Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ





Лекция (0,5 часа)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Европеизация России: внедрение западного образа жизни и культурных ценностей; трансформация древнерусских педагогических традиций.

Образовательные реформы Петра I. Начало становления системы профессионального образования, обеспечивающей государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Открытие артиллерийско-инженерной школы, школы математических и навигационных наук, хирургической школы в Москве, адмиралтейской школы в Воронеже, горнозаводские школы в Карелии, на Урале.

Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Новгородская архиерейская школа, подготовка выпускников к учительской деятельности.

Развитие образования после Петра I: сословная система образова­ния и воспитания, учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Распространение в России педагогической идеологии европейского Просвеще­ния. Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.



Подготовка и реализация школьной реформы 1782‒1786 гг.

Образовательные проекты второй половины XVIII в. «Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Тема 4. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Практическое занятие (1 час)

Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка.

Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова.

И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, Н.И. Новиков о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1802-1804 г. Создание в 1802 г. Министерства народного просвещения с целью «воспитания юношества и распространения наук».

«Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».



Возникновение частной школы.

Школьная политика второй четверти XIX века. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (при сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип сословного образования).

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Подготовка и проведение реформ 1860-х гг. «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»: реформа женского образования, два типа женских училищ. Реформа системы начального образования (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864): классические и реальные гимназии.«Устав гимназий и прогимназий» 1871 г.: принципиальные отличия.

Университетский устав 1868 г. Усиление самостоятельности университетов.

Земская школа, значение ее идей для современной образовательной политики.

Итоги развития теории и практики российского образования к концу XIX в.

Тема 6. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Практическое занятие (1 час)

Педагогические идеи В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова: возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

Н.И. Пирогов о воспитании человека в условиях разлада основ современного ему воспитания с направлением жизни общества.

Разработка К.Д. Ушинским принципа народности общественного воспитания.

Педагогические искания Л.Н. Толстого 60-х–начала 70-х гг. Протест против насильственного характера школы. Л.Н. Толстой – основоположник теории свободного образования.

Тема 7. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XX ВЕКЕ



Лекция (0,5 часа)

Эволюция образования в России в конце XIX - начале XX вв. Программы реформирования школы в документах политических партий. Обсужде­ние реформы образования в Государственной Думе. Подготовка проекта реформы школы в 1915-1916 гг. под руководством П.И. Игнатьева. Борьба за создание русской национальной школы.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы соз­дания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии. Разработка комплексных учебных программ.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века.

Реформы советской школы вто­рой половины 50-х - середины 80-х гг.

Основные проблемы и противоречия теории и практики отечест­венного образования к середине 80-х гг.

Советская школа и педагогика в эпоху перестройки и гласности.

Общая характеристика образовательной системы в России в 90- гг. XX в. - начале третьего тысячелетия. Введение государственных образовательных стандартов. Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта и разработка новых образовательных технологий. Тенденции и итоги развития педагогической теории и практики в 90-е гг. «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1992, 2012 гг.: достоинства и недостатки.

Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Выход России в единое европейское образовательное пространство: Болонское соглашение 2004 года.

Тема 8. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – XXI вв.

Практическое занятие (1 час)

Развитие педагогической науки в конце XIX - начале XX вв.

Педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева и его вклад в развитие истории педагогики. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева. Разработка П.Ф. Каптеревым теории педагогического процесса и создание концепции развития русской педагогики.

Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта.

Теория и практика социального воспитания свободной личности в педагогическом наследии С.Т. Шацкого. Организация жизни и воспи­тания детей в обществах «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», в ко­лонии «Бодрая жизнь». Суждения С.Т. Шацкого о педагогическом потенциале среды, роли труда, игры и искусства в развитии личности ребенка.

Разработка теории советского воспитания А.С. Макаренко. Воспитательный опыт колонии им. А.М. Горького. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики.

Развитие отечественной педагогики во второй половине 50-х ‒ начале 80-х гг. (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, ИЛ. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин и др.).

Гуманистическая интерпре­тация идеалов коммунистического воспитания В.А. Сухомлинским. Опыт Павлышской сельской школы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

2. Значение педагогического опыта Южноазиатской и Дальневосточной цивилизаций для осмысления проблем современного образования, поиска эффективных путей и способов воспитания и обучения.

3. Элементы спартанского и афинского образования, которые могут быть использованы в современной образовательной практике.

4. Общие черты в педагогических взглядах Платона и Конфуция.

5. Системы образования в Средневековье (до XVII в.).

6. Мыслители древности и Средневековья о воспитании. Идеи, актуальные для современной педагогики.

7. Педагогическое наследие христианства. Идеи, актуальные для современной педагогики.

8. Идеи и традиции исламской педагогики.

9. Общие черты средневековой христианской и исламской педагогики.

10. Сравнительный анализ цели, содержания, методов и форм организации образования в школе Римской империи, средневековой схоластической школе и школе периода Реформации.

11. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

12. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

13. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

14. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики.

15. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики.

16. Воспитание и образование у древних славян: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

17. Воспитание и образование в Киевской и Московской Руси: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

18. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

19. Идеи древнерусской педагогики, которые могут быть полезными для современной образовательной практики.

20. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

21. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Идеи И.И. Бецкого, актуальные для современной педагогики.

22. Общее и различное в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым.

23. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

24. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

25. Педагогические идеи Я.А. Коменского, реализуемые в современной образовательной практике.

26. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

27. Общее и особенное в педагогических взглядах К.А. Гельвеция и Ж.-Ж. Руссо на природу человека, место и роль воспитания в становлении и развитии личности человека.

28. Педагогические проекты Великой Французской буржуазной революции, воплощенные в реформах западной школы в XIX столетии.

29. Развитие образования за рубежом в XIX – XX вв.: общая характеристика

30. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

31. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, реализуемые в современной образовательной практике.

32. Педагогические идеи немецких классиков (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), актуальные для современного образования.

33. Требования А. Дистервега к учителю, сохраняющие свою актуальность.

34. Общее и различное в трактовке Л.Н. Толстым идеи свободного воспитания и Ж.-Ж. Руссо идеи естественного воспитания.

35. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

36. Идеи свободного воспитания, актуальные для современной образовательной практики.

37. Отражение педагогических взглядов славянофилов и западников в современной дискуссии о путях развития российского образования.

38. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

39. Общее и различное в педагогических концепциях Дж. Локка и М. Монтессори.

40. Проблемы западного образования на рубеже XIX – XX вв., решаемые и тупиковые для «школы учебы».

41. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

42. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

43. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

44. Педагогические суждения и взгляды Л.Н. Толстого, их современное значение.

45. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева, их современное значение.

46. Черты «школы учебы», реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

47. Черты «школы труда», реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

48. Педагогические идеи Дж. Дьюи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

49. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья СИ. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, степень их актуальности в современной России.

50. В.В. Розанов: обреченность «идеи искусственного человека, образованного вне естественных исторических сил и вне какой-либо веры своего века и народа…»

51. Взаимодействие в конце XIX – начале XX вв. западной и российской педагогики: формы, сферы и результаты взаимодействия.

52. Педагогические идеи П.П. Блонского, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

53. Воспитательная система А.С. Макаренко: общая характеристика. Педагогические идеи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике

54. Воспитательная система В.А. Сухомлинского: общая характеристика. Педагогические идеи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике

55. Общее и особенное в подходах к организации образования у адептов «свободного воспитания», Я. Корчака и представителей «гуманистической педагогики».

56. Основные тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики в России.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.