|
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МИКРОСКОПОМ.
1. Поставьте микроскоп перед собой на рабочем столе ручкой штатива к себе.
2. Вращением револьвера установите объектив с малым увеличением (8X), поднимите конденсор вверх и откройте диафрагму. Объектив необходимо поставить точно под тубусом, поворачивая револьвер до тех пор, пока рука не почувствует легкий толчок и задержку движения револьвера.
3. Глядя в окуляр, вращайте осветительное зеркало до тех пор, пока поле зрения не будет ярко и равномерно освещено. Чересчур яркий свет можно ослабить с помощью диафрагмы и конденсора.
4. Положите препарат на предметный столик (покровным стеклом вверх) так, чтобы заключенный в препарате объект находился непосредственно под объективом.
5. Вращением макрометрического винта опустите тубус, уменьшив расстояние между объективом и препаратом до ~ 0,5 см (следите, чтобы объектив не коснулся препарата, иначе можно раздавить препарат и повредить объектив).
6. Глядя в окуляр, медленно поднимайте макровинтом тубус (примерно до расстояния 1 см) пока в поле зрения не появится четкое изображение.
7. Во время изучения препарат можно медленно передвигать с помощью винтов, вращающих столик.
8. Перейдите с малого увеличения на большое, для этого:
передвигая препарат, поставьте в центр поля зрения ту деталь объекта, которую желательно рассмотреть при большом увеличении. Запомните, что, если изучаемая деталь объекта лежит не в центре, она может оказаться за пределамиполя зрения. Поворачивая револьвер, поставьте объектив с большим увеличением (40х), а затем, смотря в окуляр, очень медленно поднимайте до тех пор, пока не
появятсяочертания предмета. Микрометрическим винтом, вращая его вперед и назад (совершая не более половины оборота!), уточните наводку на фокус.
9. Работу с каждым последующим препаратом начинайте на малом увеличении.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1– Сравнительная характеристика основных классов простейших
Признаки
| Саркодовые
| Жгутиконосцы
| Ресничные
| Споровики
| 1. Оболочка
| 1…, 2….*
| 1…, 2…, 3…
| 1…
| 1…, 2…, 3…
| 2. Число ядер
| 1…, 2…
| 1…, 2…
|
| 1…, 2…
| 3. Органоиды движения
| 1…, 2…
| 1…, 2…, 3…
| 1…
|
| 4. Формы размножения
| Бесп.: 1…,
2…
Пол.: 1…, 2…
| Бесп.: 1…,2…,
3…
Пол.: 1…, 2…, 3…
| Бесп.: 1…,
2…
Пол.: 1…, 2…
| Бесп.: 1…, 2…, 3…, 4…
Пол.: 1…, 2…, 3…
| 5. Типы и способы питания
| 1…, 2…, 3…, 4…
| 1…, 2…, 3…, 4…, 5…, 6…
| 1…, 2…, 3…, 4…
| 1…, 2…, 3…
| 6.Свободно -живущие представители
| 1…, 2…, 3…
| 1…, 2…, 3…
| 1…, 2…, 3…
|
| 7.Паразити – ческие представите -ли (указать хозяев, локализацию паразита и пути заражения)
| 1.Дизентери-йная амеба
2.Мальпиг-амеба
| 1.Трипаносомы 2.Трихомонады
3.Лейшмании
| 1.Баланти-дий
2.Ихтио-фтириус
| 1.Эймерии 2.Малярий-ный плазмодий
3.Токсо -плазма
4.Пиропла-змиды
| * Цифры в колонках указывают на число основных вариантов признака.
