Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание

Показатель Шкала Показатель « - »
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др)   3 2 1 Не может точно назвать народы, живущие в родном крае
Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края 3 2 1 Отсутствие представлений о национальных костюмах народов родного края
Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края 3 2 1 Не может выбрать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры народов родного края
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края 3 2 1 Отсутствие представлений о жилищеЮ предметах быта народов родного края
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края 3 2 1 Отсутствие представлений о традиционных праздниках народов родного края
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края 3 2 1 Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края 3 2 1 Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края 3 2 1 Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
Умеет играть в подвижные игры народов родного края 3 2 1 Не умеет играть в подвижные игры народов родного края
Знает сказки народов родного края 3 2 1 Не знает сказки народов родного края
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края 3 2 1 Отсутствие желания слушать сказки народов родного края

 

Шкала критериев:

3– ребенок выполняет задание самостоятельно

2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога

1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога

Диагностическое задание:

Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем»

Содержание задания:

Показатели для наблюдений Содержание задания Действия педагога, стимульный материал
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др)   -Африку Родину Симбы, населяют разные африканские народности и племена, у которых свои традиции и обычаи. -А ты знаешь, какие народы живут в нашем селе? Выбери картинки, на которых изображены представители народов, проживающих в нашем селе.   Демонтрирует изображения представителей африканских народностей Раскладывает перед ребенком изображения представителей разных национальностей, проживающих на территории России
Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края - Как ты догадался, что на картинке изображены русские, татары, морда, чуваши, казахи? - Посмотри, на какой из этих картинок изображены русские мужчина и женщины? Как ты догадался? -На какой из оставшихся татары? Как дагадался? - На какой и трех чуваши, на какой- морда, на какой -казахи? Как догадался? Раскладывает перед ребенком картинки на которых изображены представители народов родного края.
Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края - Давай в подарок Симбе сделаем коллаж о народах родного села. Мы его назовем«Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем» - А по оформлению жилища можно определить, семья какой национальности в ней живет. Предлагаю разместить на коллаже изображения жилищь и их хозяев.   Предлагает заготовку коллажа   Предлагает картинки и помогает разместить их на коллаже
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края -Древние африканские племена на родине Симбы жили вот в таких хижинах. - А в каких домах живут народы нашего села? Выбери картинки и назови. - Предлагаю поиграть в игру «Что в избе?» Выбери из предметов на картинках те, которые являются предметами народного быта в избе. - Как ты думаешь, почему в пословице говориться «Печь всему голова» Демонстрирует изображение африканской хижины. Показывает картинки и предлагает выбрать ту, на котрой изображено традиционное жилище народов родного края. Показывает картинки
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края -У каждого народа свои праздники. О каких праздниках народов нашего села ты можешь рассказать Симбе? Предлагает ребенку разместить на коллаже изображения традиционных праздников народов родного края.
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края -Какие из этих праздников ты хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? Почему?  
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края -Наряди детей на праздник, укрась узором костюмы русского мальчика, девочки, татарина, чуваша и.т.д. Предлагает заготовки костюмов, цветные карандаши.
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края Умеет играть в подвижные игры народов родного края -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на Масленице? Ты сможешь научить Симбу в нее играть? -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на празднике Сабантуй ? Почему? Ты сможешь рассказать, как в нее играть? -В какую повижную игру ты хотел бы поиграть на чувашском празднике Акатуй? Почему именно в эту игру? Ты можешь рассказать ее правила? и.т.д. Демонстрирует иллюстрации, на которых изображены дети¸играющие в народные подвижные игры
Знает сказки народов родного края - Симба прислал нам несколько сказок африканского народа. Они о животных, живущих в Африке. Мы их обязательно прочитаем. -Давай на нашем коллаже разместим героев сказок народов родного края: русских народных, чувашскихи.т.д. -Как ты думаешь, эта иллюстрация из какой сказки? Предлагает иллюстрации к сказкам
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края -Тебе нравиться слушать сказки? Какие тебе нравятся сказки, какие в них герои? -Хочешь расскажу тебе смешную татарскую сказку «О кривой березе»? ты можешь нарисовать к ней рисунок и по нему рассказать сказку дома. Предлагает лист бумаги и цветные карандаши

 

Список используемых источников

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,

2005. – 247с.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.

