Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация по проектируемой профессии





Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся

 

1.Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика.

3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

 

Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения разрабатывались в педагогической науке как принципы обучения. Однозначной трактовки терминов «дифференциация», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение» не существует. По мнению И. Унт, это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения.

Дифференциация по способностям

Происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и развитии учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, па­мяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе. Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявления способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые программы. За рубежом распространена дифференциация по коэффициент умственного развития (1Q). В педагогике советского периода дифференциация в способностям считалась неприемлемой, так как она якобы подчеркивала неравенство детей



Дифференциация по неспособностям

Результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем я иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, отстающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Морально-психологический климат, складывающийся вокруг класса коррекции также нельзя считать благополучным.



Дифференциация по интересам

Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т. п.

Дифференциация по проектируемой профессии

Предназначена для учащихся, уже определившихся со своей профессиональной ори­ентацией. Осуществляется, например, в музыкальных, художественных, хореографи­ческих школах или в школах с углубленным изучением предметов. Этот вид диффе­ренциации может реализоваться также в различных типах образовательных учреждений (гимназиях, лицеях и т. д.), в ходе групповых занятий в школе по подготовке в вуз.

Существуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализа­ция» и «дифференциация» обучения. Например, И. Унт определила индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. И, следова­тельно, дифференциация обучения понимается ею как один из основных вариантов инди­видуализации обучения. Дидакт М. Н. Скаткин, наоборот, утверждал, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое.

В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения это, с одной стороны, организа­ция учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливает­ся индивидуальными особенностями учащихся, а с другой различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.



Отечественные педагоги рассматривают дифференциацию как принцип совершенство­вания (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержа­ния и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, классов поддержки и коррекции и др.

Как соотносятся понятия «дифференциация обучения» и «личностно ориентированное» обучение? Личностно ориентированное обучение предполагает построение индивидуаль­ных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. Диффе­ренциация обучения рассматривается в качестве средства реализации личностно ориенти­рованного обучения, так как она способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифферен­циации обучения. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различ­ными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т. д. Во втором случае соз­даются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся. При этом преподавание предметов ведется по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.

В качестве видов «внешней» дифференциации традиционно выделяют: дифференциацию по способностям (по общим или специальным способностям, по неспособностям), дифферен­циацию по интересам, дифференциацию по проектируемой профессии.

Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

· по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозраст­ные группы);

· по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

· по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, тем­пераменту и др.);

· по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

· по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, школы-комплексы);

· внутришкольную (уровни, профили, отделения, уклоны, потоки и т. п.);

· в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенси­рующего обучения и т. д.);

· межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

· внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Объединенной формой дифференциации обучения по интересам и по уровню раз­вития является смешанная дифференциация, например, модель сводных групп по парал­лелям классов. Уровневая дифференциация как форма «внутренней» дифференциации дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным пред­метам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп старшеклассников по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного материа­ла, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения. Оба вида дифференциации — уровневая и профильная — могут сосуществовать и взаимно дополнять друг друга на всех ступенях школьного образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.