Сделай Сам Свою Работу на 5

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНОГО МИРА





(по Е. И. Лукину, 1984)

I. Тип. Простейшие. Классы: жгутиковые, ложноножковые, споровики, инфузории.

II. Тип Губки.

III.Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, сцифоид­ные, кораллы, гребневики.

IV.Тип Плоские черви. Классы: ресничные черви, моно­
генетические сосальщики, дигенетические сосальщики,
ленточные черви.

V. Тип Первично-полостные черви. Классы: брюхоресничные, коловратки, круглые черви (нематоды), скребни.

VI. Тип Немертины.

VII. Тип Кольчатые черви. Классы: малощетинковые, много-
щетинковые, пиявки.

VIII.Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, многонож­ки, насекомые, паукообразные.

IX. Тип Мягкотелые. Классы: боконервные, моноплакофоры,

брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

X. Тип Погонофоры.

XI. Тип Иглокожие. Классы: морские лилии, морские звезды, змее­хвостки (офиуры), морские ежи, голотурии.

XII. Тип Полухордовые.

XIII.Тип Хордовые: п/тип — бесчерепные; п/тип - черепные
(позвоночные); классы — бесчелюстные, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, пти­цы, млекопитающие.

В настоящих методических указаниях рассматриваются, согласно учебнику, основные, наиболее важные в практичес­ком отношении группы.



БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

ПРОСТЕЙШИЕ

Характеристика типа простейших. Деление на основные классы.

Жгутиковые. Строение и физиология. Особенности питания зеленых жгутиковых в связи с вопросом об общности проис­хождения растений и животных. Первичномонадные, их пара­зитические представители, вызываемые ими болезни живот­ных и человека.

Саркодовые. Строение, питание, размножение и образ жизни. Амебы. Фораминиферы, лучевики и их значение.

Споровики. Происхождение паразитизма простейших. Цик­лы развития, чередование бесполого и полового поколений. Гемоспоридии: малярийные плазмодии, пироплазмы и вызы­ваемые ими заболевания. Борьба с малярией и ее успехи в России. Кокцидии и болезни домашних животных. Микроспо­ридии как возбудители нозематозов — болезней пчел. Пре­дупреждение и борьба с заболеваниями.

Ресничные инфузории. Строение, питание, движение и размножение. Паразитические инфузории и вызываемые ими болезни животных и человека. Инфузории желудка жвачных и их значение.



Эволюция простейших. Скорость размножения простейших, их значение в круговороте веществ в различных средах оби­тания. Роль отечественных ученых в изучении простейших и успехи протозоологии в России.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 37—66.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные признаки характеризуют простейших, одноклеточных животных?

2. Что называется органеллами и каковы их функции?

3. Указать основные классы простейших и дать их крат­кую характеристику.

4. Какие формы размножения свойственны простейшим?

5. В чем состоит процесс инцистирования и его биологиче­ское значение?

6. Опишите циклы развития основных паразитических
представителей.

7. Укажите среди простейших наиболее опасных паразитов и
возбудителей заболеваний сельскохозяйственных животных
и человека (работы академика Е. Н. Павловского).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Клетка как организм у простейших и клетка как часть целого организма у многоклеточных. Клетка — основной элемент жизни. Химические и физиологические свойства кле­ток. Связь одноклеточных и многоклеточных животных. Ос­новные способы размножения у многоклеточных. Оплодотво­рение. Деление ядер и клетки. Основные закономерности дробления оплодотворенного яйца; стадии морулы, бластулы, гаструлы. Зародышевые листки. Теории происхождения мно­гоклеточных животных (Геккеля, Мечникова).

ГУБКИ

Губки, их строение, питание и размножение. Значение онтогенеза в понимании происхождения (филогении) губок.

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Основные классы, строение, питание и размножение. Ра­диальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые поли­пы, распространение и биологическое значение. Гребневики выделены в отдельный тип). Филогения кишечнополостных.



ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 66—84.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточ­ных животных.

2. Почему животные этого типа называются кишечнопо­лостными?

3. На какие классы подразделяется тип кишечнополост­ных?

4. Образ жизни кишечнополостных (питание, размноже­ние, развитие, способность к регенерации и т. д.).

5. Значение кишечнополостных в общей эволюции много­
клеточных животных.

ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Общая характеристика и деление на основные классы.

