Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности публицистики нового времени как исторического источника.





 

Рассматривается корпус источников российской истории с конца XVII по начало XX в. Переход от средних веков к новому времени - длительный Исторический процесс. В зависимости от научной парадигмы Можно выделить различные критерии начала нового этапа исторического развития: от формирования капиталистических производственных отношений до эмансипации личности и структурирования общества. В качестве определяющей вехи также выступают различные события: от Нидерландской до Великой Французской революции и даже до отмены крепостного права в России (при локальном исследовании российской истории).

Источниковедческий подход к проблеме периодизации предполагает, в первую очередь, фиксацию изменений в видовой структуре корпуса исторических источников.

На рубеже XVII-XVIII вв. и в течение XVIII в. в России происходят кардинальные изменения в характере исторических источников, в видовой структуре их комплекса. В это время отходят на второй план летописание, житийная литература, но появляются мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, публицистика, периодическая печать, статистика, существенно меняется характер законодательства, актов и материалов делопроизводства. Если не ограничиваться исследованием только письменных исторических источников, можно отметить, что почти одновременно с такими личностными источниками, как мемуары, в России появляется и портретная живопись. Столь существенные изменения в структуре корпуса источников российской истории не могут не быть обусловлены глубокими изменениями как в российском обществе, так и в ментальности отдельной личности. Аналогичные изменения происходят в близких хронологических рамках и в других странах.



Существует, как минимум, несколько вполне обоснованных концепций перехода от средних веков к новому времени, каждаяиз которых по-своему объясняет его причины.

Но, рассматривая исторический источник как реализованный продукт человеческой психики и обосновывая источниковедческий критерий периодизации, в качестве гипотезы, объединяющей наблюдения над изменениями видовой структуры корпуса исторических источников, примем концепцию индивидуализации человека при переходе от средних веков к новому времени. Вторая сторона индивидуализации - установление «вторичных связей» между человеком и обществом.



К настоящему времени в исторической науке признано, что мемуаристика возникла со становлением индивидуальности при переходе от средних веков к новому времени. И мы вполне согласны с А.Г. Тартаковским, который констатирует единство целевого назначения мемуаров, состоящее в стремлении «запечатлеть для современников и потомства опыт своего участия в историческом бытии, осмыслить себя и свое место в нем». Такое стремление могло появиться лишь у человека, сознающего свою отделенность от окружающего его социума и понимающего ценность своего индивидуального исторического опыта.

Функция публицистики как вида исторических источников состоит в заявлении позиции личности, осознающей себя как часть определенной социальной группы, а следовательно и в прямом установлении связей между личностью, обществом и различными социальными группами внутри общества.

Промежуточное положение между мемуаристикой и публицистикой занимает эссеистика - вид исторических источников, не характерный для России. Эссеистика, в отличие от публицистики, призванной выражать мнение той или иной социальной группы, отражает взгляды отдельной личности. Но она создается с целевой установкой на публикацию, т. е. предполагается наличие интереса к индивидуальному мнению отдельной личности со стороны общества.

Аналогичную функцию, но с иной направленностью - не от личности к обществу, а от общества к личности - выполняет периодическая печать. Возникновение периодической печати как средства воздействия на личность, вполне очевидно, связано как с эмансипацией личности, так и стремлением какой-либо общественной группы или государства подчинить ее своему идеологическому влиянию. С одной стороны, периодическая печать срастается с публицистикой; с другой - она призвана создавать связи в обществе в целом, что, как правило, связано с внедрением государственной идеологии или же оппозицией к ней.



Кроме того, что возникали новые виды исторических источников, значительно изменялись виды источников, существовавших и в предшествующий период, законодательство и актовые источники.

Что касается актовых источников, то значительное увеличение их разновидностей свидетельствует об активизации личности в частноправовой сфере.

Наиболее характерной чертой западноевропейского и североамериканского законодательства нового времени является фиксация прав личности. В российском законодательстве нового времени такие нормы отсутствуют, если не рассматривать в качестве таковых активно проводимую в XVIII в. фиксацию прав сословий.

Изменение способа государственного управления, проявившееся, в частности, в изменениях в законодательстве, породило и такой новый вид исторических источников, как статистика.

Назначение статистики - реализация обратной связи в системе Управления, сбор и анализ информации для принятия управленчеких решений. Естественно, что такой вид деятельности мог возникнуть лишь тогда, когда личность (в том числе, естественно и законодатель) начинает осознавать изменения в эволюционном целом и стремится повлиять на направленность и ход этих изменений.

 

 

Интерпретация источника

 

Интерпретацию проводят с целью установить (в той мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. Общее учение об исторической интерпретации источников в наиболее систематизированном и логически обоснованном виде изложил в своей "Методологии истории" A.С. Лаппо-Данилевский.

Он выделял следующие методы интерпретации: психологический, технический, типизирующий, индивидуализирующий.

1.Основная трудность психологической интерпретации состоит в том, чтобы переживаемое историком представление совпало с чужим, запечатленном в источнике представлением о наблюдаемом материальном образе. Достижение такого совпадения затруднено, во-первых, различиями между психикой историка и психикой автора источника, во-вторых, часто встречающейся неопределенностью значения какого-либо знака, отражающего состояние психики автора источника. Так, например, восклицание «Ах!» может иметь различные смыслы: горе, радость, удивление, усталость и т. д.

2.Говоря о типизирующем методе интерпретации источников, Лаппо-Данилевский указывал на его собственно исторический характер, поскольку данный метод предполагает понимание источника в контексте той эпохи, в которой он возник, под влиянием которой сложилось его содержание.

Он выделял два вида типизирующей интерпретации: систематическую и эволюционную. Когда речь идет о культуре как определенной системе, то применяется систематический метод, когда же имеется в виду стадия эволюции, то используется эволюционный подход.

3.Индивидуализирующий метод интерпретации, по Лаппо-Данилевскому, состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальные особенности деятельности, породившей источник. При помощи индивидуализирующей интерпретации историк проникает в тайники личного творчества автора, что позволяет лучше понять содержание самого источника.

Понимание индивидуальности автора можно достигать двумя путями: аналитическим и синтетическим. «При анализе личности автора историк может исходить или из биографических данных о нем, или сосредоточивать свое внимание на его произведении, восходя от него к личности автора». В первом случае историк приходит к пониманию авторского замысла через анализ его жизненного пути, во втором - через целостное восприятие произведенного автором источника. При этом сам источник можно рассматривать как факт биографии его автора.

4.Технический метод интерпретации, сводится к пониманию средств, которыми пользовался автор для представления своих мыслей и которые запечатлялись в форме источника. Иначе говоря, техническая интерпретация есть восхождение от формы к содержанию источника, его замысла и предназначения. Так, например, по почерку в известном смысле можно судить о характере автора. При изложении способов технической интерпретации исторических источников Лаппо-Данилевский указал на познавательные возможности искусственного воспроизведения, или моделирования, формальных и содержательных сторон источника. Он приводит пример, когда ученый-металлург Гоуленд построил первобытную плавильную печь, с помощью которой стремился понять, как в глубокой древности изготовлялись бронзовые вещи107.

Все методы интерпретации источников, применяемые в их единстве, рассматривались Лаппо-Данилевским как способы адекватного осознавания прошлого. Подводя итог своего методологического анализа исторического знания и способов интерпретации источников, Лаппо-Данилевский отмечал, что историческое понятие имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет «соучаствовать в культурной жизни человечества».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.