Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИВОТНОГО МИРА





ЗООЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов

по специальности 110305.65 «Технология производства

и переработки с/х продукции», 110400.65 «Зоотехния» и 110502.65 «Ветеринария»

 

 

 

Чебоксары 2005


УДК 591

ББК 28.6

 

Составители: кандидат биологических наук Н.В. Мардарьева и доктор биологических наук, профессор Н.Г. Игнатьев

 

Зоология: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов по специальности 110305.65 «Технология производства и переработки с/х продукции», 110400.65 «Зоотехния» и 110502.65 «Ветеринария» / ФГОУ ВПО «Чувашская ГСХА». Сост. Н.В. Мардарьева, Н.Г. Игнатьев. Чебоксары, 2005. 26 с.

 

 

Предназначены для студентов 1 курса

 

Утверждены методической комиссией биотехнологического факультета и факультета ветеринарной медицины

 

Рецензенты: доктор биологических наук Г.Г. Ефремов

кандидат биологических наук О.П.Максимова

 

УДК 591

ББК 28.6

 

 

© Мардарьева Н.В., Игнатьев Н.Г., 2005



 

ВВЕДЕНИЕ

Зоология представляет собой обширную совокупность наук, включающих в себя знания о животном мире. Соответст­венно этому задачи зоологии заключаются во всестороннем исследовании животного мира.

На современном этапе развития зоологии (понимая ее в широком смысле слова) детальное морфологическое и физио­логическое изучение животного организма выделилось в са­мостоятельные научные дисциплины, такие как анатомия, гистология, физиология и т. д.

Современная зоология обладает огромным фактическим материалом по строению и систематике животных, образу жизни в разнообразных условиях существования, географиче­скому распространению, практическому значению и т. д. Следует подчеркнуть, что усвоение фактических данных зоологии, безусловно, необходимо для понимания теоретических основ этой науки, которые касаются, с одной стороны, закономерно­стей индивидуального развития животного организма (особи), а с другой — исторического развития животного мира (видо­образование, формирование фауны и т. д.).



В истории зоологии огромное значение имели работы К. Лин­нея — основоположника систематики, который ввел в науку понятия: бинарная номенклатура, вид и другие систематичес­кие категории. Значительным этапом в развитии биологии была работа Ж. Ламарка «Философия зоологии» (1809), в кото­рой впервые высказывались теоретические взгляды на эво­люцию органического мира. Велико прогрессивное значение учения Дарвина «Происхождение видов» (1859). Обобщив огромный фактический материал, Ч. Дарвин доказал эволюцион­ное развитие органическою мира, вскрыл законы историчес­кого развития живой природы и положил начало новой эры - материалистической биологии.

Будучи тесно связанас другими биологическими науками, зоология в то же время имеет прямое отношение к сельско­хозяйственным наукам, составляя вместе с физиологией об­щую биологическую основу зоотехнии, ветеринарии и технологии.

Домашние животные (объект зоотехнии, ветеринарии и технологии) произошли в свое время от диких предков и сейчас сохранили некоторые их черты. Это вызывает необходимость изучать систематику, биологические особенности, образ жизни диких животных в природе, их строение, экологию, физиологию, в особенности же такие процессы, как питание, размножение, развитие, исходя из насущных интересов зоотехнии, ветеринарии и технологии.

С другой стороны, многие дикие животные сами по себе имеют большое хозяйственное значение, как например, пчелы, рыбы, промысловые птицы, звери и др. В обеспечении нашей стра­ны продовольствием и товарами широкого потребления, на­ряду с продуктами животноводства, немаловажное значение имеет мясо, получаемое от промысла диких животных (рыб, птиц, зверей), пушнина и т. д.



Вместе с тем большое количество видов диких животных (вредные насекомые и грызуны) наносят ущерб сельскому хозяйству, вызывая, подчас значительные потери урожая раз­личных культур. Другие, например насекомоядные птицы, напротив, исключительно полезны для сельского хозяйства и лесоводства как биологический фактор борьбы с вредителя­ми. Наконец, известно много различных инвазионных и ин­фекционных заболеваний домашних животных и человека, возбудителями или переносчиками которых являются живот­ные (простейшие, паразитические черви, кровососущие члени­стоногие, многие виды грызунов и т. д.).