Ресничные черви Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) сим­метрии в организации червей и значение ее в эволюции жи­вотных.

Сосальщики (трематоды). (Моногенеи выделяют в отдель­ный тип).

Размножение, развитие с чередованием поколений и сме­ной хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних живот­ных и человека. Борьба с сосальщиками.

Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные чер­ви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скряби­на

 

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Общая характеристика и деление на основные классы: нематоды.

Нематоды. Строение, питание, размножение. Половой диморфизм. Свободноживущие и паразитические нематоды. Циклы развития паразитических круглых червей (аскариды, острицы, трихинеллы, власоглавы). Нематоды как возбудители заболеваний человека и животных.

Нематоды — вредители сельскохозяйственных растений: галловая, картофельная, свекловичная, пшеничная и другие. Циклы развития. Анабиоз круглых червей. Основные меро­приятия по предупреждению инвазий и борьба с нематодами. Влияние паразитического образа жизни червей на их строе­ние и развитие.

Паразитизм как пример приспособления и эволюции в мире животных; редукция органов пищеварения у ленточных червей, осмотическое питание, интрамолекулярное дыхание, непереваримость паразитов под действием пищеварительных ферментов организма хозяина, развитие органов размноже­ния и плодовитость, смена поколений и хозяев.

Влияние социальных условий на распространение гельминтозных инвазий и на характер борьбы с ними. История и успехи паразитологии в России (Н.А. Холодковский, К.И. Скрябин, В.А. Догель, Е.Н. Павловский.).

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Кольчецы как высшие черви. Метамерия как основная особенность организации аннелид. Происхождение вторичной полости тела, кровеносной системы и их значение в эволюции. Развитие и строение ганглиозной нервной системы аннелид. Основные классы кольчатых червей. Многощетинковые. Осо­бенности строения и образ жизни многощетинковых (полихет). Их значение в питании рыб. Малощетинковые (олигохеты). Роль кольчатых червей в образовании почвы и ее плодородии.

Пиявки. Особенности строения и образа жизни. Хоботные и челюстные пиявки. Пиявки как паразиты животных. Меди­цинское значение пиявок.

Филогения кольчатых червей и их значение в эволюции беспозвоночных. Роль русских ученых в истории изучения ан­нелид. (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, П. П. Иванов)

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327—351.

Вопросы для самопроверки

1. Классификация червей на отдельные типы (плоские,
круглые и кольчатые черви).

2. Перечислите основные признаки различий (по систе­мам органов) типов плоских, круглых и кольчатых червей.

3. Происхождение и связь различных типов червей с
другими группами беспозвоночных (плоских с кишечнопо­лостными, родство кольчатых с членистоногими и т. д.).

4. Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.

5. Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков (печеночной фасциолы), лентецов (широкого лентеца,
свиного и бычьего цепней) и эхинококка.

6. Дайте общую характеристику и классификацию круг­лых червей.

7. Опишите строение, питание, размножение и развитие
круглых червей на примере лошадиной аскариды.

8. Дайте общую характеристику и классификацию кольчатых высших червей.

9. Опишите строение и биологию кольчецов на примере дождевого червя.

10. Какой ущерб причиняют животноводству паразитар­ные болезни? Основные мероприятия по дегельминтизации (работы акад. К. И. Скрябина).

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Основные черты организации членистоногих и филогене­тическая связь их с другими беспозвоночными животными. Происхождение конечностей членистоногих и их развитие в онтогенезе и филогенезе. Деление на подтипы и основные классы.

Ракообразные. Основы систематики. Индивидуальное раз­витие (онтогенез). Филогения ракообразных. Паразитические ракообразные как пример большого морфофизиологического регресса.

Первичнотрахейные и их значение в происхождении члени­стоногих (выделяются в отдельный тип).

Паукообразные. Основные черты их анатомии, физиоло­гии и систематики. Ядовитые пауки и скорпионы. Клещи и их роль в распространении заболеваний домашних животных и человека. Исследования В. Л. Якимова, Е. Н. Павловского и других. Клещи как вредители сельскохозяйственных расте­ний и кормовых запасов. Паутинные, амбарные и другие кле­щи. Меры борьбы. Полезные в сельском хозяйстве хищные клещи.

Насекомые. Основы сравнительной анатомии, физиологии и систематики в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды.