8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.

12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007

13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.

15.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» ( Электронный ресурс) Режим доступа http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/06.08.2013/skip/4381/21400/

16. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002

17.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.

18.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012

 

Приложения

Глоссарий

Духовная культура –это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно- историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека о общества.

Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой культуры.

Заклички – один из видов закличительных песен языческого происхождения. Они торажают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным, птицам.

Культура в широком значении есть преобраховательная деятельность челровека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смыле культура – это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

Материальная культура– искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы матеральной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценостей. Конкретно это одежда, обувь, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения.

Обычай– унаследованный стереотипный способ поведения, который восприозводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обряд (ритуал) – разновидность обычая

Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни

Потешка – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь

Прибаутка– стихотворная , короткая, веселая история, которая рассказывает мать своему ребенку

Промысел– совокупность действий, целью которых является достижение определенного результата.Апромыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким – лтбо делом в объеме, котрый може обеспечить, полностью или частично, доход. Необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи

Реликвия– свято хранимая, почитаемая вещь, связанная и историческими или религиозными событиями прошлого

Ремесло– мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто выскохудожественные изделия

Традиция - элементы социального и культурного наследия, передащиеся от поколения к поколению и сохраняющиес\я в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Это обычай, устоявшаясяв быту привычка, правило, норма

 

Содержание развивающей предметно – пространственной среды для реализации проекта

 

Игровой центр(центр сюжетно – ролевой игры)
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Рубим избу», «Печь всему голова», «Приготовим обед из национальных блюд», « Наведем порядок в доме»: предметы народного быта, копии предметов быта, муляжи, куклы в национальных костюмах Атрибуты для моделирования практических ситуаций, сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Приготовим чак – чак», «Готовим пироги», «Печем куличи», «Масленица пришла», «Сабантуй», « Приготовим костюм к празднику»: куклы в национальных костюмах, предметы народного быта  
Театральный центр
Атрибуты для игр – драматизаций, инсценировок русских народных, татарских, чувашских, песенок, сказок
Музыкальный центр
Аудио записи для прослушивания: - Детские русские народные песни «По лугу я гуляла», «Как на тоненький ледок», «Во кузнмце», «Ах, вы сени, мои сени» и др - Детские татарские народные песни («Соловей» и др) - Чувашсике народные песни «Засыпай сынок» и др) - Мордовские народные песни - Гимн республики Татарстан, гимн Чувашии и др.
Центр художественно – творческого развития
Картонные заготовки (силуэты) для декоративного рисования Схемы изготовления народных игрушек, кукол Материалы для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования
Литературный центр
Иллюстрации к русским народным сказкам художника В.М Васнецова Иллюстрированный сборник русских нвародных сказокА.Н Афанасьева Иллюстрации к татарским, чувашским, мордовским народным сказкам, стихам, песням Чувашские народные сказки – «Мышка вострохвостик, «Кот и Воробей» и др. Татарские народные сказки: «Три сестры», «Умная девушка», «Гульчечек» и др. Мордовские народные сказки «Как собака друга искала» и др. Казахские народные сказки «Лисья шуба» и др.  
Мини - музей
Мини – музей «Русская изба»: предметы одежды с народными орнаментами, предметы русского бытва
Центр патриотического воспитания
Карта Среднего Поволжья Тематические альбомы Серии сюжетных картинок: «Основные заняти татар», «Ремесла татар» «Основные занятия чувашского народа», «Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство чувашского народа», «Основные занятия мордвы», «Народные промыслы и ремесла мордовского народа» Фотографии и иллюстрации: Татарских , чувашских, морводских, казахских народных костюмов, орудий труда, оформления жилища и его интерьера, музыкальных инструментов, изображения символики Тематические альбомы: «Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», , «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские обычаи и традиции», «Казахские традиции и обычаи»
Познавательный центр
Дидактические игры: «Оденем куклу Машу(Акань) в русский (мордовский) национальный костюм», «Собери народный завиток», «В русской горнице», «Угадай вид росписи», «Угадай народный промысел», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар», «Собери флаг», «Угадай, чье жилище?», «Собери музыкальный инстремент» Дидактический материал: «Азбука русского быта»
Двигательный центр
Материалы и оборудование для подвижных игр


©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.