Таблица Б.2– Сравнительная характеристика основных типов червей
Признаки
| Плоские черви
| Круглые черви
| Кольчатые черви
| 1. Строение кожно-мускульного мешка
| 1…, 2…, 3…
| 1…, 2…, 3…
| 1…,2…
| 2. Полость тела
| 1…
| 1…
| 1…, 2…
| 3. Отделы пищеварительной системы
| 1…, 2…
| 1…
| 1…, 2…
| 4. Кровеносная система
|
|
| 1…, 2…
| 5.Центральная нервная система (схема строения)
| 1…, 2…
| 1…
| 1…
| 6. Органы выделения
| 1…, 2…, 3…
| 1…, 2…
| 1…, 2…, 3…
| 7. Половая система
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 8.Оплодотворе-ние
| 1…
| 1…
| 1…, 2…, 3…, 4…
| 9. Развитие
| 1…, 2…, 3…, 4…
| 1…, 2…,3…
| 1…, 2…
| 10. Классы, представители и значение
| 1. Ресничные
2. Сосальщики
3. Моногенеи
4. Ленточные
| 1. Нематоды
2. Скребни
3. Коловратки
| 1. Полихеты
2. Олигохеты
3. Пиявки
| Таблица Б.3– Сравнительная характеристика основных классов членистоногих
Признаки
| Ракообразные
| Паукообраз -ные
| Насекомые
| 1. Отделы тела и их сегментация
| 1..,2.., 3.., 4.., 5…
| 1…, 2…, 3…, 4…
| 1 (а, б, в)
| 2. Число усиков
|
|
|
| 3. Органы движения и их количество.
| 1…, 2…, 3…, 4…
|
| 1…,2…
| 4. Части ротового аппарата
|
|
|
| 5. Строение кутикулы (слои)
|
|
|
| 6. Особенности пищеварительной системы (отделы, железы)
|
|
|
| 7.Органы дыхания
| 1…, 2…
| 1…, 2…, 3…
| 1…
| 8. Строение Ц.Н.С.
| 1…, 2…
|
|
| 9. Глаза
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 1.., 2
| 10. Органы выделения
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 11. Постэмбрио-нальное развитие
| 1…, 2…
| 1…, 2…
| 1.., 2.., 3.., 4..
| 12. Система класса, представители и значение
|
|
|
| Таблица Б.4– Сравнительная характеристика классов позвоночных животных
Признаки
| Костные рыбы
| Земноводные
| Пресмыкающиеся
| Птицы
| Млекопитающие
| 1. Покровы
|
|
|
|
|
| 2. Осевой скелет туловища и его отделы
| 3. Форма тел позвонков
| 4. Скелет головы.
| 5. Конечности и их пояса
| 6. Сердце
| 7. Круги кровообращения
| 8. Главные артериальные дуги
| 9. Органы дыхания
| 10. Почки
| 11. Строение головного мозга
| 12. Оплодотворение
| 13. Характер размножения и эмбриогенеза (яйцекладность, яйцеживорождение, живорождение)
| 14. Постэмбриональное развитие
| 15. Система класса, представители и значение.
| Таблица Б. 5*– Клещи-паразиты домашних животных и человека
Представители
| Форма паразитизма
(экто- или эндо-, постоянные или временные)
| Хозяева клещей
| Ветеринарно – медицинское значение: а – возбудители заболеваний; б -переносчики возбудителей.
Указать заболевания.
| 1. Зудни (Sarcoptes sp., Notoedres sp.)
|
|
|
| 2. Кожееды (Chorioptes sp.)
| 3. Накожники (Psoroptes sp.)
| 4. Железницы (Demodex sp.)
| 5. Таежный клещ (Ixodes persul-catus)
| 6. Дермаценторы (Dermacentor sp.)
| 7. Кошарный клещ (Alveonasus lahoriensis)
| 8. Персидский клещ (Argas persicus)
|
|
|
| 9. Куриный клещ (Dermanyssus gallinae)
| 10. Варроа (Varroa jacobsoni)
|
Таблица Б.6*– Характеристика отрядов открыточелюстных насекомых, имеющих важное значение в сельском хозяйстве
Отряды
| Ротовой аппарат
| Кол-во и строение крыльев (жилкование)
| Тип личинки
| Тип куколки
| Важнейшие представители и их значение (указать названия видов насекомых)
| Полезные виды (указать,чем полез-ны)
| Паразиты с/х животных и человека (указать форму пар-зма) ппарпаразитизма)
| Распространители возбудителей заболеваний с/х жив-х и человека
| Вредители растений
| 1. Прямокры-лые (Orthoptera)
| | | | | | | | | 2.Полужестко-крылые (Hemiptera)
| 3. Равнокры-лые (Homoptera)
| 4. Пухоеды (Mallophaga)
| 5. Вши (Siphunculata)
| 6.Жесткокрылые
(Coleoptera)
| 7. Чешуекрылые (Lepidoptera)
| 8. Блохи (Siphonaptera)
| 9.Перепончато -крылые (Hymenoptera)
| 10. Двукрылые (Diptera)
| *Данные таблицы могут быть использованы как домашние задания по соответствующим темам в случае увеличения часоваудиторныхзанятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Схема
Раскрашивания учебных рисунков по биологии
Органы
| Цвет
| Мышцы
| Красный (розовый)
| Пищеварительный канал
| Зеленый
| Печень
| Коричневый
| Сердце и сосуды
| Красный
| Жабры
| Розовый
| Легкие, трахеи
| Голубой
| Почки
| Фиолетовый
| Нервная система
| Желтый
| Органы размножения
| Оранжевый
| Кости
| Желтый
| Хрящи
| Голубой
|
Рекомендуемая учебная литература
Основная
1. Блохин, Г.И. Зоология / Г.И. Блохин, В.А. Александров. – М.: КолосС, 2005. – С.