Основы эмбриологии насекомых и работы А. О. Ковалев­ского. Полный и неполный метаморфоз. Половой диморфизм и полиморфизм насекомых. Полезные насекомые; пчеловодство и шелководство. Повышение урожая сельскохозяйствен­ных растений при опылении их насекомыми.

Закономерности размножения, динамики и прогнозов - чис­ленности вредных в сельском хозяйстве насекомых. Проис­хождение паразитизма насекомых и их роль в распространении болезней человека, сельскохозяйственных животных и расте­ний. Паразитические и хищные насекомые — энтомофаги и их использование в биологическом методе борьбы с вредными насекомыми. Основные агротехнические, химические и биоло­гические методы борьбы с вредными насекомыми. Соотноше­ние онтогенеза и филогенеза в типе членистоногих в связи с разнообразием условий водной и наземно-воздушной среды обитания представителей классов типа.

Роль отечественных ученых в развитии энтомологии. (Н.А. Холодковский, Н.М. Кулагин, Н.Я. Кузнецов и др.).

ЛИТЕРАТУРА. 2. с.145-213.

Вопросы для самопроверки

1. Укажите основные черты организации членистоногих и
филогенетическую связь их с другими беспозвоночными животными.

2. Какие признаки положены в основу общей классификации членистоногих? Подразделение их на подтипы и основные
классы.

3. Какие морфологические и биологические признаки ха­рактеризуют класс ракообразных? Подразделение его на низших и высших раков; их практическое значение.

4. Какие признаки характеризуют класс паукообразных?
Основные его отряды (пауки, скорпионы и клещи); значение
последних в сельском хозяйстве.

5. Какие внешние и внутренние черты строения характе­ризуют класс насекомых?

6. Опишите важнейшие особенности биологии насекомых
(сложное развитие с полным и неполным превращением, яв­ление анабиоза, сложные инстинкты и т. д.).

7. Перечислите главнейшие практически важные отряды
насекомых.

8. Опишите полезных насекомых и их роль в сельском хозяйстве (биологические основы пчеловодства, шелководства и т. д.).

9. Перечислите основные группы насекомых — наиболее
массовых вредителей сельского хозяйства.

 

МОЛЛЮСКИ

Основные особенности морфологии и систематики моллюс­ков в связи со способами движения и образом жизни в различных условиях среды.

Брюхоногие моллюски. Водные и наземные — промежуточ­ные хозяева паразитических червей; вредители сельскохозяй­ственных растений. Борьба с моллюсками, вредными в рас­тениеводстве и животноводстве.

Двустворчатые моллюски. Строение, экология и экономи­ческое значение.

Головоногие моллюски. Развитие нервной системы и орга­нов чувств моллюсков в связи с движением и образом жизни.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с 231—255.

Вопросы для самопроверки

1. Какие общие признаки характеризуют тип моллюсков?

2. В чем заключаются различия классов моллюсков?

3. Как устроены органы дыхательной, кровеносной, выдели­тельной и нервной систем моллюсков?

4. Какое значение имеют моллюски в сельском хозяйстве?

5. Что известно об эволюции моллюсков?

ИГЛОКОЖИЕ

Основные особенности строения и классификация. Эмбри­ональное развитие и происхождение радиальной симметрии в строении вымерших и современных иглокожих. Теоретическое значение иглокожих.

ХОРДОВЫЕ

Подтипы и классы. Строение и филогения бесчерепных, личиночнохордовых и позвоночных. Исследования А. О. Кова­левского по развитию ланцетника и асцидий и их значение в установлении родственных связей между беспозвоночными и позвоночными.

ПОЗВОНОЧНЫЕ

Основные черты строения. Происхождение позвоночника и черепа. Эволюция органов опоры и движения, пищеварения, дыхания и кровообращения, выделения, размножения, нерв­ной системы и органов чувств позвоночных животных. Пере­ход от водной к наземно-воздушной жизни в эволюции позво­ночных и эмбриональные приспособления (анамнии и амни­оты). Обмен веществ и эволюция теплокровности. Эволюция мозга и высшей нервной деятельности позвоночных в свете учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Соотношение онто­генеза и филогенеза у позвоночных. К.М. Бэр и эмбриология позвоночных. Теория филэмбриогенеза А.Н. Северцева. Гео­логическая история позвоночных.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 256—258.

