Сделай Сам Свою Работу на 5

Кейс № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.





Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

 

Т.Е. Дудар

 

 

История философии

учебно-методическое пособие

(кейсы)

 

Сыктывкар

 

Издательство Сыктывкарского государственного университета

 

УДК 1

ББК 87я7

Д 81

Издается по постановлению научно-методического совета

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

Рецензенты:

И.Л.Жеребцов, д-р ист.наук,

директор Института истории и литературы КНЦ УрОРАН

А.К.Конюхов, канд.социол.наук,

Зам.директора по науке ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина»

 

Дудар, Т.Е.

Д81 История философии: учебно-методическое пособие для бакалавров (заочное отделение) (кейсы). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета, 2016. - 80 с.

ISBN

Учебно-методическое пособие «История философии» предназначено для бакалавров, обучающихся на заочном отделении. Пособие состоит из 8 кейсов, включающих теоретический и практический модули. Пособие помогает правильно организовать самостоятельную работу по изучению учебной дисциплины, позволяет студентам расширить их знания по изучаемой проблематике, проверяет и оценивает результаты развития способности критического мышления и навыков самостоятельного философствования



 

 

УДК 1

ББК 87я7

ISBN ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………....

Кейс № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества……………

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы………….

Вопрос 2. Философия как форма знания: определение, предмет, особенности, проблемы, функции, основные разделы…………………………………………

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль ……………………………………………………..

1. Аристотель. Что такое философия и зачем она?...............................................



2. Иоанн Дамаскин. Шесть определений философии………………………….

3. Томас Гоббс. Назначение и смысл философии………………………….......

4. Н.А.Бердяев. Философское познание………………………………………….

Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………..

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Кейс № 2. Философия Древнего Востока ……………………………….

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Проблема возникновения философии:

Вопрос 2. Особенности развития и содержания древнекитайской философии.

Вопрос 3. Проблема начала в древнеиндийской философии. ………………… Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

1. Конфуций. «Лунь юй»

Кейс № 3. Античная философия…………………………………………..

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. ……………………………………………………

Вопрос 2. Основные школы античной философии. …………………………….

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

Аристотель. Этическое учение……………………………………………….

Сенека. О блаженной жизни…………………………………………………..Эпикур. Об удовольствии и благе……………………………………………….



Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………

Кейс № 4. Средневековая философия …………………………………..

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1.Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии.

Вопрос 2. Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса.

Вопрос 3. Схоластика.

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

Августин Аврелий. Познание, вера и разум…………………………………..

Августин Аврелий. Общество и история…………………………………….

Фома Аквинский. Теология и наука………………………………………..

Фома Аквинский. Теория познания…………………………………………

Задача 1……………………………………………………………………………

Задача 2…………………………………………………………………………..

Кейс № 5. Философия Нового времени ………………………………….

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Философия эпохи Возрождения.

Вопрос 2. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

Вопрос 3. Европейское Просвещение.

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

1. Ф. Бэкон. Эмпирический метод и теория индукции…………………………..

2. Ф.Бэкон. О достоинстве и преумножении наук……………………………….

3. Р.Декарт. Метод познания…………………………………………………….

Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………..

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Кейс № 6. Немецкая классическая философия …………………………

Теоретический модуль ……………………………………………. Вопрос 1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. …………………………………..

Вопрос 2. Критическая философия И. Канта…………………………………

Вопрос 3. Философия Г.В.Ф. Гегеля. ……………………………………….

Вопрос 4. Материализм Фейербаха. ……………………………………………

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

И.Кант. Мораль…………………………………………………………………

Л. Фейербах. Антропологический материализм………………………………

Кейс № 7. Современная западноевропейская философия ……………..

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Главные проблемы и тенденции философии ХХ века. …………….

Вопрос 2. Психоаналитическая философия. ………………………………….

Вопрос 3. Экзистенциальная философия……………………………………….

Вопрос 4. Аналитическая философия. ……………………………………………

Вопрос 5. Философская мысль в начале XXI века………………………………

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль …………………………………………….

К. Ясперс. Образование…………………………………………………………

Задача 1……………………………………………………………………………

Кейс № 8. Специфика русской философии ………………………………

Теоретический модуль …………………………………………….

Вопрос 1. Русская философия: предмет, периодизация, специфика и основные проблемы. …………………………………………………………………………

Вопрос 2. Русская философия XI-XVII вв. …………………………………….

Вопрос 3. Русская философия XVIII – начала XIX века. …………………….

Вопрос 4. Русская философия второй четверти XIX – начала ХХ веков. …..

Вопрос 5. Русская философия в ХХ - начале XXI века. ……………………..

