История политических и правовых воззрений Древней Греции .
Факторы, повлиявшие на развитие политико-правовых доктрин Древней Греции.
Периодизация развития и основные характеристики политических и правовых учений Древней Греции: Платон, Аристотель.
1. Факторами, повлиявшими на развитие политико-правовых доктрин Древней Греции, являлись: наличие развитых внешних торговых связей; существование государств, состоящих из города и его окрестностей (полисов); наличие полисов с различными видами государственного устройства (Афины, Спарта, Микена). Форма государственного устройства зависела от образа жизни и рода занятий граждан полиса. В полисах с доминированием земледелия и скотоводства во главе власти стояла родовая аристократия, с доминированием ремесла и торговли — демократия.
2. Ведущим философом Эллады был Платон.Согласно его воззрению причиной его государства являетсямногообразие человеческих потребностей; способ наилучшего их удовлетворения — выполнение каждым гражданином четко определенных трудовых функций; разделение трудовых функций происходит на основе умений каждого человека.
Платон разделял всех жителей полиса на следующие категории: правителей — философов, которым присуще разумное начало; воинов, которым присуще яростное начало; земледельцев и ремесленников, которым присуще вожделеющее начало.
Главной причиной всех бед в государстве Платон считал эгоизм и частнособственнические устремления отдельных людей.
Для построения идеального государства Платон предлагал: установить жесткий надзор над поведением каждого гражданина; упразднить семью; отменить частную собственность.
В «Государстве» Платон приводит классификацию форм правления по уровню их правильности. Правильные формы правления, по Платону.аристократия; монархия.
При указанных формах организации государства лучшие выборные правители — философы (один или несколько) будут царствовать на благо народа, а все граждане будут жить счастливо.
Неправильные формы: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Тимократия представляет собой правление воинов, а не философов. Государство с такой формой устройства постоянно воюет (Спарта, Крит). Постепенно тимократия вырождается в олигархию.
Характерные черты олигархии:накопление богатств у частных лиц, введение избирательного ценза, участие в управлении только состоятельных людей.
Последующая волна возмущений неимущих и не участвующих в решении государственных дел граждан приводит к перевороту и смене власти и установлению демократии.
При демократиипроисходит уравнивание всех в правах и предоставляется слишком много свободы гражданам. Рано или поздно чрезмерная свобода приводит к беспорядку, необходимости жесткой власти и демократия перерастает в тиранию.
Тирания, являясь наихудшим видом государственного устройства, предоставляет полную свободу действий только тирану. За всеми остальными гражданами установлен тотальный контроль. В отличие от демократии при тирании свободы слишком мало.
Политико-правовые идеи, описанные Платоном в произведении "Законы", представляли иную, более реалистичную модель государственного строя. В данном произведении мыслитель предлагает новую классификацию видов государства.
Таким образом, пройдя через круговорот смены форм правления, жители полиса должны понять, что лучшей формой правления являются монархия и аристократия. При указанных формах правления свободы не слишком много, но и не слишком мало, правит просвещенная элита, которая препятствует приходу к власти военных, охлократов (выдвиженцев толпы), тиранов и др. — всех тех, кто нарушает стабильность и приносит беды народу.
Основные признаки идеального государства Платона:
·проживание в полисе 5040 граждан (это оптимальное количество жителей в идеальном государстве, но рабы и иностранцы не входили в это число);
·выделение каждому гражданину земельного участка. Земельным наделом гражданин пользовался на праве владения, а собственником земли должно быть государство. Владельцем участка не мог быть иностранец или раб;
·введение запрета на занятие ростовщичеством, владение золотом, серебром и предметами роскоши;
·признание семьи ячейкой общества, но все вопросы воспитания должны быть государственным делом;
·разделение общества на 4 сословия. Критерием разделения должно быть имущественное положение человека;
·определение объема политических прав на основе принадлежности гражданина к тому или иному сословию. Только представители первых 2 сословий могут занимать государственные должности;
·уравнивание прав женщины и мужчины. Но женщины не должны входить в число высших правителей;
·образование государственных органов путем выборов, в которых участвуют только граждане полиса.
Структура государственных органов в идеальном государстве, по Платону, должна быть представлена: коллегией, состоящей из 37 правителей; советом, состоящим из 360 членов (по 90 от каждого сословия); "ночным собранием", состоящим из 10 самых мудрых и старейших граждан.
Представители государственных органов и граждане, по Платону, обязаны выполнять четкие и жесткие законы, установленные в данном обществе. Гарантией законности являлось развитое судопроизводство.
Принципами развитого судопроизводства являлись: открытое рассмотрение дел в суде; использование защиты обвиняемым; состязательность участников спора; равноправие сторон и т. д.
Идеи Аристотеля(384-322 гг. до н. э.), описанные в произведениях "Политика", "Афинская полития", "Никомахова этика" затронули различные сферы общественной жизни.
Основные идеи Аристотеля в области государственного строительства: рассмотрение политики в тесной связи с этикой, то есть установленной в обществе системой морали; обоснование патриархальной теории государства.
Базисным положением патриархальной теории государстваявляется тезис "человек — животное политическое и общительное". Личность нуждается в общении и объединении с себе подобными. Видами объединения людей в обществе являются: семья, то есть первичное объединение мужчины, женщины и детей; селение, представляющее собой объединение нескольких семей; полис — объединение нескольких селений.
При данной организации объединений власть правителя полиса— продолжение власти отца в семье.
Основными признаками полиса являются наличие единой территории, конституции, правительства. Целью полиса являлось достижение счастья его гражданами - свободными и разумными людьми. Но Аристотель допускал возможность существования института рабства в полисе. Исключение составляли эллины, которые, по мнению Аристотеля, "изначально были рождены быть свободными".
Внутри правового государства господствовало право, отождествленное с политической справедливостью. Аристотель разделял политическую справедливость на уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая справедливость имеет своим критерием абсолютное количественное равенство ("арифметическое равенство"). Она присуща такой форме государственного правления, как демократия, и применяется в области гражданско-правовых сделок, при наказании, возмещении ущерба.
Распределяющая справедливость критерием имеет "геометрическое равенство" и представляет собой распределение благ по достоинству каждого члена общества. Она присуща такому виду государственного устройства, как аристократия.
Правильные формы государственного устройства, по Аристотелю: монархия, аристократия, полития.
Из правильных форм полития— самая лучшая, так как она содержит в себе достоинства всех государственных форм управления. Признаки политии: преобладание в обществе среднего класса, представление собственников земли в качестве опоры государственной власти, допуск к управлению только воинов, обладающих достаточным богатством и благородством происхождения, распределение благ, проводимое по принципу справедливости.
Неправильными формами государственного устройства, по Аристотелю, являются: олигархия, демократия, тирания.
Из неправильных форм лучшей признается демократия.
Аристотель подчеркивал преемственность форм государственного устройства и наличие тенденции перехода их из одной в другую. Основной идеей Аристотеля в области права было выделение естественного (природного) права, условного (установленного людьми) права.
Естественное право обусловлено политической природой человека и существует вне зависимости от его признания или непризнания.
Условное право включает в себя писаные законы инеписаное право (обычаи).
Этим Аристотель, как и другие древнегреческие мыслители, предвосхитили идеи голландских гуманистов эпохи Просвещения Гуго Гроция и Эразма Роттердамского.
В экономике Аристотель был сторонником частной собственности. По Аристотелюинститут частной собственности способствует упорному и производительному труду;институт общей (коллективной) собственности не дает стимулов к работе и развивает леность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|