Сделай Сам Свою Работу на 5

История политических и правовых воззрений Древней Греции .





Факторы, повлиявшие на развитие политико-правовых доктрин Древней Греции.

Периодизация развития и основные характеристики политических и правовых учений Древней Греции: Платон, Аристотель.

1. Факторами, повлиявшими на развитие политико-правовых доктрин Древней Греции, являлись: наличие развитых внешних торговых связей; существование государств, состоящих из города и его окрестностей (полисов); наличие полисов с различными видами государственного устройства (Афины, Спарта, Микена). Форма государственного устройства зависела от образа жизни и рода занятий граждан полиса. В полисах с доминированием земледелия и скотоводства во главе власти стояла родовая аристократия, с доминированием ремесла и торговли — демократия.

2. Ведущим философом Эллады был Платон.Согласно его воззрению причиной его государства являетсямногообразие человеческих потребностей; способ наилучшего их удовлетворения — выполнение каждым гражданином четко определенных трудовых функций; разделение трудовых функций происходит на основе умений ка​ждого человека.

Платон разделял всех жителей полиса на следующие категории: правителей — философов, которым присуще разумное начало; воинов, которым присуще яростное начало; земледельцев и ремесленников, которым присуще вожделеющее начало.



Главной причиной всех бед в государстве Платон считал эго​изм и частнособственнические устремления отдельных людей.

Для построения идеального государства Платон предлагал: установить жесткий надзор над поведением каждого гражданина; упразднить семью; отменить частную собственность.

В «Государстве» Платон приводит классификацию форм правления по уровню их правильности. Правильные формы правления, по Платону.аристократия; монархия.

При указанных формах организации государства лучшие выборные правители — философы (один или несколько) будут царст​вовать на благо народа, а все граждане будут жить счастливо.

Неправильные формы: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тимократия представляет собой правление воинов, а не философов. Государство с такой формой устройства постоянно воюет (Спарта, Крит). Постепенно тимократия вырождается в олигархию.



Характерные черты олигархии:накопление богатств у частных лиц, введение избирательного ценза, участие в управлении только состоятельных людей.

Последующая волна возмущений неимущих и не участвующих в решении государственных дел граждан приводит к переворо​ту и смене власти и установлению демократии.

При демократиипроисходит уравнивание всех в правах и предоставляется слишком много свободы гражданам. Рано или поздно чрезмерная свобода приводит к беспорядку, необходи​мости жесткой власти и демократия перерастает в тиранию.

Тирания, являясь наихудшим видом государственного устройства, предоставляет полную свободу действий только тирану. За всеми остальными гражданами установлен тотальный кон​троль. В отличие от демократии при тирании свободы слишком мало.

Политико-правовые идеи, описанные Платоном в произведении "Законы", представляли иную, более реалистичную модель государственного строя. В данном произведении мыслитель предлагает новую классификацию видов государства.

Таким образом, пройдя через круговорот смены форм правления, жители полиса должны понять, что лучшей формой прав​ления являются монархия и аристократия. При указанных формах правления свободы не слишком много, но и не слишком мало, правит просвещенная элита, которая препятствует приходу к власти военных, охлократов (выдвиженцев толпы), тиранов и др. — всех тех, кто нарушает стабильность и приносит беды народу.

Основные признаки идеального государства Платона:

​ ·проживание в полисе 5040 граждан (это оптимальное количество жителей в идеальном государстве, но рабы и иностранцы не входили в это число);



​ ·выделение каждому гражданину земельного участка. Земельным наделом гражданин пользовался на праве владения, а собствен​ником земли должно быть государство. Владельцем участка не мог быть иностранец или раб;

​ ·введение запрета на занятие ростовщичеством, владение золо​том, серебром и предметами роскоши;

​ ·признание семьи ячейкой общества, но все вопросы воспитания должны быть государственным делом;

​ ·разделение общества на 4 сословия. Критерием разделения должно быть имущественное положение человека;

​ ·определение объема политических прав на основе принадлеж​ности гражданина к тому или иному сословию. Только представители первых 2 сословий могут занимать государственные должности;

​ ·уравнивание прав женщины и мужчины. Но женщины не долж​ны входить в число высших правителей;

​ ·образование государственных органов путем выборов, в которых участвуют только граждане полиса.

