Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика «Исключение лишнего».





Методика позволяет изучить способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. Методика имеет два варианта: исследование на предметном и вербальном материале.

Предметный вариант.

Испытуемому предъявляются последовательно 14 карточек, на каждой из которых нарисовано 4 предмета, один из которых испытуемый должен исключить, объяснив, почему исключается именно этот предмет (приложение 13).

Словесный вариант.

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования мышления лиц старше 11-12 лет.

1. книга, портфель, чемодан, кошелёк

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка

3. часы, очки, весы, термометр

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5. самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор

6. бабочка, циркуль, весы, ножницы

7. дерево, этажерка, метла, вилка

8. дедушка, учитель, мама, брат

9. иней, пыль, дождь, роса

10. вода, ветер, уголь, трава

11. яблоко, книга, шуба, роза

12. молоко, сливки, сыр, хлеб

13. берёза, осина, ягода, дуб

14. минута, секунда, час, вечер

15. Василий, Фёдор, Елена, Иванов

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.



5 баллов – когда испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения группы предметов и «лишнего» слова.

4 балла – сначала родовое понятие называет неправильно, но потом сам исправляет ошибку.

2,5 балла – самостоятельно даёт описательную характеристику родового понятия.

1 балл – даёт описательную характеристику родового понятия, но только с помощью исследователя.

0 баллов – не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь экспериментатора.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым, а по ситуационным критериям, то это является показателем конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

 

Кубики Коса.

Субтест «Кубики Коса» - один из наиболее информативных субтестов методики Д.Векслера. Этот тест применяется индивидуально как для детей, так и для взрослых. Тест не охватывает полностью структуру интеллектуальных способностей. Методика применяется для установления нормального уровня развития умственных способностей, высокого их уровня, умственной отсталости, нарушений поведения, невротических проявлений, пространственной ориентации, внимания, особенностей конструктивного праксиса.



Испытуемым предлагаются двухцветные кубики, длина ребра которых составляет 35 мм. При этом две грани каждого кубика окрашены в красный цвет, две другие грани – в белый цвет, и наконец, две грани разделены по диагонали и окрашены в белый и красный цвета. Образцы фигур, которые необходимо собрать из 9 кубиков, предлагаются на отдельных бланках (приложение 4 ).

При выполнении заданий фиксируется время, характер и количество движений испытуемого, всё его поведение в целом, как вербальное, так и невербальное. Так, например для диагностики типа характера и мотивации существенно то, работает ли испытуемый аналитически, «перебирая» кубики и как бы репродуцируя образец, или он предпочитает вначале осуществить обобщение существенных признаков образца, то есть использует синтетический конструктивный подход. Во втором случае фигуры собираются значительно быстрее и увереннее, ошибки устраняются легко.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается комбинацией следующих условий:

· Фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков.

· Для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней.

· Фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причём на образце не обозначена граница между соседними кубиками.

· Образец перевёрнут на 45 градусов, то есть стоит на ребре.



· Для составления фигуры требуется использовать всё большее количество кубиков.

· Образцы становятся всё менее симметричными.

Методика «Полянки».

Стандартизированная методика (автор Р.И.Бардина) направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Ребёнку предлагается отыскать путь в разветвлённой системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или несколькими ориентирами).

Материалом служит набор из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвлённой системой дорожек и домиками на их концах (приложение 6). В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.

Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные – основные (с первой по десятую). В задачах 1-2 ребёнку необходимо учитывать направления поворотов, в задачах 3-4 – конкретные ориентиры и их последовательность, в задачах 5-6 – сочетание ориентиров в определённой последовательности, в задачах 7-10 – сочетание ориентиров и направлений поворотов.

Инструкция. Для первой вводной задачи даётся инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти и отметить один домик. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме указано, что идти надо от травки, мимо ёлочки, а потом мимо грибка, тогда найдёте нужный домик». Взрослый смотрит, как ребёнок решил задачу, если нужно справляет ошибки или объясняет ещё раз.

Переходя ко второй задаче, взрослый говорит: «Здесь тоже домики и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нём нарисовано, как надо идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в письме. Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

К каждой из основных задач тоже даётся краткая инструкция.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найди нужный домик и отметь его».

К задачам 3-4: «Посмотри на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо … (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найди нужный домик».

К задачам 5-6: «Будь очень внимательным. Смотри на письмо, отметь нужный домик на полянке».

К задачам 7-10: «Смотри на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик».

Оценка результатов.

Количество баллов, полученное ребёнком, устанавливается по шкале оценок. Номера домков к разным задачам указаны в приложении 7. Подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл – 44.

Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).

 

№ домика Задача 1
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Типы выполнения задач.

Неадекватны формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор часто случаен и неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

Незавершённая ориентировка на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы: у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются следовать им. Однако они ещё не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ, как следствие - на последнем этапе пути делают ошибки. Задачи 7-10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать одновременно сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.

Ориентировка на один признак. Дети уже могут соотносить письмо с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие – только изображение направлений пути, поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учёта обоих параметров.

Незавершённая ориентировка по двум параметрам. Дети правильно решают только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только вначале, с учётом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учёт одного параметра.

Детальное соотнесение письма и полянок с учётом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.

Тест «Дорисовка фигур».

(О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова)

Тест направлен на исследование продуктивности, способов создания рисунков и их оригинальность. Испытуемым предъявляется последовательно 20 карточек, на каждой из которых нарисована фигура. Фигуры представляют собой как простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.), так и контуры элементов предметных изображений (силуэт ствола дерева с одной веткой, волна и т.п.). Ребёнка просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Количественная обработка результатов заключается в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) каждого ребёнка.

Кор = количеству рисунков, не повторяющихся ни у кого из детей группы ни у самого ребёнка по характеру использования заданного для дорисовывания эталона.

 

Существует 6 типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип – характеризуется тем, что ребёнок не принимает задачу на построение образа с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный образец, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей.

2 тип – изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому, как второстепенный элемент картинки. Впервые данный тип манипулирования с образами начинают использовать дети подготовительной к школе группы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.