Сделай Сам Свою Работу на 5

Политические и правовые учения Древней Индии.





1.​ . Индия ведийской эпохи. Брахманизм.

2.​ Буддизм.

3.​ "Архашастра" и Законы Ману.

1. Древняя Индия –одно из первых рабовладельческих государств Азии (нач. 2 тыс.- IV в.до н.э.)

Характерные черты ведийского периода- родоплеменная стадия развития (племя было основной формой организации общества); отсутствие долговременных союзов между племенами; постоянная вражда между кочевыми арийскими племенами и с местным населением; неравное положение покоренных племен и их захватчиков. Данное обстоятельство привело к появлению варн и каст.

Варны представляли собой сословия с четко очерченными границами.

Варна брахмановвключала в себя священнослужителей, по пре​данию рожденных из "уст космического великана Пуруши".

Кшатриев(рожденных из "его рук") представляли воины и правители.

Варна вайшьев("произошедших из бедер великана") объединя​ла ремесленников, земледельцев и торговцев.

Варна шудрбыла самой низшей. В нее входили люди, происшедшие из «ступней Пуруши» и не попавшие естественно ни в одну из вышеназванных каст. Их удел- быть слугами брахманов и кшатриев.



Вне варн находились чандалыи парии,выполнявшие работы могильщиков, мусорщиков и палачей.

Принадлежность к варне переходила по наследству.

Кастыпредставляли собой возникшие внутри варн мелкие замкнутые группы людей, объединившихся по роду занятий.

Доминирующей религией этого периода стал брахманизм,который поддерживал существующий варно-кастовый строй. Основным постулатом брахманизма была вера в перевоплощение души; божественное создание мира и общественного строя.

Постулат о перевоплощении души гласил, что человек состоит из смертного тела и вечной души;душа после гибели тела переселяется в другое тело; выбор тела зависит от следования умершего человека при жизни своей дхарме.

Дхарма — набор правил и норм поведения, определенных для каждой варны.

Смысл постулата о божественном создании мира раскрывался в легенде о сотворении мира богом Индрой (Пурушей).Именно он определил изначальный порядок. Нарушение же или изменение этого порядка влекло божественную кару.

Основным произведением о сущности государства и права ведийского периода были "Веды". Изучать "Веды" могли только брахманы, кшатрии, вайшьи.



Представители остального населения считались недостойными этого занятия.

"Веды"представляли собой сборник религиозных и ритуальных текстов и состояли из таких книг как:

"Ригведа" (собрание гимнов);

"Атхарваведа" (сборник заговоров и заклинаний);

Упанишады (комментарии к "Ведам", поучения, молитвы, ритуалы);

Дхармасутру и Дхармашастры (правовые сборники различных брахманистских школ).

2.В конце 2 тысячелетия Индия завоевана арийскими племенами, прародиной которых была территория между Волгой и Уралом. Произошла ассимиляция арийского населения с аборигенами. И как следствие – взаимопроникновение культур.

В религиозно-философском плане это нашло отражение в еретических, антибрахманских течениях, возникших в VII-VI вв.до н.э. Крупнейшим из них был буддизм.

Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы или Шакья Муни (563-483 гг. до н.э.), Буддой его прозвали. Это означает познавший истину, достигший просветления. Сиддхартха был принцем царствующего дома, т.е. принадлежал к кшатриям. Рос он в роскоши и довольствии, но отличался большой впечатлительностью, ранимостью. Родители всячески оберегали его от зрелища страданий и нищеты. Но однажды он все же увидел страдание и это лишило его покоя. Ни роскошь, ни красавица-жена не отвлекли его от мрачных мыслей, ночью он оставил дворец, семью и отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Спустя много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение.



Будда отверг ритуальность брахманизма и его сосредоточенность на проблемах космологии, превращавшую каждого человека в маленькую клеточку мироздания. В противоположность брахманизму учение Будды сконцентрировано на личности.

Главная цель – избавить человека от страданий, которые сопровождают его в этой жизни от колыбели до могилы. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека, - освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной воздействию среды и благодаря этому познать подлинные, а не случайные и внешние связи человека с Вселенной. Буддизм носит психологический и этический характер. Он проникнут стремлением к доброжелательству и непричинению вреда.

Древнейший из сохранившихся священных текстов буддизма, так называемый «палийский Канон» (написан на языке пали), относится к периоду между 80-ми годами V в. и серединой III в до н.э.

Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.

Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере.

Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов. Проводилась четкая грань между монашеской и мирской жизнью.

Оппозиционным к власти буддизм не был. Буддисты считали, что прочная власть предохраняет моральные устои от расшатывания, выступления против племенных распрей, столь характерных для ведийского периода. Буддизм отражал потребность в формировании крупных государств и содействовал укреплению империи Маурьев. Не случайно Ашока, завершивший объединение Индии, покровительствовал этой религии.

Буддизм – этическая религия, происходящая от учения Будды, «Просветителя», представителя индусской знати в Непале в VI в. до н.э. Впоследствии буддизм получил широкое распространение и принял несколько форм. Путем к спасению, согласно Будде, являются самоотречение, самодисциплина и медитация с целью вырваться из бесконечного цикла перевоплощения, которое происходит в противном случае, а конечной целью- нирвана или полное духовное совершенство. В таком качестве ориентация буддизма часто была, по выражению М.Вебера, «иномирской». В то же время буддизм был и политической религией как в ламаизме или некоторых движениях протеста в странах «третьего мира».

Брахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Он впитывал в себя элементы доарийских культов местных племен. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма, ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Он не боролся с соперничающими течениями, и это привело к формированию религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранившей все священные тексты брахманизма в качестве своей основы.

