Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды источников древнерусской истории: летописи, акты, законодательные памятники и литературные произведения.





 

Летописи ­­- важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в летописях отображались взгляды их непосредственных составителей. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI—XVII вв. Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в них высокого совершенства.



Акты. Важной составной частью источникового ком­плекса по истории древней Руси являются акты. Слово это (от лат. ago - "действую", actum est - "сделано, совершено") много­значно: с одной стороны, под ним подразумеваются документы, предоставляющие какие-либо права и служащие доказательст­вом наличия таких прав; с другой - это деловые и служебные за­писи, несущие информацию о том или ином событии или про­цессе, положении дел, состоянии имущества и т. п. Иными сло­вами, к актам в широком смысле слова относятся все тексты, вы­полняющие функции документов. Поскольку совокупность раз­новидностей документов изменяется во времени, выработать единое определение этого термина еще труднее. Акты при этом превращаются в надвидовое понятие, объединяющее огромное количество разнородных по своим функциям видов источников. Поэтому в современном отечественном источниковедении, по определению СМ. Каштанова, под актами в узком смысле обыч­но понимается не весь комплекс разнородных документов, а лишь те из них, которые устанавливают определенные правоот­ношения либо между контрагентами сделки, либо между авто­ром и адресатом. Принципиально важно отделить акты от зако­нов (тем более что последние часто называют законодательными актами, расширяя значение слова). В отличие от законов, кото­рые устанавливают, формулируют правовые нормы, акты лишь используют их; отношения, которые закрепляются актами, не должны нарушать принятые законодательные нормы (в том чис­ле, кстати, и нормы обычного права, в законах обычно не фик­сируемые).



При узком определении актов в их число попадают три груп­пы документов: 1) публично- и частноправовые договоры; 2) по­становления и распоряжения различных органов власти, имею­щие индивидуальный или коллективный адрес либо адресован­ные всем, но касающиеся конкретного юридического или физи­ческого контрагента автора; 3) распоряжения владельцев собст­венности, адресованные агентам, состоящим у них на службе. По справедливому замечанию Каштанова, «договорные доку­менты разных эпох и народов образуют один вид благодаря на­личию у них общих внешних документально-юридических при­знаков: их происхождение - результат сделки контрагентов, со­держание - определение взаимных условий, форма - комбина­ция устойчивых статей и формул. В происхождении всех разно­временных и разноязычных распорядительных документов об­щий внешний формально-юридический момент - одностороннее волеизъявление носителя власти или субъекта права, содержа­ние - конкретизация воли в форме распоряжений по определен­ным вопросам, форма - предписание исполнения распоряжений, даваемое тому или иному лицу»39. Условно сюда входят судебные постановления и завещания. Такие документы имеют двойствен­ную основу: с одной стороны, они являются распорядительны­ми, с другой (особенно если речь идет о поздних судебных реше­ниях или духовных грамотах правителей) - законодательными. В отличие от них регистрационные, информационные, проситель­ные, отчетные и другие документы в случае отсутствия в них помимо основной - договорной или распорядительной функций СМ. Каштанов предлагает не относить к актам.



При расширительном понимании актовых источников к этим группам добавляются также делопроизводственные, част­но-публичные документы и частная переписка.

Всесторонним изучением актов занимается дипломатика (бу­квально: "относящийся к дипломам"; от греч. 5шЯоо<; "двойной", которое использовалось для определения документов) - специ­альная конкретно-источниковедческая дисциплина, анализирую­щая документы как исторический источник.

Памятники законодательства. Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучать историю невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в данном государстве и регулируют отдельные сферы социальных отношений. Политико-юридическая система, которая отражается в законодательстве, является наиболее общей формой социального контроля за поведением человека. С официальным законодательством человек в добуржуазном обществе сталкивался нечасто. Большая часть повседневных отношений средневекового человека с окружающими регулировалась нормами обычного права, попросту говоря, традицией. Нормы обычного права могли рассматриваться в качестве источника письменных правовых норм, которые были призваны регулировать либо отношения между новыми, прежде не существовавшими социальными группами, либо новые отношения, в которые не вступали члены традиционного общества. Роль традиции - обычного права в древней Руси, судя по всему, была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву, на Руси играли правовые нормы, зафиксированные в Библии. При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные "стандарты" поведения и поступков. Однако из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом.

