - их сопоставление с другими источниками, в которых описываемые события так или иначе пересекаются с со­бытийной канвой анализируемых мемуаров.

Какое место занимают мемуары в ряду других источников? Нередко им отводят второстепенную роль, а то и вовсе низводят до иллюстративного материала. Значение мемуаров зависит от темы, к разработке которой они привлечены. Скажем, для написания биографии писателя, для воссоздания политической исто­рии страны, для реконструкции какого-либо исторического фак­та мемуары - важный источник. Для создания широких социаль­но-экономических полотен прошлого, описания массовых обще­ственных движений, изучения истории народного хозяйства ме­муары играют второстепенную (или даже третьестепенную) роль, уступая место статистическим данным, отчетам.

Надо помнить еще об одном обстоятельстве. Мемуары возни­кли как жанр художественной литературы, т.е. это материал не столько для исследований, сколько для чтения, часто занятного. Историки же, забывая об этом, подходят к мемуарам исключи­тельно как к историческому источнику. Такой подход порождает претензии к мемуаристу относительно его попыток придать вос­поминаниям черты занимательности. Не находит сочувствия и наличие эмоциональных впечатлений, равным образом и попыт­ка анализа тех или иных событий. Историк требует только фак­тов. Это, конечно, его право, но есть и право автора иметь свой взгляд на прошлое.

По истории советского общества отложилось значительное количество самых разнообразных мемуаров. Их можно сгруппи­ровать по определенным признакам. Так, воспоминания можно группировать по тематически-хронологическому принципу (воспо­минания о революции, о событиях 20-30-х годов, об Отечествен­ной войне), по происхождению (военные мемуары, теат­ральные, воспоминания участников революции).

Можно сгруппировать их по разновидностям:

1. Собственно классические воспоминания.

2. Тематически формальные записи («Записки об А.Ахматовой» Л.К.Чуковской).

3. Сюжетные, или путевые, записи, по содержанию больше похожие на очерки.

4. Воспоминания, написанные с помощью анкет. Эти неболь­шие по объему воспоминания (3-5 стр.) написаны в 20-е го­ды. Малограмотным рабочим, крестьянам, солдатам «помогали вспоминать» свои впечатления о революции и гражданской вой­не сотрудники Истпарта, «Крестьянской газеты» под руководст­вом Я.А.Яковлева. (Подобный метод перекликается с совре­менной методикой устной истории.)

5. Мемуары, которые помогали и вспоминать и, главное, напи­сать. Речь идет о литературных записях, активно применявшихся в 50-70-е годы. Суть их заключалась в том, что «большие люди», маршалы, генералы и прочие неискушенные писательской рабо­той лица приглашали на помощь писателей и журналистов, кото­рые делали их воспоминания связными.

6. Воспоминания, создаваемые с активным участием «помощ­ников». Привлечение помощников к «творчеству» партийной но­менклатуры (доклады, статьи, речи) распространялось вплоть до написания мемуаров или их подготовки партийно-госу­дарственным деятелям. А с появлением технических средств (ди­ктофоны, магнитофоны) роль помощников возросла. Сами авто­ры лишь надиктовывали свои рассказы (наиболее характерный случай - мемуары Н.С.Хрущева). Помощники расшифровывали их, переписывали на бумагу, придавали изначальный более или менее стройный вид.

7. Воспоминания, изложенные по рассказам автора другим ли­цом. Таковы, например, воспоминания митрополита Евлогия, из­ложенные по его рассказам Т. Манухиной (Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994).

8. Мемуары, подготовленные к изданию после смерти автора родственниками и близкими покойного (например, воспомина­ния А.Д.Сахарова, Ю.Д.Марголиса). Особенность таких произведений заключается в том, что иногда содержание текста выбирается из вариантов, из большого количества имеющегося материала уже без участия автора. Так, из пяти тысяч

9. «Воспоминания детей». Волна «детских» воспоминаний прокатилась в конце 80 - в 90-х годах. Заслуживают внимания два аспекта. Первый, как дополнение к мемуарам «отцов»: при­водится много новых сведений о том, как писались и издавались мемуары отцов (воспоминания дочери маршала Г.К.Жукова, сы­новей Н.С.Хрущева, А.И. Микояна). Второй: своеобразное оправдание деятельности своих отцов (воспоминания Л.Н.Иг­натьева, С.Берии и др.). В 1994 г. даже открылась новая серия мемуаров «Осмысление века: дети об отцах». Первыми в серии вышли воспоминания С.Берии «Мой отец - Лаврентий Берия» (М., 1994).

10. Мемуары, которые условно можно назвать «Подлинный автор неизвестен». Это мемуары, целиком написанные нанятыми лицами, которые пользовались имеющимися в их распоряжении биографическими материалами.

 

Балльно-рейтинговая система

 

Номинация Баллы
Посещение лекционных занятий
Посещение практических занятий
Активность студента на занятии
Выполнение домашний заданий
Прохождение промежуточного контроля в форме тестирования
  ИТОГО: 70
Зачет
  Итого:100

 

VII. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ

УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ

На 2010/2011 учебный год

 

В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:

 

Изменения рабочей учебной программы обсуждены и одобрены на заседании

кафедры социологии и управления персоналом «___»_________ 2010 г., протокол№___.

 

Заведующий кафедрой Бразевич С.С.

 

Внесенные изменения согласованы:

Заведующий кафедрой Бразевич С.С.

«___»_________ 2010 г.

 

Председатель методической комиссии факультета

Социального управления ________________________

«___»_________ 2010 г.

 

Начальник учебного отдела ______________________

«___»_________ 2010 г.

 

Проректор по учебной работе _____________________

«___»_________ 2010 г.

 

 

ЛИСТ РАЗРЕШЕНИЯ К ИЗДАНИЮ

Представляется к изданию учебно-методический комплекс дисциплины «Источниковедение» на 70 листах.

Автор: Вахромеева О.Б.

 

Ответственный за выпуск: ________________________________________

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры «Социологии и управления персоналом» «___»____________ 2010 г., протокол №_____ и рекомендован к изданию а _____ экземплярах

Заведующий кафедрой С.С.Бразевтч

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета «Социологии и управления персоналом» «___»________________2010 г., протокол№__.

Председатель методической комиссии ____________________

 

 

Структура и окормление УМК соответствует Положению. Рекомендуется к изданию в количестве _____ экземпляров.

Начальник методического отдела _________________________

«___»_____________201_ г.

 

 

Издание учебно-методического комплекса дисциплины «Источниковедение»

в количестве ______ экземпляров разрешаю

 

 

Начальник управления развития образования ________________________

«___»_______________201_ г.


[1] Дятлова Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник / Проблемы архивоведения и источниковедения. Л., 1964. С.227-246; Дейч Г.М. Губернские ведомости как исторический источник / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1978. С.236-253; и др.

[2] Литвак Б.Г. Опыт статистического изучения крестьянского движения в России XIX в. М., 1967 г.; Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX в. М., 1962; Ананьич Б.В. О рукописях и тексте мемуаров С.Ю. Витте / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1981. С.188-204 и др.

[3] Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения … С.27, 32-33.

[4] Шмидт С.О. О классификации исторических источников / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1985. С.21.

[5] Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории / Учебное пособие для гуманитарных специальностей. М., 1998; 2-е изд., М., 2000. С.20.

[6] Дьякон (от греч. diakόnos – служитель) – в православии низшая степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтение молитв). Старшего дякона называют протодьяконом.

[7] Протопоп – обиходное название протоиерея, старшего православного священника.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.