Вопросы для самопроверки

1. Укажите основные признаки хордовых, по которым они отличаются от других типов животных.

2. На какие подтипы делится тип хордовых?

3. Охарактеризуйте низших хордовых на примере ланцет­ника.

4. Дайте общую характеристику позвоночных.

5. На какие классы делится подтип позвоночных?

6. Общая анатомическая характеристика позвоночных (по
системам органов).

7. Опишите развитие зародыша различных групп позвоночных (образование амниона и алантоиса).

8. Укажите различие между двумя группами позвоночных
животных: анамниа и амниота.

9. Как представить общую схему филогенетического разви­тия различных групп позвоночных?

Круглоротые. Строение и образ жизни. Происхождение и значение круглоротых в понимании эволюции позвоночных.

Рыбы (классы хрящевых и костных). Основные черты хря­щевых и костных рыб и систематика. Происхождение и зна­чение челюстей в эволюции. Происхождение рыб. Особенно­сти строения нервной системы и органов чувств рыб в связи с образом жизни. Размножение рыб. Миграция рыб в связи с размножением. Роль отечественных ученых (К. М. Бэр, А. Н. Северцев, Н. М. Книпович, Л. С. Берг) в развитии ихтиологии. Основные рыбные богатства России и их использование. Понятие о рыбоводстве.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 269—300.

Вопросы для самопроверки

1. Какими чертами строения рыбы отличаются от класса
круглоротых?

2. Какие особенности внешнего и внутреннего строения
имеются у рыб в связи с водным образом жизни?

3. Укажите характерные отличия строения хрящевых и
костных рыб.

4. Что известно о происхождении рыб?

5. Какие вы знаете экологические группы рыб?

6. Какая наиболее распространенная экологическая классификация рыб?

7. Опишите основные черты биологии рыб (жизненный цикл, питание, размножение, миграции и т. д.).

8. Укажите биологические основы рыбного промысла и рыбоводства.

9. Определите экономическое значение рыб (главнейшие промысловые районы, мероприятия по рыборазведению вРоссии).

Земноводные (амфибии). Основы анатомии, физиологии и систематики земноводных. Происхождение и эволюция ам­фибий. Практическое значение.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 300—310.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику амфибий как земноводных животных.

2. Какие черты строения и развития объединяют амфибий с рыбами в общую группу анамниа?

3. Какие признаки характеризуют амфибий как наземных животных (легкие, конечности)?

4. Укажите своеобразные черты в биологии амфибий (зем­новодный образ жизни, развитие с метаморфозом, способность к регенерации).

5. Укажите на какие отряды разделяются современные амфибии и что известно об их происхождении.

Пресмыкающиеся (рептилии). Основы их анатомии, физи­ологии и систематики. Происхождение и эволюция рептилий.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 314—326.

Вопросы для самопроверки

1. Составьте общую характеристику рептилий.

2. Какие вы знаете прогрессивные черты в строении реп­тилий по сравнению с амфибиями?

3. Чем можно объяснить, что рептилии могут существовать независимо от водной среды?

4. На какие основные отряды подразделяются современные рептилии и какими особенностями они отличаются друг от друга?

Птицы. Происхождение и эволюция птиц. Основы анато­мии, физиологии и систематики. Аэродинамические условия полета птиц. Половой диморфизм и его биологические основы. Размножение и развитие птиц. Выводковые и птенцовые пти­цы. Пути увеличения яйценоскости домашних птиц в связи со значением света в физиологии размножения. Миграции и их эколого-физиологические основы. Происхождение домаш­них птиц. Важнейшие охотничье-промысловые птицы. Роль птиц в истреблении насекомых и грызунов, вредящих лесным насаждениям и сельскохозяйственным насаждениям. Охрана полезных птиц. Роль отечественных ученых в истории орнитологии (М.А. Мензбир, Г.П. Дементьев).

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327—351.

Вопросы для самопроверки

1. Составьте общую характеристику класса птиц.

2. Какие приспособительные признаки птиц связаны с полетом?

3. По каким признакам в эмбриональном развитии отно­сят птиц в группу амниота?

4. Что вам известно о происхождении птиц, их предках и ископаемых формах?

5. Перечислите основные надотряды и наиболее важные отряды птиц.

6. Какие известны экологические группы птиц и приспособления их к среде обитания?