Структура государственных органов в идеальном государстве, по Платону, должна быть представлена: коллегией, состоящей из 37 правителей; советом, состоящим из 360 членов (по 90 от каждого сословия); "ночным собранием", состоящим из 10 самых мудрых и старей​ших граждан.

Представители государственных органов и граждане, по Пла​тону, обязаны выполнять четкие и жесткие законы, установ​ленные в данном обществе. Гарантией законности являлось развитое судопроизводство.

Принципами развитого судопроизводства являлись: открытое рассмотрение дел в суде; использование защиты обвиняемым; состязательность участников спора; равноправие сторон и т. д.

Идеи Аристотеля(384-322 гг. до н. э.), описанные в произведениях "Политика", "Афинская полития", "Никомахова этика" затронули различные сферы общественной жизни.

Основные идеи Аристотеля в области государственного строительства: рассмотрение политики в тесной связи с этикой, то есть уста​новленной в обществе системой морали; обоснование патриархальной теории государства.

Базисным положением патриархальной теории государстваяв​ляется тезис "человек — животное политическое и общитель​ное". Личность нуждается в общении и объединении с себе по​добными. Видами объединения людей в обществе являются: семья, то есть первичное объединение мужчины, женщины и детей; селение, представляющее собой объединение нескольких семей; полис — объединение нескольких селений.

При данной организации объединений власть правителя поли​са— продолжение власти отца в семье.

Основными признаками полиса являются наличие единой территории, конституции, правительства. Целью полиса являлось достижение счастья его гражданами - свободными и разумными людьми. Но Аристотель допускал воз​можность существования института рабства в полисе. Исклю​чение составляли эллины, которые, по мнению Аристотеля, "из​начально были рождены быть свободными".

Внутри правового государства господствовало право, отождест​вленное с политической справедливостью. Аристотель разделял политическую справедливость на уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость имеет своим критерием абсолют​ное количественное равенство ("арифметическое равенство"). Она присуща такой форме государственного правления, как демократия, и применяется в области гражданско-правовых сделок, при наказании, возмещении ущерба.

Распределяющая справедливость критерием имеет "геометриче​ское равенство" и представляет собой распределение благ по достоинству каждого члена общества. Она присуща такому ви​ду государственного устройства, как аристократия.

Правильные формы государственного устройства, по Аристотелю: монархия, аристократия, полития.

Из правильных форм полития— самая лучшая, так как она со​держит в себе достоинства всех государственных форм управ​ления. Признаки политии: преобладание в обществе среднего класса, представление собственников земли в качестве опоры государ​ственной власти, допуск к управлению только воинов, обладающих достаточным богатством и благородством происхождения, распределение благ, проводимое по принципу справедливости.

Неправильными формами государственного устройства, по Ари​стотелю, являются: олигархия, демократия, тирания.

Из неправильных форм лучшей признается демократия.

Аристотель подчеркивал преемственность форм государствен​ного устройства и наличие тенденции перехода их из одной в другую. Основной идеей Аристотеля в области права было выделение естественного (природного) права, условного (установленного людьми) права.

Естественное право обусловлено политической природой челове​ка и существует вне зависимости от его признания или непри​знания.

Условное право включает в себя писаные законы инеписаное пра​во (обычаи).

Этим Аристотель, как и другие древнегреческие мыслители, предвосхитили идеи голландских гуманистов эпохи Просвеще​ния Гуго Гроция и Эразма Роттердамского.

В экономике Аристотель был сторонником частной собственно​сти. По Аристотелюинститут частной собственности способствует упорному и производительному труду;институт общей (коллективной) собственности не дает стимулов к работе и развивает леность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.