Литературно-публицистические произведения.Нарративные, повествовательные источники. Помимо летописей, можно отнести повести, сказания, политические трактаты, поучения, жития святых, сказания иностранцев, художественная литература современных авторов жизни. Все эти источники существовали в 11-17 вв. Одни существовали весь этот период, другие только какое-то время. На Руси было создано мало крупных региональных произведений. Наибольшее распространение имели повести, сказания, описывающие жизнь каких-то людей.

11 в. – «Сказание о Борисе и Глебе», «Память и похвала кн. русскому Владимиру».

12 в.- повесть об «Ослепление кн. Василька Ростиславовича», «Слово о полку Игореве».

Борьба с иноземными захватчиками породила множество повестей – «Сказание о Александре Невском», «Сказание о побоище Дмитрия Ивановича», «Задонщина».

С образованием единого централизованного государства увеличивается кол-во повестей – «Сказание о Вавилонском царстве».

Жития святых. Это жизнеописание исторических лиц, канонизированных церковью и причисленных к лику святых. Древнейшие из них – «Житие Феодосия Печерского» (11в), «Житие кн. Ольги», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского» (13 в.), «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). В 16 в. митрополитом Макарием создаётся многотомное издание «Великие Четьи-Минеи» в 12 томах. Это большие чтения, жития святых расположены по месяцам. Позднее это издание переиздавалось. Значение – это специфические источники, есть работа Ключевского на этот счёт, он говорит, что они являются хорошим источникам по истории оцерковления, жизни монастырей, но ничего не узнаем о политической жизни.

В конце 14 в. появляется литературный стиль красноглаголанье – высокопарный церковный слог. Жития святых 15-16 вв. теряют своё значение, ближе уже к церковной литературе.

Дидактические произведения, т.е. поучительная литература. Одним из первых произведений – «Поучение Луки Жедята» (сер. 11в). Это новгородский архиепископ, Лука пишет об обязанностях христианина. В начале 12 в. создаётся «Поучение Владимира Мономаха». Он рассказывает о событиях своей жизни, своего рода автобиография. С конца 13, начала 14вв. поучительная литература исчезает. В конце 15 вв. выходит «Домострой» (протопоп Сильвестр), это последние поучительное произведение, учащее как вести хоз-во, как воспитывать детей и т.п. Большое внимание уделяется отношениям между женой и мужем.

Публицистика. Это жанр повествовательной литературы, рассматриваемый современные проблемы общественно-политической жизни. Автор занимал определённую позицию. Исследователь должен учитывать принадлежность авторов. К 11 в. относится «Слово о Законе и Благодати» - митрополит Илларион, Киев. Он восхваляет своего великого князя, объясняет христианские заповеди, сравнивает с иудаизмом.

В начале 13 в. «Слово Даниила заточника» и «Послание Даниила заточника». Автором первого произведения был выходец из торговых слоёв, около г. Каргополя. Он пишет письмо о помиловании новгородскому князю. Здесь идёт рассказ человека о своей жизни, взывает к милости князю, написано в форме афоризмов, притч. Автором 2-ого был выходец из служилого дворянства. Автор, используя предшествующее слово, пишет своеобразное послание Ярославу Всеволодовичу. В обоих произведениях рассказывается о нелёгкой судьбе человека.

В дальнейшем, 15-16 вв. увеличивается влияние церкви. Появляются нестяжатели – за бедную, но правильную церковь (представитель Ессиан Патрике, Максим Грек), и иосифляне – за богатую, мощную церковь.

Публицистическая литература 18 в. рассматривала смутное время – «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Полицкого. Произведения Юрия Скрижанича, Григория Катошихина (выполняя задание посольского приказа, написал описание Московицкого гос-ва).

«Житие протопопа Аввакума». Написал своеобразный краеведческий источник, описавший юрьевчан.

Записки иностранцев. Это записки дипломатов, купцов, путешественников. Одним из ранних – «Записки» Адама Бременцкого, Рук Руквис. К 14 в. относятся записки арабского путешественника Ибн Батута, записки рыцаря Вильгельма Ланоа, посетившего Новгород. Далее кол-во записок увеличивается. К 16 в. относятся записки Дженкенсона, Флетчера, Немцов опричников Штадена. К 17 в. – Олеария и т.д. Они все описывают повседневную жизнь, их мнение независимо. Записки иностранцев обладают и недостатками: они допускали подчас неточности, записывали сплетни, мифы, также иностранцы были представителями враждебной России страны, имели другую религию, православные были для них не истинно верующими людьми.

Художественная литература. Это литература, написанная современниками того или иного времени – «Слово о полку Игореве», сатирические произведения «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.

Важнейшие проблемы:

Кто был автором источника, зачем написано произведение, место написания и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.