Словарь основных понятий кейса………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

Практический модуль ………………………………………………………

П.Я.Чаадаев. Особенности исторического развития России……………..

П.Я. Чаадаев. Россия и Запад……………………………………………………..

Г.В.Плеханов. Что такое «материализм в общефилософском смысле»?..........

В.И. Ленин. Общественное бытие и общественное сознание…………………..

Задача 1……………………………………………………………………………..

Итоговый тест для самоконтроля…………………………………………

Ключ к тесту……………………………………………………………………

Введение

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой курс истории философии – основы всего курса философии, позволяющего овладеть основными проблемами философии в их исторической ретроспективе, стать фактической базой для глубокого понимания и анализа проблем систематической философии. Учебное пособие организовано по принципу кейс-метода и представляет собой восемь внутренне структурированных и внешне взаимосвязанных кейсов, сформированных по историческим типам философствования. Каждый кейс организован таким образом, чтобы помочь обучающимся на заочном отделении правильно организовать самостоятельную работу по овладению дисциплиной «Философия».

Каждый кейс состоит и теоретического и практического блоков. Теоретический блок представлен развернутым планом темы, что позволяет обучающимся сориентироваться в значительных массивах информации, правильно расставить акценты в подборе информации – не упустить главного и «не увязнуть» в деталях. Для овладевания понятийно-категориальным аппаратом философии к каждой теме в теоретическом блоке представлен словарь основных понятий кейса. Предполагается, что обучающийся после изучения темы кейса должен свободно ориентироваться в данных понятиях, знать их определения. Список рекомендуемой литературы завершает теоретический блок каждого кейса. Рекомендуем ознакомиться с представленной в нем литературой.

Как работать с кейсами?Рекомендуем для работы над кейсами завести отдельную тетрадь для конспектов (или использовать с той же целью электронные устройства). Ознакомьтесь внимательно с вопросами теоретического модуля кейса. Опираясь на вопросы, соберите информацию из литературы (рекомендованный библиографический список литературы модуля, дополнительная литература, информационные массивы интернета) и напишите конспекты – ответы. Далее составьте словарь основных понятий кейса: выпишите из словарей, справочников, учебников определения. Постарайтесь их запомнить. Проверьте себя - перескажите устно без опоры на свой конспект содержание какого-либо вопроса кейса. Теоретическая часть кейса считается усвоенной, если вы можете точно и полно воспроизвести ответы на вопросы кейса, а также запомнили определения.

Теперь можно приступать к практическому модулю кейса, который состоит из практических заданий разного характера: текстов для анализа, задач, заданий на составление тематических таблиц. Тексты для анализа представляют собой небольшие фрагменты из работ известных философов. Предложенные фрагменты необходимо проанализировать. Для этого первоначально внимательно прочитайте сам отрывок. Попытайтесь определить, какие основные идеи содержит отрывок, выделите ключевые слова, с помощью которых автор текста формулирует свою позицию. Установите, какие аргументы приводит автор для обоснования своего мнения, выявите те, которые непосредственно связаны или отвечают на поставленный к тексту вопрос. Изложите ваши рассуждения, подтверждая их небольшими цитатами из текста. Для более логичного изложения рекомендуется сначала составить небольшой план вашего ответа.

Задачи – это практические задания, позволяющие как применить полученные теоретические знания на практике, так и помогающие сформулировать свою мировоззренческую позицию по проблеме задачи, определить и аргументировано доказать свою точку зрения. Приступая к выполнению задач, внимательно прочитайте задание или вопрос, на который надо ответить. Составьте небольшой план ответа, который позволит более последовательно изложить ваше мнение. Ответ должен быть аргументирован!

Задания на составление тематических таблиц призваны помочь систематизировать уже полученные знания, понять внутреннюю логику и закономерности развития философских идей. Для выполнения этих заданий следует воспользоваться дополнительными источниками информации, такими как различные словари, учебные пособия, энциклопедии, интернет-источники.

После того, как все кейсы проработаны, можно приступать к выполнению итогового тестирования для самоконтроля. Если у вас возникли трудности при его выполнении – не спешите заглянуть в ответы ключа теста, попытайтесь найти ответ самостоятельно и только затем проверьте свои ответы по ключу. Тест считается сданным, если количество правильных ответов превышает 60% (это так называемый «пороговый» уровень освоения дисциплины).

Надеемся, что работа над курсом истории философии станет для вас увлекательной творческой лабораторией, которая позволит не только освоить материал курса, но и выразить свое мнение по многим злободневным вопросам. Желаем удачи!

Кейс № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.

Теоретический модуль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.