ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
ГЕОЛОГИЯ
Методические указания и задания
к выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Утверждено редакционно-издательскнм советом университета ____________г.
Самара 20_____
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Данные методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения и включают в себя 5 разделов:
Раздел 1. Минералы и горные породы.
Раздел 2. Геохронология и движения земной коры.
Раздел 3. Гидрогеология.
Раздел 4. Геологические процессы и явления.
Раздел 5. Инженерно-геологические и гидрогеологические исследования.
В соответствии с номером-варианта, студенту необходимо в . каждом задании ответить на один вопрос и, при необходимости, дать рисунок или схему, соответствующие заданию.
Студенты должны выполнять задания «своего» варианта, а именно: студенты, номер зачетной книжки (шифр) которых оканчивается на 1, выполняют задания варианта 1, студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на 9, - задания варианта 9, студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на 0, - задания варианта 10.
В конце каждого раздела приведены ссылки на литературные источники, которые необходимо использовать при выполнении заданий данного раздела. Список рекомендуемой литературы помещен в конце методических указаний.
МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Задание 1.1
Охарактеризуйте породообразующие минералы в соответствии с номером Вашего варианта. Представьте характеристику их свойств в виде таблицы, составленной по форме табл. 1.
1. Кварц, мусковит (слюда).
2. Роговая обманка, ортоклаз.
3. Тальк, кальцит.
4. Гипс, каолинит.
5. Ортоклаз, пирит.
6. Кварц, ангидрит.
7. Микроклин, доломит.
8. Кальцит, лимонит.
9. Биотит (слюда), каолинит.
10. Лабрадор, доломит.
Таблица 1
Минерал
| Класс
| Химический состав
| Генезис
| Морфологический
облик
| Цвет, цвет черты
| Блеск
| Твердость
| Излом
| Прочие свойства
| Применение в промышленности, строительстве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1.2
Дайте характеристику указанных ниже горных пород. Их свойства представьте в виде таблицы, составленной по форме табл. 2.
- Пегматит, гипс, парагнейс.
- Гранит, гравий, сланец тальковый.
- Сиенит, песок, сланец кровельный.
- Диорит, мергель, кварцит.
- Габбро, конгломерат, каолин.
- Пемза, доломит, мрамор.
- Базальт, песчаник кварцевый, серпентинит (змеевик).
- Андезит, известняк плотный, кварцит.
- Диабаз, известняк ракушечник, яшма.
- Базальт, мергель, сланец глинистый
Таблица 2
Порода
| Тип и группа по происхождению
| Группа по составу,
| Минералогический состав
| Структура
| Текстура
| Окраска
| Устойчивость к выветрива
нию и инженерно-геологические характеристики
| Строительные характеристики
| Применение в мышлен
ности строительс
тве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1.3
Кратко осветите условия образования горной породы согласно общей петрографической классификации (тип, минеральный состав, инженерно-геологические особенности, формы залегания и т.д.).
1. Базальт.
2. Гранит.
3. Мергель.
4. Щебень и галька.
5. Песок.
6. Известняк-ракушечник.
7. Песчаник.
8. Глинистый сланец.
9. Глина.
10. Лёсс.
Задание 1.4
Охарактеризуйте принадлежность горной породы к определенному типу грунтов в соответствии с инженерно-геологической классификацией Согласно ГОСТ 25100.1011 (1 - скальные; 2 - полускальные; 3 - нескальные: а) связные, б) несвязные, т.е. сыпучие в сухом состоянии) и ее качество как несущего грунта под сооружения.
1. Песчаник кварцевый.
2. Глина.
3. Песок.
4. Мергель.
5. Известняк хемогенный.
6. Щебень, гравий..
7. Суглинок.
8. Гранит.
9. Гипс.
10. Доломит.
Задание 1.5
Оцените возможность использования указанной горной породы в качестве строительного материала.
1. Глина.
2. Песок.
3. Известняк.
4. Габбро.
5. Вулканическое стекло (обсидиан).
6. Песчаник.
7. Суглинок.
8. Гипс.
9. Гранит.
10. Базальт.