Буддизм тоже не удержался на высоте своих философо-этических рациональных принципов. Фигура Будды обожествлялась, окружалась суевериями и ритуалами. Различия между двумя системами постепенно стирались. Буддизм был поглощен индуизмом. В XIII в. н.э. буддийские общины перестали существовать на территории Индии, но задолго до этого они широко распространились в странах Южной и Восточной Азии. Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией.

3. К эпохе империи Маурьев относят обычно один из наиболее значительных памятников политической мысли Древней Индии - «Архашастра» Каутильи. Индийская традиция приписывает эту книгу Чанакье, министру основателя империи Маурьев Чандрагупты. Считается, что Каутилья – литературный псевдоним Чанакьи.

«Архашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Каутилья не считал себя создателем этого жанра, он ссылается на древних учителей. Но предшественники известны нам в основном по цитатам Каутильи. Его работа – единственная, дошедшая до нас целиком.

Каутилья поглощен проблемами этого мира и при рассмотрении их не руководствуется религиозно-догматической методологией. Конечно, он не отрицает Веды, а наоборот, всячески подчеркивает свою верность им. В ряде случаев продолжает ведийские традиции веры в сверхъестественные силы, магию, ритуал, в искупительные возможности жертвы или подношения богам. Но его рассуждения об искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реалистичны. Он опирается на обобщение и осмысление исторических и имперических данных. Он говорит не столько о долге, сколько об искусстве и ремесле правителя- что и как нужно делать, чтобы сохранить и приумножить власть и богатство. «Артхашастра» Каутильи – самый знаменитый образец особого жанра индийской литературы- светской политической науки.

Цель общества заключается в благе всех живых сущетсв. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, которое достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.

Царь, объявляемый наместником бога, заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания – данды. Насильственная природа власти получает у Каутильи очень четкое выражение: «Данда и одна только данда защищает и этот мир, и мир иной».

Своим особым местом в истории индийской политической мысли «Архашастра» обязана своду приемов политики и управления. Хотя хороший царь выступает у Каутильи как отец народа, рисуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена острыми противоречиями, взаимным недоверием, подозрительностью и интригами. Отсюда тщательно разработанная система шпионажа, слежки, контроля.

Техническая сторона искусства управления выходит за пределы политической мысли, но принципы, этические основы политики представляют большой интерес. Каутилья убежден, что власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами, как хорошими, так и дурными, когда последние оказываюся более надежными или единственно возможными. Это снискало ему славу индийского Макиавелли.

Каутилья не был в этом отношении оригинален. Представления об особой дхарме царя и кшатриев, сопряженной с применением жестокости, хитрости и насилия, были общепризнанными. Только буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.

Основными произведениями, описывающими идеи буддизма, являются: "Дигха Никайя"; "Типитака"; "Дигха Никайя". Они проводят мысль о закономерном возникновении государства и сословно-кастового строя, объясняют причины появления лжи, убийства, клеветы. «Типитака» («Три корзины») содержит проповедь гуманизма, законности, следования индивидуальному пути спасения; подчеркивает возможность каждого достичь просветления, вне зависимости от принадлежности к какой-либо варне; призывает к самосовершенствованию.

Постулаты буддизма (гуманизм, непротивление злу) привлекли первоначально низшие сословия. Но впоследствии положения этого течения стали использовать какофициальную идеологию.Буддизм распространился в другие страны и стал одной из первых мировых религий.В Китае, других странах Азии буддизм получил еще большее признание, чем в Индии и стал господствующей религией.

Происходило дальнейшее усиление власти царя и брахманов. Основными нормами, закрепляющими эту тенденцию, стали «Архашастра» и Законы Ману.

«Архашастра» провозглашает божественную власть царя, наместника бога на Земле. Он наделен законодательными полномочиями. Но при этом он не обязан следовать законам. Царь призван жестоко подавлять любые выступления против государства и его самого.

Последний (хронологически) знаменитый источник древнеиндийской политической мысли – «Законы Ману», а точнее «Наставления Ману в дхарме». Сборник приписывается мифическому прародителю людей Ману. На самом деле он сложился между II в. до н.э. и II в. н.э.

Почти два тысячелетия «Законы Ману» просуществовали как действующий свод правил. Он содержит все сведения о дхарме, т.е. долге людей разных варн, и относится к жанру дхармасутр или дхармашастр (т.е. законоведческой литературы). Здесь правовой материал более систематизирован и компактен, чем в ведийской литературе, а сугубо религиозные и мифологические сюжеты занимают меньшее место. Но содержание «Законов Ману» значительно шире того, что мы понимаем под правом.

По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения и отсылает его к ведам. Там есть рассуждения об этапах жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искупления вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), а рядом с этим о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

«Законы Ману» свидетельствуют о том, что в Индии брахманизм одержал победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественным силам. Символично, что Ману постоянно держит в поле зрения обеспечение их существования, привилегий и материальных интересов. Социальный консерватизм сказывается и в крайне презрительном отношении к шудрам («Шудрам владыка указал только одно занятие – служить трем другим кастам») и в жесткости наказаний. Повторяются традиционные положения о царской власти. Делается шаг к её обожествлению. Первому правителю приписывается божественное происхождение. «Когда люди, не имеющие царя, расселялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого мира из частиц… лучших богов». Весь свод поучений проникнут идеей совершенства изначально созданного Брахмой порядка. Угрожая земными и небесными карами, Ману призывает сохранить его в неприкосновенности и решительно пресекает любые попытки подточить вечную дхарму. В консерватизме «Законов Ману» отразились застойные явления, которые стали характерными для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.