Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 1: Одическая поэзия М.В.Ломоносова

1. "Разговор с Анакреоном": а) общий принцип построения "Разговора с Анакреоном"; б) сравнение трех этических позиций: Анакреона, Сенеки и Катона и отношение к ним автора; в) авторская программа (решение им вопроса о цели и содержании поэзии).

2. "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года": а) композиция оды: ведущие слова-темы ("тишина", "науки", "Россия") и логика их сцепления в поэтическом сюжете; противопоставление "тишины" и войны (славы мирной и славы военной) в лирическом сюжете оды; б) автор и адресат в оде; в) поэтико-стилистический строй оды: принципы отбора поэтического слова, построение поэтического образа (монументальность, метафоризм, система аллегорических фигур, картинность); г) проблематика оды.

3. "Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния" как образец научно-философской оды. Соотношение в оде двух миров - вселенной ("натуры") и человека; место человека в системе мироздания.

 

Тексты:

Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1965.

Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л., 1952. Т. 7. 1959. Т. 8

Русская литература ХУШ века, 1700 - 1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

 

Литература для конспектирования:

Серман И.З. Автор и тема в оде // Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Стенник Ю.В. М.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве// Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9 - 20.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова// Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

 

ТЕМА 2: Творчество А.П.Сумарокова

 

1. «Эпистола о стихотворстве» в сравнении с «Поэтическим искусством» Н.Буало: условия поэтического творчества (требования к «творцу»); жанровая номенклатура и ее основания (дифференциальные признаки жанров); полемика с Буало в оценке отдельных авторов.



2. «Синав и Трувор»: оппозиции «разум-страсть», «долг-своеволие», «монарх-тиран» в конфликте трагедии; долг в системе ценностей героев трагедии.

3. «Димитрий Самозванец»: отношение героев к понятиям «истина», «закон», «власть», «вольность», «подданные», «царь»; категории личного и общего в развитии конфликта и поведении героев; проблема «народа и власти» и ее решение.

4. Жанровые особенности трагедии классицизма: тип героя, характер конфликта, композиция, проблематика.

 

Тексты:

Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957 («Б-ка поэта». Бол.серия)

Русская драматургия XVIII века. М., 1987.

Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

 

Литература для конспектирования:

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981; Его же. Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. М., 1988.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. V, VI.

 

 

ТЕМА 3: Жанр комедии в творчестве Д.И.Фонвизина

1. Место комедии в системе жанров классицизма (Н.Буало «Поэтическое искусство» и А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве»).

2. Тенденции развития комедийного жанра в русской литературе XVIII века (полемика о комедии, теория В.Лукина).

3. Сравнительный анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль»: принципы типологии героев, расстановка действующих лиц (как взаимодействуют между собой разные группы персонажей); особенности композиции и конфликта (с содержательной и формальной точек зрения); проблематика комедий Фонвизина (тема воспитания, содержание понятий «скот», «душа» и т. д.).

4. Жанровое своеобразие комедий Фонвизина.

 

Тексты:

«Бригадир», «Недоросль» Д.И.Фонвизина (по любому изданию)

 

Литература для конспектирования:

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И.Фонвизина // Вестник ЛГУ. 1986. Сер. История, языкознание, литературоведение, вып. 3. С. 32-38.

Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // XVIII века. Л.. 1986. Сб. 15. С. 97-108.

 

 

ТЕМА 4: Поэзия Г.Р.Державина

1. «Фелица» как образец «общежительной» оды Державина: а) автор в оде; б) адресат (образ просвещенной государыни) и средства его создания; в) тематика оды; г) стиль.

2. Философские оды Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад»): а) соотношение понятий «жизнь» – «смерть» – «вечность» в поэтическом сюжете; б) решение вопроса о смысле жизни; в) связь с предшествующей поэтической традицией 18 века.

3. Тема поэтического бессмертия в поэзии Державина («Видение мурзы», «Мой истукан», «Памятник», «Храповицкому» (1797г.), «К лире», «Признание», «Лебедь»): а) соотношение мотивов «слава» – «польза» – «истина» – «счастье» – «добродетель» («совесть», «чистая душа») в контексте данных стихотворений; б) тема частной жизни и образ Анакреона в лирике Державина.

 

Тексты:

Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.

Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В.А.Западова. М., 1983.

Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986.

 

Литература для конспектирования:

Западов А.В. Поэты 18 века: Литературные очерки. М., 1979.

Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала Х1Х века // Г.Р.Державин. Анакреонтические песни. М., 1987.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. 1У («От лирического «я» к поэтической биографии»).

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

 

ТЕМА 5: Русский сентиментализм и повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

1. Внешний и внутренний конфликты в повести. Смысл названия «Бедная Лиза».

2. Культ чувства. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев повести. Приемы раскрытия душевного мира персонажей: переключение внимания с событийной стороны сюжета на его психологическую интерпретацию; роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.

3. Сложность и противоречивость характера Эраста – «героя своего времени».

4. Пространственная организация текста. Психологическая функция пейзажа, природа как действующее лицо повести.

5. Место и функция автора в художественной структуре повести.

 

Тексты:

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Любое издание.

 

Литература для конспектирования:

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 2 // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. М., 1981.

Гоголь Н.В. Карамзин // Гоголь Н.В. Избранные статьи. М., 1980.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5 – 32.

Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы 18 века: Метод и жанр. Л., 1985.

Берков П.Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца 18 – начала 19 века // Русская литература XVIII в.: Исследования сов. Ученых. Хрестоматия. Сост. Л.Л.Короткая. Минск, 1988. С. 208 – 222.

 

 

ТЕМА 6: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

1. Значение эпиграфа.

2. Особенности композиции романа.

3. Стилистическое и жанровое своеобразие «Путешествия».

4. Структура образа путешественника: эмоциональная доминанта, черты автобиографичности.

5. Сочетание сентиментальных и классицистических установок в романе.

6. «Продолжение путешествия». «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С.Пушкина.

Тексты:

1. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Любое издинае.

2. А.С.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург» //Пушкин А.С. Собр. соч. в 10т. (или любое другое издание).

 

Литература для конспектирования:

Лотман Ю.М. Из комменатриев к «Путешествию из Петербурга в Москву» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.2.

«Сочувственник» А.Н.Радищева А.М.Кутузов и его письма к И.П.Тургеневу //Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993). СПб, 1997.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994.

 


[1]По каждому автору указан список его произведений, рекомендованных для обязательного и факультативного прочтения в рамках курса, а также основные издания этих произведений. Тексты, обязательные для прочтения, обозначены (!).

[2] Формулировки вопросов могут меняться в зависимости от содержания и наполнения курса.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.