Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема анализа воспитательного процесса в классе

Задание 1. Составьте анализ воспитательного процесса в конкретном классе в начальной школе по представленной ниже схеме.

Схема анализа воспитательного процесса в классе

 

  1. Анализ целесообразности поставленных задач и эффективности планирования воспитательной работы в прошедшем году.

Задачи воспитательной работы прошедшего учебного года, целесообразность их постановки, актуальность и своевременность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического взаимодействия, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

Результаты решения воспитательных задач прошедшего года.

 

  1. Анализ уровня воспитанности и развития учащихся класса.

Воспитанность учащихся и факторы, влияющие на нее в большей мере. Характеристика их нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального и физического развития.

Развитость и направленность познавательных интересов и творческих способностей учащихся класса. Указать конкретные проявления в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость в сравнении с результатами прошлых лет.

Характеристика мотивационно-потребностной сферы учащихся класса (структура и динамика учебных и неучебных мотивов, появление «новых» потребностей школьников и т.п.) (в таблицах, с фамилиями).

Сформированность у учащихся потребности в самовоспитании и самообразовании.

Социальное развитие учащихся и его динамика (культура общения и труда; правовая, интеллектульная, информационная, художественная, экономическая, экологическая, физическая культура; адаптированность к окружению и условиям; развитие самостоятельности; способность не поддаваться отрицательным влияниям; проявление лидерских качеств и умений благотворно влиять на социум; развитие жизненного самоопределения и самооценки).

Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса; развитие одаренных учащихся.

Развитие и социализация учащихся группы риска (детей с девиантным поведением, социально-незащищенных) (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих детей).

 

  1. Анализ социальной ситуации развития учащихся.

Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях в прошедшем учебном году; факторы и условия, вызвавшие заметные изменения в социализации учащихся.

Характеристика и динамика основных ценностных ориентаций учащихся класса (в таблицах, с фамилиями).

Особенности взаимоотношений учащихся класса с различными группами людей (товарищами, родителями, учителями).

Референтное окружение и его изменение в прошедшем году у учащихся класса. Характер и степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, одноклассников, сверстников, детских объединений, секций и т.п.) на процесс и результат социализации школьников.

Роль классного и школьного сообщества, социального педагога в социальном развитии школьников.

Роль родителей в социальном развитии школьников.

 

  1. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе. Факторы (условия и люди), оказывающие влияние на формирование этого климата. Особенности нравственно-психологического микроклимата в классе: характер взаимоотношений учащихся друг с другом (тактичность, вежливость, внимание и уважение, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.п.); преобладающее отношение учащихся к учителям и другим взрослым; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса. Наличие и характеристика микрогруппировок. Уровень развития коллективистских отношений в классе, наличие и характер коллективных творческих дел. Степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, наличие лидеров, изгоев.

Развитие общественной активности учащихся (инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в коллективе.

Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы (учебно-познавательные, внеклассные) и поведение учащихся. Кто/что оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

 

  1. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

Что из содержания воспитательных занятий было принято учащимися наиболее охотно? Не принято? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием и отдачей; проявили себя активными организаторами; остались равнодушными; были пассивными? Почему?

Насколько удачной оказалась последовательность и частота классных занятий в прошедшем учебном году?

Какие совместные дела прошлого года способствовали сплочению классного коллектива; социализации учащихся?

Какие методы, формы и средства педагогического взаимодействия в наибольшей степени повлияли на развитие учащихся, на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе?

 

  1. Анализ участия класса и отдельных учащихся в жизнедеятельности школы.

Основные мотивы участия учащихся класса в школьных занятиях, степень заинтересованности и вовлеченности.

Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций; влияние этой деятельности на воспитание и развитие детей.

 

  1. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

Частота и характер контактов с семьями учащихся; формы совместной деятельности школы и родителей учащихся.

Запросы и пожелания родителей относительно учебно-воспитательного процесса в классе и школе в прошедшем году.

Участие родителей учащихся в воспитательной работе класса и школы (в планировании и организации классных и общешкольных дел). Степень участия.

Содержание и формы работы по педагогическому просвещению родителей и информированию их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса. Результативность работы.

Тематика родительских собраний, консультаций, лекций и т.п. Их результативность.

Характеристика индивидуальной работы с родителями.

Взаимодействие с родительским активом класса, школы.

Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, краткая характеристика семейных взаимоотношений.

Взаимодействие с отдельными (например, «проблемными») семьями.

 

  1. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников, представителей других сфер было установлено воспитательное взаимодействие? Его содержание, форма, характер?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

 

  1. Выводы относительно содержания и хода воспитательного процесса в прошедшем году.

Удачи и находки, накопленный положительный опыт.

Отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся.

Нереализованные возможности и неиспользованные резервы.

Перспективные цели и первоочередные задачи ближайшего будущего.

 

  1. Приложение к анализу воспитательной работы класса в прошедшем году.

Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов, мониторингов и т.п.

Сведения о проведении и результатах отдельных занятий, акций.

Зарисовки отдельных периодов жизни классного коллектива.

Другие аналитические материалы.

 

Задание 2. Изучите книги Я. Корчака и Л.С. Выготского. Представьте ответы на вопросы к книгам.

Задание 2. Изучение дополнительной литературы как вид самостоятельной работы студентов

Задание по книгам Януша Корчака

«Как любить ребенка» (1919); Право ребенка на уважение; Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)

Чтобы представить себе Януша Корчака, можно вспомнить, что его настоящее имя Генрик Го́льдшмит, что это польский педагог, писатель, врач и общественный деятель; педагогическую деятельность он начал в дореволюционной Польше, и за годы работы с детьми он написал несколько педагогических и художественных произведений (Король Матиуш Первый и другие). Но лучше, наверное, прочитать знаменитые «заповеди» Корчака, и тогда вы поймете, что это за человек, о чем его книги.

Вот эти заповеди:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, что бы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

Прочитайте книги педагога. Выпишите в тетрадь:

1) Как автор описывает внутренний мир ребенка?

2) Какие ситуации и педагогические задачи он обдумывает в своих книгах?

3) Что автор говорит о личности воспитателя?

4) Какие советы автора родителям кажутся вам актуальными?

5) Какую цитату из книг Я.Корчака Вы бы сделали девизом воспитателя?

 

Задание по книге Л.С.Выготского Педагогическая психология

Прочитайте главу «Эстетическое воспитание» из книги. Ответьте на вопросы.

1) В чем сущность эстетического воспитания младших школьников?

2) Каковы его основные задачи?

3) Каковы средства эстетического воспитания? Пути?

4) Каким образом осуществляется эстетическое воспитание на уроках литературного чтения? Искусства?

5) Что такое художественно-эстетическая деятельность детей? Как она формируется?

6) Какие психологические заблуждения, по мнению автора, существуют в эстетическом воспитании в школе?

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.