Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 1. ДРЕВНЕЙШЕЕ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Темы семинарских занятий по источниковедению

Первые датированные письменные источники по истории Древней Руси относятся к XI в. В этот период существовала особая видовая структура всего комплекса источников. Центральное место в ней принадлежало летописям. Летописание велось на Руси с XI по XVII вв. Как и любой источник, летопись может быть использована историком с разными исследовательскими целями: как свидетельство, на основе которого возможно установление конкретного факта или группы фактов, и как памятник культуры и общественной мысли определенной эпохи.

При подготовке к теме семинарского занятие студенты должны четко усвоить в чем состоит специфика летописного повествования; выяснить значение терминов: летопись, летописный свод, вторичная летопись, извод, список, протограф, глосса, интерполяция. Особо следует обратить внимание на компилятивный характер летописей, их значительный территориальный и временной охват.

Один из самых дискуссионных вопросов, на который должны попытаться ответить и студенты - какова цель создания летописных сводов. В науке долгое время господствовал взгляд на летописца как на бесстрастного и объективного наблюдателя, который неторопливо и точно фиксировал события. Поэтому традиционно выделяли историческую функцию летописей. Однако после работ А. А. Шахматова такой односторонний подход был преодолен. В авторе - составители летописи исследователи увидели писателя, отражающего интересы того или иного князя, активного защитника взглядов той или иной феодальной группы или лица, собственной политической и исторической концепции. Князья, митрополиты активно вмешивались в процесс летописания, а порой являлись непосредственными заказчиками летописей.

И. Н. Данилевский предложил гипотезу об эсхатологических мотивах древнейших рукописей, которые определили социальную функцию летописей - фиксировать нравственные оценки исторических деятелей Руси, которая должна стать центром спасения человечества. Эта функция по мнению ученого определила структуру летописного повествования.



Студент должен сформулировать понятие авторства. Это одно из самых сложных в летописеведении, поскольку все известные летописи - результат работы нескольких поколений летописцев. Каждый из них сначала переписывал один или несколько предшествующих летописных сводов в соответствии со своим социальным стандартом.

Важно отметить также, что основной способ описания событий - прямое или опосредованное цитирование авторитетных текстов. Для летописца Библия являлась вневременной и реальной ценностью. Поэтому он широко прибегал к аналогии с уже известными событиями (исследователь И. Н. Данилевский посвятил этой проблеме интересную статью “«Библия и Повесть временных лет». К проблеме интерпретации летописных текстов”. См. список литературы).

Основы современного летописеведения были заложены А. А. Шахматовым, который разработал метод изучения летописных списков и летописных сводов. Этот метод предполагает комплексное, сравнительно – историческое, текстологическое исследование летописей, при котором выявляются разночтения и общие места, присущие летописям. Проведенный анализ позволяет исследователю выделить редакции и проследить разночтения. Использование этого метода дает возможность выявить протограф, время и цели его возникновения.

Наиболее наглядно и убедительно А. А. Шахматов продемонстрировал свой метод при анализе «Повести временных лет» – центрального памятника древнерусского летописания. Сопоставив все известные списки, ученый сгруппировал их по трем редакциям и постарался объяснить причины их появления. Студенты должны иметь четкое представление об основных редакциях ПВЛ, времени и обстоятельствах их составления. Схему А. А. Шахматова в наше время разделяют большинство историков, хотя некоторые (М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, Л. В. Черепнин) высказали ряд уточняющих и конкре-тизирующих положений. Следует разобраться: в чем состоит суть расхождений.

Важной проблемой является вопрос об источниках ПВЛ. Среди них мы видим иностранные сочинения, произведения сакрального характера, древнейшие летописные своды. Студенты должны уметь выделять особенности внутренней структуры ПВЛ, жанровые характеристики отдельных частей летописи, основные идеи летописца, его политические и исторические пристрастия. Необходимо подчеркнуть мысль, что до сих пор многие идеи и духовные ценности, содержащиеся в ПВЛ остаются нераскрытыми и неосмысленными.

Летописание ХII–ХIII вв. дошло до нас фрагментарно. Среди основных центров летописания этого времени – Киев, Галицко-Волынская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород. Основными идеями летописей являлось доказательство приоритета того или иного княжества, земли среди других русских земель. Так, например, в основу летописания северо-восточной Руси была положена идея о переходе цента Русской земли из Киева во Владимир.

Летописание Новгорода было в большей степени ориентировано на внутренние проблемы, на экономическую и политическую жизнь города.

Летописание XV–XVI вв. приобретает новые черты. В это время на Руси существовала уже единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. Некоторые исследователи, доказывая существование независимой митрополичьей летописной традиции (М. Д. Приселков), признавали наличие единого центра, летописания существовавшего уже в XIV в. В этот период летописи ведутся с большей полнотой, тщательностью, послушно реагируют на изменения в государственной политике. Анализ официального летописания следует произвести на основе Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), Воскресенской летописи (первая половина XVI в.), Степенной книги царского родословия, Лицевого свода Ивана Грозного. Эти памятники стали завершающим этапом унификации русского летописания под эгидой Москвы, что нашло отражение в их содержании. Студенты должны выделить и проанализировать основные идеи этих летописей, историю их создания.

Неофициальное летописание велось частными лицами и иногда противостояло великокняжеским сводам. Среди его особенностей: незначительный круг источников, независимость оценок политики великого князя.

