Сделай Сам Свою Работу на 5

Стандартизированная беседа





Для изучения мотивационной готовности к школе.

1. Хочешь ли ты идти в школу? (вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел) идти в школу? (выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу)

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (выявляются, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребёнок запомнил и расценивает как подготовку к школе)

4. Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей)

5. Если учительница в школе предложит тебе самому выбрать тему для свободного урока, то чем бы ты хотел заниматься, о чём бы хотел узнать? (выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени)

Полученные данные следует подвергнуть количественной и качественной обработке, особое внимание уделив детям с негативной мотивационной установкой на обучение в школе.

Изучение мотивации может иметь характер проективной беседы. Она может быть проведена, например, после прочтения сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» или сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Исследователь спрашивает у детей: «А как бы вы распорядились, если бы у вас был волшебный цветок (золотая рыбка)?».



 

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека.

Данный тест состоит из трех заданий. Первое — рисо­вание мужской фигуры по памяти, второе — срисовыва­ние письменных букв, третье — срисовывание группы то­чек. Результат каждого задания оценивается по пятибал­льной системе (1 — высший; 5 — низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматрива­ется как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15 — ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, сле­дует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направле­ны на определение развития тонкой моторики руки и ко­ординации зрения и движений руки. Эти умения необхо­димы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье зада­ния выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него зада­нием.



Тест Керна-Йирасека может применяться как в груп­пе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста.

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины. На обороте в верхней левой части помещен образец пись­менных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Карандаш перед испы­туемым кладут так, чтобы он был на одинаковом рассто­янии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспе­риментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Перед выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (например, сказав: «Рисуй, у тебя все по­лучится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен по­следовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.



По окончании рисования детей просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают им скопи­ровать два слова («Это шарик»), написанных письменны­ми буквами (второе задание). Если ребенок не угадал дли­ну фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку мес­то на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у не­которых детей возможно ослабление концентрации вни­мания. Ниже приводится образец, предлагаемый для вос­произведения:

Во время выполнения заданий требуется следить за детьми, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует — правой или левой, перекладывает ли он во вре­мя рисования карандаш из одной руки в другую. Отмеча­ют также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указа­ния, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво, и др.

 

Оценка результатов теста

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на ли­це — глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой ки­стью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) спосо­бом (рисуется сразу как единое, а не составляется из от­дельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «рас­тут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

 

Задание 2

1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превыша­ют размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Мож­но понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку над­писи.

5 баллов. Каракули.

 

Задание 3

1 балл. Почти совершенное копирование образца. До­пускается незначительное отклонение одной точки от стро­ки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увели­чение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок паралле­лен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу, можно не учитывать отклонение не более. тех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое.Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот — даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допуска­ются.

5 баллов. Каракули.

 

Описанный тест удобен для первоначального знаком­ства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют при­чины отставания в развитии, а дают количественную ха­рактеристику, то в особых случаях требуется индивидуаль­ное психическое исследование ребенка в клинических ус­ловиях1.

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необ­ходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем раз­вития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 — за второе и 4 — за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представлять себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов — нижняя граница среднего развития, 12-15 баллов — развитие ниже нормы).

 

Тест Керна-Йирасека предназначен для исследования интеллектуальной сферы, но на основе его первого задания (рисование мужской фигуры по памяти) можно полу­чить некоторую косвенную информацию о личностных особенностях ребенка. При интерпретации этого теста учитываются место расположения человеческой фигуры на листе и ее размер, качество линий рисунка (жирные, вдав­ленные, тонкие, многоразовое обведение одной линии), размер различных частей тела, его диспропорция, отсут­ствие каких-либо частей тепа или каких-либо черт лица, прорисовка глаз. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждой из основных частей тела, например, голо­ве, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бед­рам и конечностям. Если, например, ребенок не рисует пальцы рук или рисует слишком длинные руки, то следует изучить особенности его общения. Когда все линии рисун­ка жирные, вдавленные, много раз обведенные, требуется обследовать его на предмет тревожности. Размер изобра­женной фигуры и расположение ее на листе бумаги (в центре, в углу) дают основание предположить о тех или иных особенностях самооценки. Но необходимо помнить, что вся эта косвенная информация о личностных особеннос­тях ребенка не должна приниматься как его характерис­тика. Она должна стать лишь ориентиром при индивиду­альном обследовании. Не исключено, что при более вни­мательном изучении испытуемого будут отвергнуты пред­положения о его личностных особенностях, возникшие на основании интерпретации рисунка.

 

Графический диктант.