Совершенно очевидно, что без зоологических знаний не­возможно ни рациональное использование полезных живот­ных, ни разработка эффективных мер борьбы с вредными животными.

Значение зоологии для народного хозяйства подчеркива­ется еще и тем, что широко осуществляемые в нашей стране планы обогащения и реконструкции фауны базируются на достижениях этой науки. Зоологические знания составляют также теоретические основы охраны природы и рационального использования природных богатств.

Следует, наконец, учесть, что при изучении животных в их природной естественной обстановке (то есть при экологи­ческом их изучении), связь основных жизненных процессов с внешней средой, с условиями жизни, в силу большого много­образия последних в природе, выделяется подчас более четко, более определенно, что в домашних условиях. Отсюда следу­ет, что зоологические знания имеют значение не только для биологии, в узком смысле этого слова, но также для зоотех­нии, ветеринарии и технологии, а следовательно, и для всей сельскохозяйственной науки в целом.

Таким образом, зоология имеет большое значение в дальнейшем развитии сельского хозяйства.

 

Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания составлены согласно учебным планам, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 г.

Зоология изучается студентами 1 курса зоотехнического, биотехнологического и ветеринарного отделений заочного факуль­тета.

В основу изучения положена самостоятельная проработка студентом всего учебного материала. В результате каждый студент обязан выполнить одну контрольную работу и вы­слать ее в академию.

При самостоятельной работе над курсом и подготовке контрольных заданий студент использует материал учебни­ков. Изучение должно проводиться последовательно, в том порядке, в каком материал изложен в книге, что соответст­вует примерно ходу процесса исторического развития живот­ного мира.

Согласно программе необходимо изучать весь без исклю­чения материал учебника, но степень детализации усвоения отдельных его разделов должна носить в известной мере вы­борочный характер.

При изучении курса необходимо сосредоточиться на десяти типах животных.

 

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Изучение фактического материала идет по специальным главам учебного пособия.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИВОТНОГО МИРА

1. Простейшие. 2. Губки. 3. Кишечнополостные. 4. Плоские черви. 5. Круглые черви. 6. Кольчатые черви. 7. Моллюски. 8. Членистоногие. 9. Иглокожие. 10. Хордовые.

Первые девять типов объединяются в группу беспозвоноч­ных, которая противопоставляется десятому типу хордовых животных с его основным подтипом позвоночных:

1.Круглоротые 2. Рыбы (классы хрящевые и костные). 3. Земноводные 4. Пресмыкающиеся 5. Птицы 6. Млекопи­тающие.

Ниже приводится перечень основных тем по отдельным зо­ологическим группам, где указано содержание, а также во­просы, которые должны быть использованы для повторения, самопроверки и выполнения контрольных заданий.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание и задачи зоологии. Значение зоологии в сель­ском хозяйстве — в животноводстве, ветеринарии, а также технологии. Зоология и эволюционное учение в связи с форми­рованием диалектико-материалистического понимания приро­ды.

Роль систематики животных в познании эволюции живот­ного мира и в решении народнохозяйственных задач. Поня­тие о биологическом виде, роде, семействе, отряде, классе и типе. Принципы классификации, бинарная номенклатура.

Основные типы животных. Количество известных видов животных разных типов и классов. Роль отечественных ученых в развитии зоологии и ее успехи в России.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 3—37.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет зоологии и ее место в системе других наук о природе.

2. Какое общее теоретическое значение имеет зоология?

3. На какие дисциплины подразделяется зоология?

4. Каково значение отдельных зоологических дисциплин?

5. Каковы основные этапы в истории зоологии?

6. Какое значение имели работы К.Линнея для зоологии? Основные систематические категории и понятие вида, бинар­ная номенклатура.

7. Взгляды Ж.Ламарка на происхождение видов.

8. Работы Ч.Дарвина и прогрессивное значение его эво­люционной теории (кто из отечественных ученых способствовал
развитию и распространению дарвинизма?).

9. Главные факторы эволюции по Дарвину.

10.Каково практическое значение и роль зоологии в охра­не и преобразовании природы и в развитии сельского хозяй­ства России?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.