В XVII в. значительное распространение получили хронографы – сочинения по всемирной истории. Они содержали отрывки из Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Этот вопрос будет целесообразнее подготовить в виде доклада или сообщения, поскольку литература не отличается многочисленностью наименований и разнообразием. Докладчик должен обязательно подчеркнуть, что хронографы включали сведения естественнонаучного характера, произведения античной литературы, христианские апокрифы, агиографические материалы.

Последний вопрос темы семинарского занятия – о миниатюрах – также можно подготовить в виде доклада. Основным источником при этом будет служить монография О. И. Подобедовой. В докладе следует обратить внимание на то, что практически все летописные своды были богато украшены и содержали значительное количество миниатюр.

Миниатюра – это картинка в летописи, сделанная в красках и от руки. Общая эволюция древнерусской миниатюры состояла в утрате различных черт византийского искусства и частичном приобретении черт искусства западного. Миниатюра представляла собой иллюстрацию содержания летописи, схематический рисунок, который можно «прочесть», только владея информацией об основных символах и композиционных особенностях. Существовали особые приемы для передачи сведений о возрасте, социальной принадлежности, героев миниатюр. Таким образом, анализ содержания миниатюр будет способствовать более системному и глубокому изучению летописных источников.

В заключение занятия студенты должны определить причины, по которым летописание утрачивает приоритетное значение и ему на смену приходят новые формы исторического повествования.

Вопросы

1. Летописи как исторический источник. Социальные, политические, исторические функции летописей.

2. Методы изучения летописных сводов А. А. Шахматова.

3. «Повесть временных лет»:

а) проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций ПВЛ;

б) внутренняя структура ПВЛ;

4. Летописание ХII–ХV вв.:

а) местное летописание XII–XIII вв.: основные центры, особенности;

б) летописание XIV–XV вв.: памятники, центры, содержание.

5. Общерусские летописные своды конца XV–XVI вв., официальное и неофициальное летописание.

6. Хронографы.

Источники

1. Повесть временных лет: В 2-х ч.– М.–Л., 1950.– 556 с.

2. Полное собрание русских летописей. – Л., 1989.

3. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н. К. Гудзий. – М., 1973.– 347 с.

Литература

1. Буганов В. И. Отечественная историография русского летописания: Обзор советской литературы. – М., 1975.– 344 с.

2. Вовина В. Г. Новый летописец и спорные вопросы изучения позднего русского летописания // Отечественная история.– 1992.– № 5.– С. 117–130.

3. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – М., 1966.– 319 с.

4. Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (к проблеме интерпретации летописных текстов) // Отечественная история.– 1993.– № 1.– С. 78–93.

5. Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история.– 1995.– № 5.– С. 101–109.

6. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы.– Л., 1987.– 327 с.

7. Ипатов А. Н. Православие и русская культура – М., 1985.

8. Клосс Б. Н. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв.– М., 1980.– 312 с.

9. Ключевский В. О. Курс лекций по источниковедению // Соч.: В 9 т.– М., 1989.– Т. 7.– С. 5–83.

10. Ключевский В. О. Курс русской истории.– Т I.– Ч. I.– М., 1987.

11. Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI – начала XVII в. / Отв. Ред. В. И. Буганов.– М., 1986.– 271 с.

12. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания.– М., 1977.– 406 с.

13. Кусков В. В. История древнерусской литературы.– М., 1977.– 375 с.

14. Летописи и хроники: Сборник статей. – М., 1984.

15. Лихачев Д. С. История русской литературы X–XII вв.– М., 1980.– 205 с.

16. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-исто-рическое значение. – М.–Л., 1947.– 499 с.

17. Лурье Я. С. Две истории Руси XV века.– СПб., 1994.– 240 с.

18. Лурье Я. С. Михаил Дмитриевич Приселков и вопросы изучения русского летописания // Отечественная история.– 1995.– № 1.– С. 146–160.

19. Лурье Я. С. О шахматовской методике исследования летописных сводов // Источниковедение отечественной истории. 1975. – М., 1976.

20. Лурье Я. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании // Вопросы истории.– 1993.– № 11–12.– С. 3–17.

21. Львов А. С. Лексика «Повести временных лет».– М., 1975.

22. Мирзоев В. Г. Былины и летописи – памятники русской исторической мысли. – М., 1978.– 273 с.

23. Муравьева Л. Л. Троицкая летопись в научном обороте XVIII – начала XIX в. // Источниковедение отечественной истории. 1989.– М., 1989.

24. Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII века: Очерки и исследования.– М., 1969.– 555 с.

25. Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических летописей и история русского лицевого летописания. – М., 1965.– 334 с.

26. Пронштейн А. П. Источниковедение в России. Эпоха феодализма.– Ростов на/Д. 1989. – 419 с.

27. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. – М., 1984. – 219 с.

28. Сапунов Б. В. Книга в России в XI-XIII вв. – Л., 1978.

29. Специальные курсы / Под ред. В.Л. Янина.– М., 1989.

30. Творогов О. В. Хронографы древней Руси // Вопросы истории.– 1990.– № 1. – С. 57–72.

31. Тихомиров М. Н. Русское летописание.– М., 1979.

32. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории.– 1991.– № 6

33. Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия: Царский архив и лицевые летописи времени Ивана Грозного / Отв. ред. Д. С. Лихачев.– М., 1984. – 277 с.

34.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.