7. Каков годовой цикл жизни у оседлых, кочующих и перелетных птиц? В чем заключаются причины их миграций?

8. Перечислите важнейших охотничьих, промысловых и
полезных в сельском хозяйстве птиц.

9. Охарактеризуйте современное состояние птицеводства и перспективы его развития как одной из отраслей сельского хозяйства России.

Млекопитающие.Основные особенности морфологии, физиологии и систематики. Происхождение и эволюция млекопитающих и связи с разными условиями существования и образом жизни.

Однопроходные и сумчатые. Особенности строения, эволю­ции и географического распространения.

Плацентарные. Эволюция живорождения у позвоночных. Параллелизм в историческом развитии сумчатых и плацен­тарных млекопитающих в зависимости от образа жизни и условий среды обитания.

Основные отряды плацентарных. Насекомоядные. Руко­крылые. Грызуны. Зайцеобразные. Основные виды грызунов, вредных в сельском хозяйстве. Значение их в распростране­нии болезней человека и животных. Теория прогнозов раз­множения и численности грызунов. Основные мероприятия по борьбе с грызунами, защита урожая, запасов продуктов, cадов и лесных насаждений. Непарнокопытные. Эволюция ло­шадиных. Значение исследований В.О. Ковалевского. Парно­копытные. Хоботные. Хищные, их значение в природе и в промысловом хозяйстве. Ластоногие. Китообразные. Приматы. Человекообразные обезьяны. Происхождение человека. Происхождение домашних млекопитающих: анатомо-физиологические изменения, происходящие в процессе одомашнивания, их значение для эволюционного учения.

Работы отечественных ученых в истории изучения млекопитающих.

Народнохозяйственное значение охотничье-промысловых млекопитающих. Заповедники и охрана редких видов.

Значение изучения закономерностей эволюции и роль человека в охране и преобразовании животного мира.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 16.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику млекопитающих как наиболее высокоорганизованного класса животных.

2. На основе каких биологических особенностей выделяются подклассы млекопитающих?

3. Какие признаки характеризуют яйцекладущих, сумча­тых и плацентарных млекопитающих?

4. Укажите отличительные черты плацентарных млекопи­тающих и перечислите главнейшие отряды.

5. От каких предков произошли млекопитающие?

6. Назовите основные экологические группы млекопитающих в связи с различной средой обитания.

7. Укажите основных вредителей сельского хозяйства и меры борьбы с ними.

8. Перечислите важнейших охотничье-промысловых жи­вотных; методы использования и обогащения фауны.

9. Укажите виды домашних млекопитающих, их систематическое положение, происхождение. Перечислите основные породы домашних животных и методы их совершенствования.

 

10. Охрана животных в России. Красная Книга.

Кроме общего систематического изучения зоологии по учебникам, желательно и практическое ознакомление с жи­вотными в природе. Для этого рекомендуется проведение са­мостоятельных наблюдений в природе с занесением их в дневник. Основное внимание следует при этом обратить на такие биологические явления в животном мире, как общий видовой состав, отдельные группы, распространение, образ жизни и биология отдельных видов животных (питание, раз­множение, развитие молодняка, залегание в спячку, переле­ты и т. д.).

Из возможных объектов наблюдений следует иметь в ви­ду вредителей поля, сада, огорода, а также полезных охот­ничье-промысловых птиц и зверей.

Желательно также, чтобы изучающий зоологию студент установил контакт с местным краеведческим музеем и с по­мощью его работников ознакомился с коллекциями, предста­вителями местной фауны и с ведущимися там зоологически­ми работами.

 

Раздел 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется студентом по заданию кафедры в межсессионный период и является обязательной составной частью учебного плана для заочного образования.

Студенты, не выполнившие задания и не представившие своевременно контрольной работы, не допускаются к очеред­ной лабораторно-экзаменационной сессии, то есть к слушанию лекций, к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

К выполнению контрольного задания студент приступает после изучения курса зоологии по учебнику (Е. И. Лукин, 1984 или Б. А. Кузнецов, А. 3. Чернов, 1989).

На заочном факультете выполняется одна контрольная работа по вариантам, соответствующим сумме трех последних цифр шифра. Если шифр двузначный, берется сумма двух цифр, если однознач­ный, то берется вариант, соответствующий последней цифре.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.