Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение психолого-педагогической литературы.





Педагогический проект

 

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

 

 

 

Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

СП ГБОУ СОШ «ОЦ» №1 им. В.И. Фокина с. Большая Глушица Самарская область – Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Г.

Содержание:

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Объекты проекта

4. Планируемые результаты

5. Программа реализации проекта

6. Диагностический инструментарий

7. Список использованных источников

8. Приложения

 

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.

Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев)отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.



Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной.

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.

Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые вводят его в мир богатой народной культуры.

Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На региональном уровне региональный компонент в Самарской области определен Концепцией патриотического воспитания граждан в Самарской области

Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. На основе Концепций была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» (авторы Дыбина О.В, Анфисова С.Е, Кузина А.Ю, Ошкина А.А, Сидякина Е.А.), позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент«патриотическое воспитание».



Данная программа легла в основу проекта по патриотическому воспитанию дошкольников, где духовно – нравственное воспитание является одним из его направлений и определяется как усвоение высоких моральных норм, традиций, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своебразие и гармоничное сочетание культур того региона, где оно осуществляется.

Установлено, что маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.

В нашем селе, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, казахи и др. Поэтому каждый ребенок должен с детства быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре (В.Я Синенко).

Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.



Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут ответственность за воспитатение детей. Но все таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно детский сад должен быть сосредоточен не только на интеллектуальной , но и духовной жизни дошкольника.

Методических разработок по воспитанию у детей духовно - нравственных ценностей детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент, приемлемый для работы с нашими детьми.

Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили начать разработку данного проекта.

Цель и задачи проекта

Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания

Задачи

Обучающие задачи:

1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае

Развивающие задачи:

1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине

Воспитательные задачи:

1.Познакомить с системой общечеловеческих норм , правил и требований к поведению личности в современном мире

2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру

 

Объекты проекта

Объекты проекта:родители и дети старшей группы «Капитошка» СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица Самарской области - Детский сад №3 «Красная Шапочка» , воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Планируемые результаты:

Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае, свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках , играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки разных народов.

Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.

Расширяться связи с социумом.

Предметно – пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно - образовательного процесса.

Продукты проекта:

Макеты «Русская изба», «Казахская юрта»

Выставки «Кукла в национальном костюме», «Куклы наших бабушек» (куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки и др.)

Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»

Уголок народного искусства

Игротека русских, чувашских, мордовских, татарских, казахский игр

Тематические альбомы « Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские традиции и обычаи»

 

4. Программа реализации проекта

Изучение психолого-педагогической литературы.

Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.

-Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.

-Нравственность-- ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

-Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

-Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.

Личностные образования дошкольника:

 

 

1.Интеллектуальный компонет, определяющий уровень знаний и представлений, уровень развития способов действий по присвоению опыта

2. Эмоционально –чувственный компонент, включающий эмоции и чувства

3.Мотивационно – потребительский компонент, представляющих систему потребностей в деятельности ее мотивов

4.Поведенческий компонент¸выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции к миру

Темы подлежащие освоению детьми в процессе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности

Макроединицы Микроединицы( темы)
Культура народов родного края: Русская Татаркая Чувашская Мордовская Казахская народная культура Тема1: «Материальная культура народов родного края ( жилища, одежда, обувь, украшения, музыкальные инструменты, игрушки) Тема2: «Духовная культура народов родного края» (песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники)

Основные принципы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.