2. Веселов, Е.А. Практикум по зоологии / Е.А. Веселов, О.Н. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1979. – С.
3. Кузнецов, Б.А. Курс зоологии / Б.А. Кузнецов, А.З. Чернов, Л.Н.Катонова. – М.: Агропромиздат, 1989. – С.
4. Лукин, Е.И. Зоология. / Е.И. Лукин. – М.: Агропромиздат, 1989.
Дополнительная
1. Абдурахманов, Г.М. Основы зоологии и зоогеографии / Г.М. Абдурахманов, И.К. Лопатин, Ш.И. Исмаилов. – М.: Academia, 2001.
2. Блинов, В.И. Зоология с основами экологии / В.И. Блинов. – М: Просвещение, 1990.
10. Душенков, В.М. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных / В.М. Душенков, И.В. Макаров. – М.: Academia, 2000.
11. Константинов, В.М. Зоология позвоночных / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. – М.: Academia, 2002.
14. Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии / Е.Н. Степанян. – М.:Академия, 2001.
15. Сыч В.Ф. Общая биология / В.Ф. Сыч. – М.: Академический проект; Культура, 2007.
16. Хадорн, Э. Общая зоология / Э. Хадорн, Р. Вернер. – М.: Мир, 1989.
17. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова. – М.: Владос, 1999.
Использованная литература
1.Агринский, Н.Н. Насекомые и клещи, вредящие сельскохозяйственным животным / Н.Н. Агринский. – М.: Сельхозиздат. 1962. – 288 с.
2. Билич, Г.Л. Универсальный атлас. Биология. Кн.2. Вирусы – Прокариоты – Растения – Грибы – Слизевики – Животные (сравнительная анатомия) / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Оникс, 2005. – 1136 с.
3. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.
4. Веселов, Е.А. Практикум по зоологии / Е.А.Веселов, О.Н. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1979. – 240 с.
5. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных / В.А. Догель. – М.: Высшая школа, 1981. – 606с.
6. Левушкин, С.И. Общая зоология / С.И.Левушкин, И.А.Шилов. – М.: Высшая школа, 1994. – 365с.
7. Наумов, Н.П. Зоология позвоночных. Ч. 1. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные / Н.П.Наумов, Н.Н. Карташев. – М.: Высшая школа, 1979. – 333 с.
8. Наумов, Н.П Зоология позвоночных. Ч.2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие / Н.П.Наумов, Н.Н. Карташев.– М.: Высшая школа, 1979. – 272 с.
9. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных / ред. К.И. Абуладзе. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.
10. Ромер, А. Анатомия позвоночных. В 2-х томах / Альфред Ромер, Томас Парсонс. – М.: Мир. 1992. – 764 с.
11. Хаусман, К. Протозоология./ Клаус Хаусман. – М.: Мир. 1988. – 336 с.
Учебное издание
ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ
Раздел «Зоология»
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Зоотехния» и «Ветеринария»
Подписано в печать _________2011.
Формат 60 х 84/16. Гарнитура Times New Roman.
Уч.-изд. л. 5,8. Усл. печ. л. 6,7.
Тираж ______ экз. Заказ №. _____.
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069 г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|