Графический диктант проводится одновременно со всеми детьми группы или класса. На тетрадном листе, который получает каждый ребёнок (с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого края листа, ставятся одна под другой 3-4 точки (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Педагог предварительно объясняет: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, жди­те, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вы­тяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (да­ется реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, ког­да я скажу, что надо провести линию направо, вы ее про­ведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клет­ки вверх, а теперь — на три клетки направо (слова сопро­вождаются вычерчиванием линий на доске)».

После этого предлагается перейти к рисованию трени­ровочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клет­ка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Во время работы над этим узором учитель ходит по ря­дам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисо­вании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачива­ли свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию, и их следует пре­дупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается пол-минуты.

Последующий текст инструкции таков:

«Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна на­право. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо, а теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Перед выполнением заключительного узора препода­ватель обращается к испытуемым со словами:

«Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займем­ся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь про­должайте рисовать этот узор».

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внима­тельно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показа­тель — о степени самостоятельности испытуемого в учеб­ной работе. И в первом и во втором случаях можно ори­ентироваться на следующие уровни выполнения:

1. Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировоч­ного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.

2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют Диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

3. Уровень ниже среднего.Один узор частично соответ­ствует диктуемому, другой не соответствует.

4. Низкий уровень.Ни один из двух узоров не соответ­ствует диктуемому.

 

 

 

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

 

Изучение типа темперамента по жизненным показателям свойств нервной системы (А.И.Ильина, И.М.Палей)

Данные показатели могут использоваться в процессе наблюдения за ребёнком как самими психологами, так и педагогами.

1. Жизненные показатели силы процесса возбуждения.

· долго не утомляется ,повышенная работоспособность, способен длительно работать в условиях преодоления трудностей;

· быстро восстанавливает хорошую работоспособность;

· сохраняет бодрость, уверенность, отсутствие нервозности в любых ответственных обстоятельствах;

· настроение меняется не часто;

· сохраняет устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной, напряженной обстановке.

2.Жизненные показатели уравновешенности нервных процессов.

· нет резких спадов и подъемов в настроении;

· способен быстро и полностью успокоиться в ответ на требование: «ПЕРЕСТАНЬ ПЛАКАТЬ! »

· способен сдерживать свои сиюминутные желания;

· речь ровная, плавная, а мысль четкая и ясная;

· способен концентрироваться на главном и быстро переключаться на другую деятельность;

· одинаково сдержан, усидчив и собран в работе и после успеха, и после неудач.

3.Жизненные показатели подвижности нервных процессов.

· быстро реагирует на все новое в окружающей обстановке;

· быстро привыкает к новым людям, условиям, быстро вырабатываются новые привычки и навыки;

· легко переходит от сна к бодроствованию, от физических занятий к интеллектуальным;

· быстро переключает внимание с одного предмета на другой;

· быстро запоминает и воспроизводит материал;

· чувства возникают и протекают быстро.

Анализ результатов: подсчитывается количество соответствий с числом «жизненных показателей» свойств нервной системы, умножается на 100%. Результат в 50% и более по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства. Результат менее 50%-слабая выраженность свойства. Полученные данные могут способствовать формированию индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребёнка, а также служить объяснением некоторых динамических особенностей его поведения. На основании описанных выше показателей нами была составлена анкета для родителей. Наиболее объективные и точные данные о выраженности тех или иных свойств нервной системы ребёнка могут быть получены при параллельном использовании данных наблюдений психолога, педагогов и результатов анкеты для родителей.

Анкета для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о вашем ребенке (да-«+»,нет-«-»)

1.Ваш ребенок способен долго заниматься каким-то делом, даже если оно вызывает у него затруднения?

2.Сохраняет ли он бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах? (выступление на утреннике)

3.Часто ли у него меняется настроение?

4.Сохраняет ли он внимание в шумной, напряженной обстановке?

5.Быстро ли ваш ребенок восстанавливает хорошую работоспособность?

1.Ваш ребенок сдержанный, усидчивый, терпеливый, спокойный и в интересной работе и после неудач?

2.У него нет резких перепадов настроения?

3.Он быстро успокаивается в ответ на требование взрослого «перестань плакать!»

4.Он способен сдерживать свои желания? (в магазине)

5.Его речь ровная, плавная, спокойная, мысли не скачут?

6.Он способен быстро переключаться с одной работы на другую? (игры)

1.Ваш ребенок быстро реагирует на все новое в окружающей обстановке?

2.Он быстро привыкает к новым людям?

3.Он легко, без раскачки переходит от сна к бодрствованию?

4.Он быстро запоминает стихи и воспроизводит их?

5.Он быстро «влюбляется» в людей, игрушки, но и быстро забывает о них?

6.Он быстро переключает свое внимание с одного предмета на другой?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.