При выполнении заданий данного раздела рекомендуется использовать следующие источники:
ГЕОХРОНОЛОГИЯ И ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ
Задание 2.1
Ознакомьтесь с геохронологией земной коры и принципами построения геохронологической шкалы относительного летоисчисления. Кратко охарактеризуйте одно из следующих стратиграфических подразделений; опишите условия формирования отложений земной коры и дайте их стратиграфические индексы (приложение 1).
1. Архейская эра.
2. Пермский период.
3. Девонский период.
4. Общие особенности палеозойской эры.
5. Юрский период.
6. Меловой период.
7. Общие особенности мезозойской эры.
8. Четвертичный период (современный период).
9. Общие особенности кайнозойской эры.
10. Каменноугольный период.
Задание 2.2
Расположите геологические периоды в хронологическом порядке и напишите их условные буквенные обозначения - геологиче- . ские индексы. Между породами какого возраста имеется стратиграфический перерыв в осадконакоплении? При ответе используйте приложение 1.
1. Пермь, палеоген, триас, неоген.
2. Девон, юра, мел, силур.
3. Мел, палеоген, девон, карбон.
4. Ордовик, силур, юра, кембрий.
5. Пермь, кембрий, триас, ордовик.
6. Юра, девон, мел, карбон.
7. Силур, юра, триас, ордовик.
8. Девон, палеоген, мел, кембрий.
9. Карбон, триас, пермь, неоген.
10. Палеоген, девон, неоген, силур.
Задание 2.3
Кратко изложите представления о движениях земной коры.
- Складчатые тектонические движения. Их формы.
- Сейсмический явления. Землетрясения. Моретрясения
- Понятия гипоцентра, эпицентра. Сейсмические волны: виды, условия распространения.
- Принцип сейсмического районирования территорий.
- Значение дислокаций для инженерной геологии.
- Условия строительства в сейсмических зонах.
- Разрывные дислокации. Их формы.
- Микрорайонирование территории.
- Сейсмические баллы и последствия землетрясений.
- Оценка силы землетрясений.
Задание 2.4
Охарактеризуйте одну из форм дислокации горных пород. Необходимо дать характеристику дислокации, привести схематический рисунок и оценить ее влияние на условия строительства различных сооружений.
1. Сброс.
2. Надвиг. Сдвиг.
3. Антиклинальная складка и ее элементы.
4. Горст.
5. Флексура.
6. Взброс.
7. Грабен.
8. Синклинальная складка и ее элементы.
9. Моноклиналь.
10. Ступенчатый сброс.
Задание 2.5
Рассчитать, в соответствии с номером варианта, и заполнить табл. 3.
Таблица 3
Номер варианта
| Период сейсмической волны Т,
с
| Амплитуда колебаний сейсмической волны А, мм
| Сейсмическое ускорение а,
мм/с2
| Коэффициент сейсмичности Ks
| Инерционная сила, S, Т
| Сила землетрясения, балл
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,40
|
|
|
|
|
|
| 0,70
|
|
|
|
|
|
| 1,55
|
|
|
|
|
|
| 0,45
|
|
|
|
|
|
| 0,85
|
|
|
|
|
|
| 0,55
|
|
|
|
|
|
| 2,20
|
|
|
|
|
|
| 1,75
|
|
|
|
|
|
| 0,95
|
|
|
|
|
|
| 1,20
|
|
|
|
|
| 1. Зная период Т и амплитуду А колебаний сейсмической волны (табл. 3), вычислить сейсмическое ускорение а и коэффициент сейсмичности К*:
мм/сек2
где g =9800 мм/с2.
2. Подсчитать сейсмическую инерционную силу S, воздействующую на сооружения при землетрясении. Массу сооружений Р принимают равной 6000 тонн. s = PKS.
3. Используя величину сейсмического ускорения и шкалу Рихтера MSK - 1964 (приложение 2), определить силу землетрясения в баллах.
4. По полученным данным о силе землетрясения в данном районе провести корректировку баллов землетрясения для строительной площадки, сложенной: а) рыхлыми осадочными породами (песками мелкими и пылеватыми плотными и средней плотности маловлажными) с глубиной залегания грунтовых вод 10,0м от поверхности;
5. вмещающими породами грунтовых вод являются глины с показателями консистенции IL ≤ 0,5; при коэффициенте пористости е < 0,9
б) скальными породами (гранитами, гнейсами), невывертрелыми и слабовыветрелыми, перекрытыми маломощным слоем сухого аллювия.
3. ГИДРОГЕОЛОГИЯ________________________
Задание 3.1
Основные понятия гидрогеологии. Опишите одно из следующих положений и сделайте рисунки.
- Классификация подземных вод по характеру их использования.
- Коэффициент фильтрации, его значение и методы определения.
- Подземные воды. Условия формирования подземных вод. Классификация подземных вод по условиям залегания.
- Основной закон движения подземных вод. Расход плоского потока подземных вод.
- Водные свойства горных пород. Физические свойства воды.
- Типы водозаборов. Совершенные и несовершенные колодцы. Понятие о производительности водозаборов.
- Режим подземных вод и производственная деятельность человека.
- Запасы подземных вод.
- Физическое состояние воды в грунтах (виды воды в грунтах).
- Охрана подземных вод.
Задание 3.2
Определить, в соответствии с номером варианта, коэффициент фильтрации массива водоносных песков по результатам откачки из совершенной одиночной скважины. Данные для расчета приведены в табл. 4.
Расчет проводить по формуле Дюпюи, откуда нетрудно получить расчетную формулу
Таблица 4
Номер варианта
| Мощность
| водоносного горизонта Н,
м
| Дебит скважины Q,
м3/сут
| Понижение уровня воды в скважине
S, м
| Радиус влияния скважины R, м -
| Радиус скважины г, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,3
|
|
|
|
|
|
| 0,3
|
|
|
|
|
|
| 0,2
|
|
|
|
|
|
| 0,2
|
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
|
|
|
|
| 0,3
|
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
|
|
|
|
| 0,3
|
|
|
|
|
|
| 0,2
|
|
|
|
|
|
| 0,2
|
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
Задание 4.1
Внешние процессы Земли. Охарактеризуйте одно из явлений, связанных с процессами, протекающими на поверхности земли.
1. Геологическая деятельность ветра. Дефляция, корразия. Лёссы и их свойства.
2. Подтопление территорий. Защитные мероприятия.
3. Снежные лавины. Причины возникновения, мероприятия по предотвращению их возникновений.
4. Селевые потоки. Борьба с селями.
5. Выветривание горных пород. Сущность процесса и его виды. Меры борьбы с процессами выветривания.
6. Деятельность моря. Разрушительная работа моря. Образование отложений и их характеристика.
7. Криогенные (мерзлотные) процессы.
8. Деятельность поверхностных вод. Образование оврагов. Меры борьбы с оврагами.
9. Абразия морских берегов. Мероприятия по борьбе с морской абразией.
10. Осыпи, обвалы, оползни. Мероприятия по защите склонов от осыпей, обвалов, оползней.
Задание 4.2
Объясните, какие геологические процессы обусловили образование указанных ниже четвертичных отложений. Составьте инженерно-геологическую характеристику грунтов, наиболее часто встречающихся среди этих отложений.
1. Элювиальные.
2. Эоловые.
3. Гляциальные (ледниковые).
4. Пролювиальные.
5. Морские.
6. Делювиальные.
7. Аллювиальные (речные).
8. Флювиогляциальные (водно-ледниковые).
9. Болотные.
10. Озерные.
Задание 4.3
Геологические и инженерно-геологические процессы. Охарактеризуйте одно из следующих положений и сделайте рисунки.
1. Процессы суффозии. Условия их образования. Меры борьбы с явлениями суффозии.
2. Карстовые процессы. Условия образования карста, классификация. Противокарстовая защита.
3. Просадочные явления в грунтах. Оценка лёссовых пород в строительстве. Меры защиты.
4. Плывуны и их разновидности. Причины возникновения. Борьба с плывунами.
5. Абразия на побережье морей и крупных водохранилищ. Методы инженерной защиты против абразии.
6. Оползни и причины их возникновения. Определение устойчивости склонов. Меры борьбы с оползнями.
7. Геологическая деятельность рек. Строение речной долины.
Борьба с эрозией рек.
8. Движение горных пород на склонах. Осыпи, обвалы. Меры
борьбы.
9. Техническая мелиорация грунтов. Методы технической мелиорации.
10. Многомерзлотные грунты. Особенности строения (деятельный слой, талики, многолетняя мерзлота). Особенности строительства на многолетнемерзлых грунтах.
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|